Протодиакон Андрей Кураев ответил  на блиц-опрос портала «Правмир».

buddha1back— Предусмотрел ли Бог спасение для  народов Востока Азии, ведь они  поклоняются Аллаху, Будде и так далее?

— Бог всем людям желает спастись. Я не знаю, каким мог бы быть  путь спасения, приводящий буддиста  в Царство Христа. Мне знаком  христианский путь спасения. Поэтому  я не представляю, как, оставаясь  буддистом, можно встать на  путь спасения в христианском понимании.

Но  если буддисты не спасутся – это  же ведь не повод для того, чтобы  и самим соскочить с пути спасения в знак солидарности с погибающими. Если я вижу, что на Гаити произошло  страшное землетрясение — это не повод  к тому, чтобы самому начинать выбивать окна в своем московском доме. Может быть в замысле Божием спасение буддистов через твою молитву и твое слово к ним. Только это слово не должно быть в стиле «Это так хорошо, что вы, буддисты, не похожи на христиан и верите совсем иначе, но все равно замечательно! И вы так близки к Богу, в которого вы не верите!».

— Что думает и  как относится  православие к  Ведам? Скажу, что  очень много полезного  можно почерпнуть  из Вед, но при  слушании у меня  возникло выражение  — ложка дегтя в  бочке меда. Предлагаю подходить к изучению Вед выборочно, отсеивая такие понятия, как карма, реинкарнация и так далее. Священники однозначно говорят, что это ересь. Но в чем она?

— Конечно же, Веды — это не ересь.  Чтобы заслужить высокое звание  еретика, надо как минимум быть христианином. С еретиками у нас сложные внутрисемейные отношения. А Веды – это с другой планеты, это просто язычество.

Что касается отношения православия  к Ведам — то оно аналогично отношениям православия к художественной гимнастике или к пирамидам. Есть нечто, что просто вне кругозора православной Церкви. Почему обязательно надо глазеть на каждое проходящее диво? Если так на все глазеть, если отвлекаться на каждую диковинку, то можно чего-то самого главного не заметить. Веды вне нашего поля зрения, а, значит, и оценки.

При этом могут быть православные люди, изучающие Веды, но вряд ли к их числу  относится автор этого вопроса.

Православному изучению Веды может подвергнуть  только профессионал, который а) знает  язык Вед, то есть санскрит; б) прекрасно знает древнюю историю человечества и культуру древней Индии; в) хорошо разбирается  в истории религии, литературы и философии; г) обладает глубоким знанием православного богословия.

Мне известен только один человек, который  умеет это совместить — Владимир Кириллович Шохин, ведущий научный сотрудник Московской Академии Наук. Его книги по философии индуизма для меня много значат. Я скажу так — мне Веды не интересны, но если однажды у меня будет вопрос по ним, я позвоню Владимиру Кирилловичу. Пока же я не понимаю, чего такого я мог бы найти в Ведах, что восполнило бы сокровища Библии, святых отцов, великой европейской и русской культуры.

Читайте также:

Протодиакон Андрей Кураев о культуре, книгах, политике и обществе

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.