Протоиерей Александр Салтыков: Секрет современной иконы

Декан факультета церковных художеств ПСТГУ — о том, какие трудности стоят перед современными иконописцами, зачем в эту область искусства приходят девушки, и почему модернисты не умеют писать лики.

Выставка икон, созданных преподавателями и студентами православных учебных заведений, открылась в Москве, в Центре славянской письменности и культуры. Правмир пообщался с куратором выставки — протоиереем Александром Салтыковым.

— Отец Александр, каковы основные трудности, с которыми сталкиваются современные иконописцы? На чем они чаще всего, что называется, спотыкаются?

— Иконописцы бывают разные: если они учились — у них одни проблемы, а если нет — проблемы совсем другие. Если говорить о тех, кто учится, то у них проблемы в основном связаны с тем, чтобы хорошо учиться, других проблем особенных нет. Если правильно поставлено преподавание и наличествует благочестие, то будут и успехи. А вот если благочестия или образования не хватает, то вот тут, конечно, успеха достичь трудно: получается недоразумение, в полном смысле слова — человек не разумеет до конца, что он хочет сделать. Две основы иконописного искусства — это образование и благочестие.

Выставка икон студентов ПСТГУ

— А как вообще становятся иконописцами? Это занятие предполагает огромную ответственность — кто, какие люди готовы ее взять на себя?

— Приходят к нам в университет молодые люди, имеющие или не имеющие подготовку. Они проходят испытание, где показывают свое умение и благочестие. Благочестие хорошо видно по характеру работы, а потом еще мы с ними разговариваем, пытаемся понять, кто они такие. Несомненно, чтобы быть иконописцем, нужно верить в Бога и понимать, что это — не просто твои фантазии, а ты имеешь дело с высшей реальностью. И когда мы видим, что человек хорошо настроен и может учиться — мы его принимаем. К сожалению, идут в последнее время почти одни девушки.

— С чем это связано, на ваш взгляд? И чувствуется ли потом женская рука в иконах, которые они пишут?

— Связано это с тем, что мужчины быстрее теряют веру — легче, чаще, они менее устойчивы в вере, чем женщины. Это всеобщая особенность религиозности в современном мире. Раньше же девушки только вышивали, иконы писали исключительно мужчины. Сейчас это положение изменилось. Но не могу сказать, что женская рука чувствуется — на саму икону не влияет, кто ее пишет. Перед Богом все равны — нет ни мужчины, ни женщины, и как сказал апостол Павел в Послании к Колоссянам: «Нет ни Еллина, ни Иудея… раба, свободного, но все и во всём Христос».

Выставка икон студентов ПСТГУ

— Со времен классической русской иконописи, со времен Андрея Рублева до сегодняшних дней — что изменилось в написании икон?

— Это очень объемный вопрос: Андрей Рублев жил 600 лет назад, изменилось многое, и говорить обо всем сложно. Прошло множество эпох, река времени унесла огромное количество ценных вещей и идей. Мы очень много утратили в самом понимании иконы, и сейчас в первую очередь мы возрождаем именно это — понимание иконы. В иконе должна быть система и структура. Если люди не понимают этого, не ищут этого, если они не изучают эти вещи на древних подлинниках, то они никогда не станут хорошими иконописцами.

— Понимание иконы происходит за счет изучения исторических источников и традиций?

— Для нас древние иконы, написанные руками великих иконописцев — как бы вторая природа. Для всякого художника первый учитель — природа. А для иконописца такая природа — все древние иконы, которые рождались совершенно в другой исторической обстановке и были написаны совершенно другими людьми. Эти люди, как правило, вели подвижнический образ жизни, были созерцателями божественных откровений сами или находились под руководством святых старцев. Они жили в другом ритме, отличном от нашего, и благодаря всему этому произведения из-под их рук выходили совершенно другими. Древние иконы часто несут в себе идеальные черты, и недаром существует сказание, что иконы пишут ангелы. Поэтому для нас очень важно, чтобы наши иконописцы учились на тех образцах, о которых можно сказать: их писали ангелы.

Выставка икон студентов ПСТГУ

— Как повлияли различные течения в искусстве — те же модернизм или авангардизм — на развитие иконы?

— Я уверен, что приверженцы этих течений все очень хорошие люди, но они не понимают, что такое литургическое искусство. Мы же стоим на той позиции, что создаем именно литургическое искусство — оно вливается в ткань богослужения. Это основная разница.

Например, модернисты — они совсем не могут писать лики, а почему? Потому что они не понимают значения лика, в их сознании нет такого понятия, как святость. Когда иконописец пишет лик, он пытается достигнуть евангельского совершенства. А поле светского искусства — это какие-то случайные состояния души и эмоции.

— Сами иконописцы спорят о том, как правильно писать образ того или иного святого. Откуда берут начало эти споры?

— Это связано, вероятно, с понятием образца. Все иконы — по существу идеальные исторические портреты. Вот апостолы Петр и Павел имеют некоторые специфические черты внешности. Эти черты иконописец должен сохранить, сделать Петра и Павла узнаваемыми. То есть, он должен считаться с внешними особенностями человека, которого изображает. А эти внешние особенности до нас доходят в других произведениях, и отсюда проблема образца, канона. Если мы не будем интересоваться, какой нос был у апостола Петра и какой лоб у апостола Павла, какой у них был разрез глаз, как они выглядели-то мы будем изображать, в конечном счете, уже не их, а кого-то другого. Этого не должно быть.

Проблема образца — это, прежде всего, проблема внешнего сходства. Но, кроме того — еще и проблема канонического и благочестивого изображения, выработанного в результате многовековой традиции. Фигура святого должна выражать некое благочестивое духовное состояние, и вот это состояние нужно искать у своих предшественников. Здесь неправильно утверждать: «А вот я вижу так!». Нас не волнует, как ты это видишь — видишь и прекрасно — но нам важно, чтобы икона научала нас благочестию.

Выставка икон студентов ПСТГУ

— Насколько часто вам приходится, общаясь со студентами, будущими иконописцами, возвращать их в это каноническое русло? Они — люди молодые, и понятно, что порой им бывает трудно сдержать какие-то свои фантазийные порывы.

— Те, кто понимает, что благочестие и духовное состояние — это главные ценности в иконе, работают хорошо. Ведь, в конечном счете, именно этими параметрами икона и отличается от не-иконы. Светское искусство — авангардистское ли, модернистское, любое другое — не озабочено вопросами благочестия. А наше искусство — озабочено. Это принципиальная разница. Поэтому если молодой человек, пришедший на наш факультет, не озабочен вопросами благочестия, то он вряд ли останется на нем.

— Мы можем говорить о росте интереса к иконе в наше время?

— Судя по наличию споров, которые вокруг этого вопроса ведутся, интерес, конечно, возрос. И споры, как говорит апостол Павел, это хорошо: «Подобает быть разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».

Я имею в виду, прежде всего, спор между традиционалистами и модернистами. Предмет этого спора, как мне кажется — это все тот же вопрос благочестия: если вы хотите, чтобы ваша икона была подлинно благочестивой, вам необходимо сверяться с традицией. А если вы хотите что-то другое, то, конечно, традиция не нужна. Сторонники новых исканий говорят: надо что-то новое, это все мы уже видели. Хорошо, но в таком случае хочется ответить: если вы хотите чего-то нового, то пишите тогда новую литургию. У нас есть литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, а литургии Петра Ивановича Смирнова у нас нет — пусть он напишет ее, а мы посмотрим, примет ее Церковь или нет? То же самое и в иконах: что здесь значит новое? В иконе может иметь место новое, но это всегда плод собственной богатой духовной жизни — на уровне подлинного творческого откровения и в рамках данного канона.

— А что нового может быть в рамках канона?

— Новое рождает сама церковная жизнь, каждый следующий виток истории производит новое. Вот, например, у нас есть гигантская иконография новых мучеников — тысячи и тысячи людей, с которых надо писать иконы. Новые судьбы, новые жития, новые ситуации появились. Вот убили русского царя со всей его семьей — это же колоссальнейшая творческая тема! Она, кстати говоря, более-менее раскрыта в иконописи, но никак не затронута светской живописью. Хотя это событие чрезвычайной исторической важности, необыкновенное по своему трагизму — но почему-то светское искусство не обращает на него никакого внимания. А вот церковное искусство этой темой очень интересуется, и огромное количество икон изображают сейчас царскую семью. Хотя изображают, конечно, очень по-разному.

Выставка икон студентов ПСТГУ

— Отсюда следует еще один вопрос: как быть иконописцам, изображающим новомучеников — на какую традицию и какие образцы опираться?

— Здесь требуется большой поиск, и окончательно современное церковное общество еще не выбрало, на чем остановиться. Исторически канон утверждался неформально — появлялся какой-то образ в искусстве, который хорошо ложится в литургическую жизнь и который молитвенно всех устраивает. Вот этот канонический образ царя и его семьи еще только предстоит выбрать.

— Какое будущее ждет икону, по вашему мнению?

— Здесь, я полагаю, не надо искать особых путей. Есть богослужебная жизнь, она существует и будет существовать до конца времен — так что беспокоиться насчет будущего иконы не нужно.

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Выставка икон студентов ПСТГУ

Беседовал Михаил Боков

Фото Евгения Глобенко

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Декан факультета церковных художеств ПСТГУ: С халтурщиками в церковной жизни лучше дела не иметь

Какую икону выбрать для дома – современную рукописную или репродукцию древнего образа?

«Смысл иконы – в соединении миров»

Рекламная вывеска или образ-посредник? Почему мы перестали понимать язык иконы?

Прокуратура проверит выставку Яна Фабра в Эрмитаже

Известный художник создает картины из панцирей жуков, скелетов и рогов