Протодиакон Андрей Кураев: Дискуссия об “Уроках религии” – спор тех, кто “в теме”, и агрессивных дилетантов

Источник: Накануне.ru
|

Школьный курс “Основ религиозной культуры” не предполагает участия Церкви и массового прихода священников в школы, уверен известный публицист, диакон Андрей Кураев. Об этом, а также о том, почему этот курс не нарушит академическую традицию преподавания, он рассказал в интервью корреспонденту Накануне.RU. 

– С 1 сентября во всех школах страны начались так называемые уроки религии, при этом по поводу их необходимости в обществе до сих пор нет консенсуса. Как, по-Вашему, от них будет больше пользы или вреда?

Во-первых, это не уроки религии, это рассказы о религиозных культурах, которые не предполагают конфессиональной самоидентификации учителя и детей. Это рассказы о мировоззрении религиозного человека той или иной традиции, о его представлении о добре и зле. Кому это не интересно, могут просто изучать светскую этику. Курс культурологический, светский, в нем не предполагается прямое участие религиозных организаций, и, что самое главное, у этого курса уже есть своя история, он прошел двухгодичную апробацию в 20 регионах страны, начиная от Сахалина, заканчивая Чечней. За все это время даже в Интернете не появилось ни одного свидетельства о том, что где-то дети поссорились из-за этих уроков. Поэтому все опасения, высказанные в том числе и Михаилом Прохоровым накануне в “Коммерсанте” (Михаил Прохоров выступил со статьей в защиту “светского консенсуса”, где назвал религию “поводом для школьных драк”, – прим. Накануне.RU), имеют чисто теоретический характер.

– Есть мнение, что сам факт появления в школе религиоведения в любом виде подрывает принцип не только светскости образования, но и его академичности, таким образом разрушается научное знание. Есть немало людей, которые считают, что этот “культурологический курс” – очередной способ “отупления” детей. 

По Конституции Российской Федерации, ни одна идеология, ни одно мировоззрение не может быть обязательным, в том числе и то мировоззрение, которое само себя называет научным. Во-вторых, наука – это понятие, которое включает в себя не только естествознание, но и гуманитарные дисциплины, к которым относятся, в том числе, и религиоведение и культурология, а учебники обсуждаемого курса построены именно на этом принципе понимания знания.

– Но раскол в обществе, вызванный введением этого курса, не замечать невозможно. Как с этим быть?

– Это раскол между теми кто “в теме”, и агрессивными дилетантами вроде Михаила Прохорова. Те, кто реально был на этих уроках, кто брал в руки учебники и штудировал их – эти люди, в том числе и учителя, многие из которых ранее отзывались довольно негативно, сегодня дают позитивные оценки. Я считаю, что для педагогов эти уроки – замечательный случай пройти человеческий и профессиональный “апгрейд”, по той причине, что педагог, который 20 лет ведет работу в школе, уже заработал мозоли на языке, ему надоело приводить одни и те же примеры, а сейчас у него появляется возможность не стать религиозным человеком, а освоить новое тематическое поле. Для человека, которому интересна его профессия, это очень хороший опыт.

– Этот курс, пожалуй, самое яркое свидетельство сращивания Церкви и государства, Вам не кажется?

Это позиция агрессивного дилетанта. Церковь не имеет отношения к этому проекту, проект реализует министерство образования, этот курс не несет миссионерских и религиозных целей.

– И священников в школах не будет в качестве преподавателей?

Нет, конечно. Только те священники, у которых есть педагогическое образование и которые прошли лицензирование для этого курса при, опять же, министерстве образования, только такие единицы, может быть, пять человек на всю страну будут вести этот курс, а тысячи педагогов – обычные учителя школ.

– Не настроит ли это некоторую часть общества против Церкви? Уже всерьез и надолго, а не как с Pussy Riot?

Значит – такая это вот часть общества, если они с агрессией воспринимают этот курс, который есть не что иное, как культурно-просветительский проект. Если кто-то говорит, что его бесит звезда Давида, то это проблема не звезды Давида и не евреев, а, наверное, антисемитизма, который в этом человеке живет. Если меня выводит из себя вид креста, то виноваты в этом не Христос, не крест и не Церковь, а, наверное, мое воспитание, моя среда: ультрамусульмаская, ультраатеистическая и т.д. Есть люди, которые словно дрессированные хомячки, реагируют на некий опознавательный знак, не давая себе труда понять, что на самом деле происходит. Скажем, я беседовал на эту тему с ныне уже покойным Виталием Лазаревичем Гинзбургом, нобелевским лауреатом, и он сказал мне, дескать, теперь я понял, что если такие уроки будете вести вы, то я своих внуков отдам в такую школу.

– Но это как раз вопрос качества преподавания, весьма актуальный вопрос, кстати.

И это совсем другая тема. Есть проекты, а есть качество их исполнения. Есть проблемы, мы их видим, знаем, но аргумент, что надо закрыть проект, раз нет исполнителей, может убить все что угодно. Любой проект можно поставить в тупик вопросом: ” А кто делать будет”.

– Вот конкретный пример про кадры. К нам в редакцию обращался преподаватель из одного наукограда, его 1 сентября поставили перед фактом, что он будет вести, наряду с историей, и так называемые уроки религии, все родители в его школе выбрали светский курс, но задача для него проще не стала: нет ни планов, ни курсов подготовки. И, кстати, сам он, по его же признанию, атеист советской закалки.

От него потребовали получить справку из епархии? Нет, конечно. Никто не требует от него отчета о его личных взглядах.

– Но если смотреть объективно, его мировозрение противоречит как целям и задачам курса, так и его собственным принципам. Какая-то бессмыслица получается, разве нет?

Говорю, я рад за него, как за человека. У него появилась возможность освоить новую тематическую среду. Мне кажется, это интересно. Важно понять, что и атеист, и верующий учитель в классе должны понять, что задача стоит не в презентации своего личного отношения к материалу, а в презентации учебного материала. Как на уроках литературы, любишь ты Достоевского или нет, ты просто должен рассказать о нем так, чтобы ученики его поняли.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: