Прот. Всеволод Чаплин: “Не превращать свидетельство в перформанс”

Прот. Всеволод Чаплин: “Не превращать свидетельство в перформанс”

Интервью протоиерея Всеволода Чаплина телеканалу “Союз”, посвященное дискуссиям вокруг “православных активистов”, декабрь 2013 года

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. За последние несколько дней в интернете, с участием в том числе активных православных христиан, а также в светских СМИ, обострилась полемика вокруг нескольких акций, которые были проведены в Москве организацией, которая, мягко говоря, дерзновенно, называет себя «Божья воля».

Прозвучали разные оценки, некоторые из них сводились к следующему: нельзя вообще православным христианам резко реагировать на происходящие в обществе события, надо действовать в академическом ключе, в ключе спокойных неспешных дискуссий, и только так нас услышат. Другие говорили, что нужно использовать все средства, чтобы быть услышанными, что любые средства хороши.

Давайте немножко разберемся в некоторых аспектах происходящей дискуссии. Мне совершенно не понравилась акция движения, именующего себя «Божья воля». Я бы никогда не стал без приглашения приходить в  чужой дом, в тот или иной офис, другое место. Более того, я всегда стараюсь придерживаться правил, которые приняты в этом доме, в этом офисе, в музее или где бы то ни было еще.

Я бы никогда не стал совершать действия, которые находятся на грани, а, может быть, за гранью закона: имею в виду сожжение брошюр в центре Москвы в парке, в месте, где люди гуляют, отдыхают, где любой костер, вряд ли уместен, а уж тем более костер из книг, которые могут тебе не нравится, могут тебе нравится, но так или иначе сожжение этих книг в публичном месте – не самый, по-моему, лучший способ выражения отношения к чужим идеям.

Очевидно, что люди, которые предприняли эти действия, также как и находящиеся на грани или за гранью нарушения общественного порядка (действия в Дарвиновском музее), хотели привлечь внимание к своей позиции. На самом деле, внимание к позиции, отличающейся от позиции молчаливого большинства, иногда привлекать нужно. Более того, иногда это нужно делать достаточно ярко и достаточно жестко, чтобы тебя услышали.

Но никогда не может православный христианин обозначать свою позицию так, чтобы это не приобретало людей для Церкви, а отталкивало их от Церкви. Именно поэтому все действия, в том числе активных молодых православных мирян, которые хотят пламенной жизни и пламенного свидетельства, любые действия, даже этих людей, должны быть мирными, должны быть неагрессивными, должны пусть на уровне не обязательно слов, но на уровне отношения к окружающим, ясно давать понять: мы ненавидим грех и противостоим ему, но мы любим грешника, мы хотим, чтобы он обратился и пришел к познанию истины.

Наше отношение к недругам Церкви, к недругам христианства – это не отношение, направленное на то, чтобы уничтожить врага, это отношение, направленное на то, чтобы дать возможность обратиться, покаяться и измениться грешнику, чтобы человек был приобретен для вечной жизни, а не погублен во временной жизни, а уж тем более в жизни вечной.

«Ради красного словца не пожалею и отца»: кажется, именно по этой поговорке действуют некоторые участники этой интернет-дискуссии, в том числе некоторые православные христиане, и даже некоторые священнослужители.

Иногда очень хочется сказать что-то отличное от того, что скажут все, даже если все выражают здравую мысль. Иногда так хочется отличаться от всех, что мысль нездравая, но высказанная ярко, талантливо, и броско, и хлестко, кажется самой правильной: «Как же так, неужели я такой умный, должен повторять за кем-то что-то?». При этом иногда человек даже не задумывается над тем, а что, если все не просто говорят очевидную и правильную вещь, а говорят то, что должен говорить христианин согласно слову Божию, согласно воле Божией (понимаемая как настоящая Божия воля, а не как повод для перформанса)?

Есть и другой вопрос. Иногда мы слишком начинаем следовать принятым в светском обществе правилам игры в нашем христианском общественном действии. Игра всегда не настоящая. Мы должны не играть, а жить, пусть играет кто угодно, пусть даже весь мир увлекается играми и считает, что играть в идеологию, играть в веру, играть в политику, играть в искусство, развлекаться таким образом, приобретать себе дешевую славу – это и есть главное содержание жизни. Мы, христиане, знаем, что это не так. Любая игра бессмыслена.

Когда мы созидаем что-либо в своей временной жизни, мы созидаем богатство на небесах, по крайней мере, должны так поступать. Должны помнить о том, что именно приобретение вечной жизни, настоящей вечной жизни настоящими делами, словами, помышлениями, молитвами в этой жизни – это то, ради чего мы живем. Не ради того, чтобы о нас кто-то сказал хорошо, не ради того, чтобы увеличилось количество упоминаний наших действий в тех или иных информационных источниках, не ради того, чтобы нас превозносили или публично ругали, что для некоторых людей одинаково значимо потому, что чем больше тебя упоминают -думают эти люди – тем лучше. Нет, мы живем для другого.

В том числе мы живем для того, чтобы свидетельствовать правду Божию и обличать зло. К сожалению, меняется стилистика информационного пространства. Хоти мы того или нет, текст длиной в две страницы вряд ли кто-то уже прочтет, уж тем более текст в десять страниц. К сожалению или к счастью, не знаю, но выступление длиной 15-20 минут уже практически не воспринимается иначе как шум.

Наверное, это очень плохо.

Наверное, действительно дело обстоит так, что люди теряют значительную часть своей культуры потому, что от серьезных длинных книг и даже от статей переходят к лозунгам, к клипам, к картинкам, к фразам, которые могут быть умещены в одну минуту речи или в полстраницы текста.

Но в условиях когда это, к сожалению или к счастью, так, нам нужно все чаще вспоминать о том, какими краткими были изречения Господа Иисуса Христа, и как Он нам говорит: «да будет слово ваше «да-да», «нет-нет».

Поэтому говорить сегодня ясно, четко и определенно нужно, но не играть, не превращать свидетельство в перформанс, не превращать трудную, но очень важную борьбу с пропагандой зла и порока в самопропаганду, в пропаганду своей личности, в стремление понравиться или так удивить, чтобы о тебе говорили целый месяц или целые полгода.

Это ничто перед лицом вечности и будем, дорогие братья и сестры, бесстрашными, будем воинами Христовыми, но не будем актерами, не будем идти на поводу у тех, кто хотел бы затянуть нас в водоворот вечной игры.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
«Любое проявление зла должно лишь усиливать желание проявлять любовь»

Как скандал вокруг «Матильды» помог псевдохристианству выйти в публичное пространство

«Кинотеатры начнут гореть» – это говорят не наши

Священники – об угрозах протестующих против фильма «Матильда»

Чем мы готовы делиться?

Церковь не борется с сектами - Церковь борется за спасение душ

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: