Повернувшись к Волге задом,
сжавши руки в кулаки,
смотрит Ленин злобным взглядом,
как шагают дураки.

Неизвестный священник.
70-е гг. 20 в.

В Церковь приходят люди с разными мнениями, в том числе с очень далекими от ее учения. Одним из таких мнений можно назвать «православный сталинизм». Казалось бы, что может быть общего между Церквью и сталинизмом, который и в теории, и на практике боролся с христианством? Откуда же взялся этот феномен и как его победить, беседуем с настоятелем храма Воскресения Христова в Кадашах, деканом факультета Церковных художеств ПСТГУ и преподавателем истории Церкви протоиереем Александром Салтыковым.

— Коммунисты утверждают, что в Русской Православной Церкви есть сталинисты. Как вы можете прокомментировать это мнение?

— Думаю, что в Церкви, действительно, есть лица, считающие себя сторонниками Сталина, но хочу надеяться, что таковых становится меньше.

— Кто эти люди?

— Среди них много людей старшего поколения, помнящих нашу страну великой державой. Также среди них есть лица среднего и молодого поколений, которые недовольны беспорядками в государстве, отсутствием у власти политической воли и нравственных устоев. Все они обычно исполнены воспоминаний о величии страны — Российской империи и Советского Союза.

Конечно, о величии Отечества следует всегда помнить. Но им кажется, что главным условием, при котором Россия могла бы вновь вернуть утраченное, стать подлинно великой державой и процветающей страной, является «железная рука» правителя. Ближайшим примером такой «руки» является Сталин. Но к сожалению, у этих людей не хватает духовного чутья, чтобы понять что «железная рука»- это далеко не все.

К тому же, они нетерпеливы. Им хочется все устроить скоро. Но это невозможно, если разрушение устоев длилось почти век. И следует понять, что Россия в лучшие времена строилась, в первую очередь, не «железными руками», а верующими, христианскими сердцами. А когда сердца ожесточились, огромное государство стало разваливаться.

Самое замечательное в православных сталинистах, что они совсем не коммунисты. Им интересен не коммунизм, а индивидуальность лидера. Сталина они представляют как «царя-героя», который спасает народ.

Православный сталинизм — довольно любопытный феномен в том смысле, что в нем можно увидеть, как реагируют современные люди на происходящее вокруг. Он показывает, как много в сознании некоторых православных людей наслоений, хаос понятий: там вместе и православие, и советская эпоха, и русский царь, и коммунизм, и капитализм…

— Кем был Сталин на самом деле, и как его представляют сталинисты?

— Сталин происходил из бедной семьи, у него была глубоко религиозная мать, которая хотела видеть его священником. Он окончил четыре класса семинарии, был исключен за нападение на духовное лицо (что уже не было редкостью), но получил свидетельство, разрешающее ему быть учителем в начальном училище. Видимо, начальство семинарии не беспокоилось о качестве преподавательской деятельности такого наставника.

С этим благословением он и начал свою «учительскую» деятельность, найдя место в партии большевиков — «первый сокол Ленин, второй сокол Сталин». Он быстро становится профессиональным революционером. Организовывает боевые отряды, занимается пропагандой, участвует в «экспроприации» банков — партии, ведь нужны были деньги. Этого требует «революционная справедливость».

«Православный» плач о железной сталинской руке начался сразу после крушения красной империи в 1990-е годы, потому что начался полный беспорядок — как у нас говорят, «беспредел». Таким образом, мечты о Сталине выражают достаточно широкое недовольство бессилием властей в устройстве государства. Но, выдвигая образ Сталина, эти люди совершенно не хотят видеть, что Сталин во все годы своей власти творил невиданное насилие.

Когда им об этом говорят, они отвечают — иногда с искренней наивностью — что, видите ли, «Сталин не знал о репрессиях», которые на самом деле проводились по его приказу. «Виноваты плохие люди из его окружения, а он-де не знал». Это, как ни странно, современный вариант старой крестьянской веры в доброго царя. Известно, что в России крестьянские восстания имели простую политическую программу — выбрать доброго царя: «Сейчас царь злой и окружен злыми приказчиками. Нужен добрый царь, окруженный добрыми, хорошими людьми».

В наше время в головах некоторых людей произошла такая странная модификация этой парадигмы — «православный» сталинизм. Они, конечно, хотят «хорошего» Сталина. Но боюсь, только безумцу Сталин может показаться «добрым царем». В их патриотическом, но не очень последовательном воображении предстает некий образ «идеального» царя — могущественного и грозного, но, вместе с тем, великодушного, справедливого…

Действительно, в старом русском гимне поется: «Сильный, державный, царь православный! Царствуй на страх врагам, на благо нам». Но какое отношение имеет образ монарха в этом прекрасном гимне к властителю атеистической империи, построенной на костях всех сословий русского народа?

Деятель, которого они идеализируют, большого отношения к русской монархической идее не имеет. Он был диктатором и тираном, а это не только совсем другое, но даже и противоположное образу монарха. Усилиями Сталина и его соратников Россия превратилась из православной империи в азиатскую деспотию, слегка закамуфлированную учением о коммунизме — «под философию», так сказать. Что же касается веры в доброго царя — это признак детского сознания. Бывали святые цари, но это также совсем иное.

— В юности Сталин, учась в семинарии, стал атеистом и вместе со своими друзьями они надругались над святыми иконами.

— Это отвратительно и напоминает поведение некоторых крайних сект. Но, к сожалению, увлечение марксизмом было характерным для учащихся семинарий (в том числе тифлисской) перед революцией. Из семинарий вышло немало революционеров. Подумаем, как это могло быть и кто в этом виноват?

Тут как раз мы стакиваемся со странным феноменом, касающимся «православного» сталинизма — нежеланием знать подлинную историю России и Русской Православной Церкви ХХ века. Или желание знать ее крайне выборочно. Иногда они вспоминают гонения на Церковь. Но когда им хочется возвеличить свой романтический идеал, они стараются об этом не говорить.

— Зачем им нужен этот идеал?

— «Православные» сталинисты услаждаются горделивыми мечтаниями о возрождении российской мощи. Их в этом не трудно понять. Но если концепция опирается на образ великого гонителя Церкви, то она абсолютно не реальна. Идеализация Сталина — это навязчивая и нездоровая, вредная мечтательность.

Да, у них есть некое представление об идеальном царе, который «суров к врагам и милостив к друзьям». Но ничего этого совершенно не было и никак не могло быть в советской действительности: В жестокой борьбе за власть Сталин всю жизнь предавал и убивал своих друзей, соратников, коллег по партии. Народ это прекрасно понимал и выражал по-своему. Бытовала, к примеру, частушка: «Огурчики, да помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике». Таково было народное восприятие отношений «там», наверху.

Михаил Богородский. "Расстрелять СССР"

Михаил Богородский. «Расстрелять СССР»

Сталин был, без сомнения, ярко одаренной личностью. Благодаря своей исключительной одаренности, он справился с другими претендентами на высшую власть, — такими, как Троцкий и прочие. Справился жестоко и бесцеремонно. Но, поскольку во всем есть Промысел Божий, то можно думать, что эти другие были бы еще страшнее, чем он. Господь послал нам, по-видимому, меньшее из зол. Однако худшие варианты не оправдывают Сталина.

— Ученые историки говорят о том, что в современных сталинистах присутствует тенденция к этатизму, то есть поклонению государству.

— Этатизм — это политическая философия, которую исповедовали некоторые русские ученые. С «поклонением государству» все не так просто: это же можно понимать очень различно. Был например, такой мыслитель — Чичерин, он мог говорить об этатизме, но не наши доморощенные мечтатели.

— Есть какие-либо составляющие, которые входят в основу современного православного сталинизма?

— В концепции православных сталинистов есть определенные эсхатологические элементы учения Церкви, только перевернутые наоборот.

Сутью этой составляющей является учение об эсхатологической роли России, ее роли в последнем этапе мировой истории. Есть распространенное представление, имеющее свои духовно-исторические основания, что судьбы мира тесно связаны с Россией, которая, конечно, должна быть для этого могучей и православной. Россия должна сдержать надвигающегося антихриста на определенный период.

В этой концепции Россия является той силой, которая может ему противостать. Но для этого Россия должна покаяться, и тогда, как достаточно чистая сила, она может стать препятствием на пути силы темной и нечистой. Она должна преодолеть безбожие, воровство, разврат. Для этого, безусловно, нужна крепкая власть, как одно из условий выполнения этих пророчеств. Но крепость власти неразрывно связана с религиозным и нравственным уровнем народа. При этом вообще неизвестно, возможно ли такое религиозно-нравственное развитие общенародного масштаба в современную эпоху.

Итак, православный царь должен противостоять антихристу. Этот «царь-герой» должен создать великое православное государство. Но каким оно должно быть? У поклонников Сталина нет никаких положительных образов, кроме образа «карающей руки» «царя — героя». Это чисто мифологическое сознание, которое примеряет к современной России некий идеализированный образ власти, но выявляет при сем глубокое незнание исторической реальности, непонимание современной реальности и отсутствие представления о реальности будущего.

Сталин же исторически выступает больше как разрушитель, а не созидатель, вопреки убеждениям его поклонников. Ведь именно при нем, на рубеже 30-х годов были «изобретены» массовые беснования воинствующих безбожников, «комсомольские пасхи» и тому подобные оргии, нападения на храмы, их наиболее массовое закрытие и физическое уничтожение духовенства. Сталин, как гонитель Церкви, сам являет собой очередной в истории «промежуточный», так сказать, образ антихриста.

— Суд над коммунизмом?

— Время для этого, по сути, упущено. Суд, конечно, мог бы стать яркой акцией, но вряд ли возможно такое сейчас подготовить. И кто стал бы этим сейчас заниматься? Теперь выросло новое поколение людей, которые не представляют, что происходило в советские времена. Двадцатый век для молодежи — далекая история. К тому же и власти сейчас во многом утаивают реальную историю или пытаются ее перетолковать.

В школах история советского периода почти не освещается, и молодежь, покидает школу не только с плохим знанием русского языка и литературы, но и почти без знаний по собственной истории. Всей правды не говорят, недостаточно занимаются исследованием новейшей истории, не издаются многие архивные материалы. Огромное количество таких материалов до сих пор засекречено. Отчасти это делается, исходя из ложно понятых престижных побуждений.

— Какова логика этих побуждений?

— Она состоит в том, что, будто бы, если скрыть — или хотя бы уменьшить — преступления 20 века, то Россия будет выглядеть лучше в глазах огромного числа людей, которые должны видеть только величие нашей страны, а также в глазах тех, чьи родственники пострадали от репрессий. Но ведь если скрыть преступление, оно никуда не исчезнет, и будет вредно влиять на духовность общества. Не говоря о том, что оно будет пребывать пред очами Божиими до Страшного суда.

Единственный путь как-то загладить преступление — это покаяние, а для того, чтобы покаяться, надо ясно видеть его. Это честный путь, достойный христианина. Но в основном скрывают правду и не открывают архивы просто потому, что так легче манипулировать сознанием.

— Но ведь был осужден Гитлер и партия нацистов, и никому в здравом уме не придет в голову объявлять себя последователем Гитлера, а вот у Сталина есть открытые поклонники и даже в Церкви.

— Нужно говорить объективно. Гитлера и его сторонников судили сразу по горячим следам после ожесточенной войны, которую он развязал. Со сталинизмом же дело обстоит совершенно иначе. Мы привыкли сопоставлять этих деятелей, в основном, на уровне публицистики; но все же они — разные.

Следует помнить, что Гитлер был настоящим язычником. У нацистов был определенный культ неких «могуществ» — темных мистических сил, которым они сознательно поклонялись. Там было много самой мрачной мистики. У Сталина и его большевиков этого не было. Они отрицали всякий религиозный культ и основывали свою власть в большой степени на стихийном материализме, к тому времени уже распространившемся по всей России.

Кроме того, Гитлер развивал расистскую теорию, то есть делил людей и целые народы на высших и низших. Всякий подобный расизм античеловечен. Коммунисты ограничиваются рамками «классовой борьбы» под лозунгом «справедливости». Это демагогия, но она гораздо проще, доступнее, привлекательнее, чем расизм. Многие вполне приличные люди принимали это учение, думая, что на его основе в самом деле можно построить справедливое общество. Конечно, чем ложь привлекательнее, тем она опаснее.

— Однако, Вы сами только что упомянули культ Сталина.

— Да. И следует помнить о том, что при жизни Сталина православные люди сравнивали его с антихристом, потому что он претендовал на мировую власть, был лукавым и злобным гонителем христиан, а также развивал свой собственный культ, имевший явные признаки человекобожия.

Газеты, плакаты, стены учреждений пестрели лозунгами типа: «Сталин — гений всех времен и народов», «Сталин — корифей всех наук», «весь мир приветствует товарища Сталина», и т. д. «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!» — звучало особенно замечательно при режиме, когда дети отвечали за преступления (чаще всего мнимые) своих родителей. Согласитесь, это не слабые заявления. Сейчас трудно в такое поверить. И смешно, и страшно.

Весь народ должен был петь песни о Сталине (и о Ленине, конечно). Их теперь никто, разумеется, не знает. Например: «Сталин — наша слава боевая, Сталин — нашей юности полет, с песнями борясь и побеждая, наш народ за Сталиным идет». «О Сталине мудром, родном и любимом, прекрасную песню слагает народ».

Да что говорить! В государственном гимне, слова которого забыты, но мелодия которого сохранена, звучало на весь мир: «…Ленин великий нам путь озарил, нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». Это — настоящий прижизненный культ, но не святого подвижника, а совсем иначе. Все приписывалось Сталину. Интересная странность; современники видели в нем антихриста, а иные из нынешних православных держат его за образ православного спасителя отечества.

События Отечественной войны породили ряд легенд о покаянии и даже воскресшей религиозности Сталина. В отличие от Гитлера, Сталин все же имел некую христианскую основу. Это, как-никак, факт. Между прочим, первым патриархом восстановленной Грузинской Церкви он сделал своего семинарского наставника (кажется, его звали Калистрат). Но ведь и Ирод любил слушать святого Иоанна Предтечу.

Нам известно, что в 1937 году была объявлена «пятилетка безбожия», в результате чего последние храмы должны были быть закрыты к 1942 году. Однако Бог этого не позволил. Сталин умел мгновенно менять позицию, и в свою первую речь в начале войны он вставил обращение: «Братья и сестры!». Но он был не первый: в день нападения немцев выступил митрополит Сергий, будущий патриарх. Это разрешили, потому что испугались.

Однако храмы начали открывать у нас во время войны потому, что раньше Сталина это начал делать Гитлер на оккупированных территориях, желая привлечь население на свою сторону. Хотя бы частичное открытие храмов и укрепление церковного управления, перед этим почти разрушенного, и было, можно считать, духовной причиной победы в 1945 году над врагом, который открыто поклонялся темным силам. Но это «малое возрождение» Церкви, которое Сталин допустил, было лишь политической реакцией на гитлеровскую акцию по открытию церквей на временно захваченных русских землях.

Многие ожидали дальнейших шагов к духовному возрождению, но этого не произошло. Сталин не спешил, и за время войны он открыл в три раза меньше храмов, чем гитлеровцы на захваченных русских землях. Он тонко рассчитал, что и минимальное количество храмов вызовет энтузиазм и усилит веру в «вождя». Зато Сталин понял, что он может использовать Церковь в политических целях как инструмент в противостоянии с Западом. И все. Он лицемерно приостановил гонение лишь отчасти, но держал святую Церковь по-прежнему в кандалах и никакой свободы ей не давал. Преследования верующих продолжались.

Поэтому когда говорят, что Сталин в конце жизни якобы «покаялся» и «возрождал Церковь», это, к сожалению, недоказуемо. Культ Сталина оставался и поддерживался им самим до конца его дней. Продолжая сопоставление с Гитлером, отметим, что Гитлер покончил жизнь самоубийством (вместе с Евой Браун), а перед этим затопил берлинское метро, сознательно погубив огромное количество ни в чем не повинных мирных жителей, которые там спасались от войны в городе.

Сталин в последние годы страдал манией преследования и, возможно, был отравлен. Но если со смертью Гитлера окончился и гитлеризм как политическое движение, то двойственная личность Сталина породила продолжение режима еще на полвека. Не следует забывать, что государственный атеизм и насильственное навязывание нашему народу — и даже всем народам! — коммунистической идеологии все время и до конца оставались официальной доктриной советской власти.

— Давайте перечислим преступления Сталина.

— Я бы хотел все же говорить не о преступлениях, а о злодеяниях. У нас-то ведь вовсе не суд, а только размышление. Но при этом следует оговориться, что, как бы ни были страшны эти злодеяния, мы, христиане, должны рассматривать их как наказание Божие. За что же наказывает нас Бог? За отступление от веры в Него. Помня об этом, попробуем назвать хотя бы основное в делах Сталина, которыми нас наказал Господь.

Главное в том, что он, будучи одним из лидеров, а затем главой партии большевиков, был одним из организаторов гонений на религию и полноценного геноцида русского народа. Он совершал свои действия по слому Российской империи вместе и вслед за Лениным, вместе с Троцким, Каменевым, Зиновьевым, Рыковым, и прочей «железной когортой», и вместе с ними разделяет ответственность.

Устранив соперников, он полностью взял на себя всю ответственность за продолжение и развитие этих злодеяний. Сталин и иже с ним были те самые «кровавые правители», о которых предупреждали св. Иоанн Кронштадтский, митр. Макарий (Невский) и другие праведники перед революцией. Их не слушали. И он был послан как в некотором роде бич Божий за грехи народа. К сожалению, все это мы заслужили, еще ранее потеряв веру в Спасителя.

Он нанес колоссальный удар по народной нравственности, которую развращал насаждением безбожия и верой в коммунизм, и никакие ссылки на его слуг и помощников, что это они-де «во всем виноваты», а сам Сталин «белый и пушистый», не убедительны. И не только потому, что масштаб преступлений и отвратительных злодейств был чрезвычайно велик, а потому, что геноцид осуществлялся по плану и систематично. Говорить о том, будто «наверху» об этом не знали, это или обман или крайняя наивность.

При Сталине проводилось массовое уничтожение предполагаемых «врагов народа» или без суда и следствия, или по сфабрикованному делу с уже готовым решением, по так называемому классовому признаку, причем широко применялись пытки. «Вина» людей состояла уже в том, что они принадлежали к «плохому» классу «угнетателей». Такими «плохими» классами были и дворянство, и духовенство, и буржуазия, и зажиточное крестьянство… То есть, едва ли не весь народ подпадал под знаменитое определение — «враги народа»!

Жизнь человеческая ничего не стоила. «Хорошими» классами были только пролетариат и безлошадное крестьянство. Причем существовала принятая формула: «уничтожить, как класс», — иначе говоря, ставились задачи уничтожать целые сословия. Может, поклонники Сталина скажут, что этого не было? К сожалению, все это было, и выполнялось в полном объеме. Или вновь скажут, что он «не знал»? Но если руководитель страны не знает о злодеяниях в масштабе всего государства, то что это за руководитель? За что же тогда вы его превозносите?

Нет, он хорошо знал, что происходило и… был доволен. Кстати, организационный уровень был весьма высок. В газетах постоянно освещались крупные процессы — против так называемых троцкистов, «левых» и «правых» уклонистов, «Шахтинское дело» — против технической интеллигенции, бесконечных «шпионов» — знаменитая 58-я статья — и множество других. Процессы шли непрерывно. На «врагов» через тогдашние СМИ непрерывно натравливали народ. Были и скрытые процессы и расправы. Аресты происходили тайно, по ночам.

Детей учили ненавидеть «классовых врагов» и доносить на собственных родителей. Вся страна прославляла замечательного мальчика — Павлика Морозова, который предал собственного отца. Полагаю, что православные поклонники Сталина об всем этом просто ничего не знают. А надо знать. Такова наша история. А разве такая политика принимались не на самом высшем уровне — на заседаниях Политбюро? Эта политика, направляемая «железной рукой» «батьки усатого», и была геноцидом русского народа.

Это организация системы концлагерей, полная карта расположения которых на территории России до сих пор не опубликована, потому что публиковать ее страшно. Во главе их стояли всякие Ягоды, Берии, Ежовы, вершившие нигде и никогда не слыханное уничтожение десятков миллионов людей собственного народа. Бутово и Коммунарка под Москвой — это просто капли в общей адской картине уничтожения.

Тухачевский применял боевые газы против своего народа, но и сам был уничтожен. Истребление духовенства и религиозных ценностей — разрушение десятков тысяч храмов, уничтожение культурных ценностей — икон, картин, библиотек, архитектурных памятников, накопленных за тысячелетие Церковью и народом. Культурные потери никто не подсчитывал. Ко всему этому добавим и то, что Сталин был крайне развратен.

Устройство голода на Украине и не только на ней. На Кубани и в других местах был этот же самый голод. Современные российские власти сделали бы умнее, если бы выразили солидарность с украинцами, которые говорят о голодоморе, а не прятались бы трусливо от этих законных обвинений. Это и есть ложное понимание престижа.

Говорят (и справедливо) что в России сейчас процветает воровство, но в СССР грабеж шел в гораздо большем масштабе, это был всеобщий грабеж. Все началось с лозунгов во время революции типа: «грабь награбленное!», «экспроприировать экспроприаторов!». Современные расхитители национальных богатств имеют там своих прямых предшественников.

Нынешние либералы возмущаются, что им запрещают ругать президента, и говорят, что сейчас «1937 год». Они, видимо, плохо знают историю. Во времена Сталина, когда действительно был 1937 год, сажали в тюрьму за анекдот, по доносу соседа, за происхождение, Чудовищно, но существовали запланированные нормы арестов, а в лагерях — расправ, которые спускались «сверху» и чекисты обязаны были их выполнять, хватая людей буквально на улице.

— Но многие говорят, что Сталин восстановил и укрепил государство, поднял образование, организовал науку, развил технику…

— Следует признать, что революция произошла потому, что царское правительство совершило немало ошибок, которые подготовили революцию. Так, за двести лет империи оно не сумело (да и не хотело) создать полноценную систему народного образования для всех. Крепостное право было удобнее. А большевики ввели «всеобуч» и за десять лет преодолели, в основном, народную безграмотность.

Они создали «рабфаки» (рабочие факультеты), куда хлынула молодежь, которая была им благодарна и знать не знала и не хотела никого другого. Отсюда вышли мощные кадры, сооружавшие монолит сталинского режима. Эта новая техническая партийная интеллигенция не хотела замечать, что рядом гибнут миллионы соплеменников — ни в чем не повинных «врагов народа».

Людской резерв казался неисчерпаемым. Лозунг «светлого будущего» и ореол «великого вождя» действовали завораживающе. Что там судьба каких-нибудь отдельных «винтиков»… До этого наши «рабфаковцы» знали только свою убогую деревню, а тут при их участии создавалась мощь СССР, которая идентифицировалась с личностью вождя. Что, конечно, ложно, потому что коммунисты только использовали ту энергию и ресурсы, которые были ранее накоплены трудом русского народа, верующего в Бога, а они ее бездарно и преступно растратили.

По демографическим расчетам конца 19 века в России через столетие (к концу 20 века) должно было бы проживать до 400 миллионов человек (я об этом где-то уже говорил). Огромные технические проекты, идеи освоения Казахстана и Сибири — все это задумывалось задолго до революции. Но при Сталине и его преемниках в образовании, науке и технике развивалось только то, что способствовало военной мощи. И обратите внимание, что все техническое развитие, которому действительно уделялось первостепенное внимание, а также и научное развитие шло в сопровождении мощной коммунистической и атеистической пропаганды.

«Коммунизм — это молодость мира…» и так далее. Пропаганда усиленно прославляла «величие человеческого разума», который не нуждается в Боге и, мол, скоро будет устроен мир всеобщего благоденствия — коммунистический рай на земле. «Великие стройки коммунизма» олицетворяли «победы» над природой, в экономике, в развитии общества, во всем. Всюду — на Беломорканале, на канале Москва-Волга и по всей системе Гулаг’а в стране работали армии заключенных, но это тщательно скрывалось и, в общем, скрывается до сих пор.

И что же теперь мы видим? Все эти начинания, развиваемые не просто без религии, но именно вопреки вере в Бога, в постоянном и дерзком противостоянии Богу — все эти начинания разрушены: и само государство в его прежнем составе, и армия, и высокие технологии, и космическая техника, и народонаселение, и культура (в большом масштабе), и образование, и природа, и прочее. Все, что не имеет благословения Божия, обречено. И если сейчас что-то начинает восстанавливаться, то на новых основах, и, заметьте, при несомненном возрождении религиозности в нашем обществе. Теперь все нужно воссоздавать заново.

А что касается гуманитарных наук и искусств, то здесь никакого или почти никакого развития и не было. Наоборот, при зорком партийном контроле произошел в целом очень значительный регресс, который пока далеко не преодолен. А именно эти направления формируют личность. Вот почему мы 20 лет стоим у разбитого корыта и не знаем, что делать.

— Некоторые поклонники Сталина пишут его иконы. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Мало ли что делают совершенно невежественные люди. Это нелепость.

— Поклонение Сталину является ли грехом, несовместимым с нахождением в Церкви, попадают ли сталинисты под анафему советской власти патриарха Тихона?

— Что Вы подразумеваете под словом «поклонение»? Думаю, что ошибочные мечтательные образы не являются таким большим смертным грехом, чтобы человека предать анафеме. Но с этим хаосом в сознании, конечно, нужно бороться.

— Как?

— Просвещением молодежи. С молодыми людьми можно и нужно работать, чтобы они не затуманивали свое сознание ложными и безумными учениями. А это возможно только в свете христианства. Нужна постоянная просветительская работа по разъяснению и самой природы зла, и по историческим событиям в нашем отечестве, особенно за последние сто-полтораста лет.

Слова Спасителя, многократно сказанные книжникам и фарисеям, здесь применимы, как и во многих других случаях, когда говорится о людях, самоуверенных и самодостаточных, но еще и претендующих на учительство: «Горе вам, безумные и слепые». Не имея понимания о духовных основах власти, некоторые пытаются активно продвигать образ тирана и диктатора в качестве положительной силы. Возносить Сталина на какой-либо трон, конечно, не следует.

В красивейшем месте Кавказа, на озере Рица Сталин построил себе дворец. После смерти хозяина никто не воспользовался его роскошью. Нет там ни детского лагеря, ни санатория. Нет даже дачи для чиновников. Так и стоят заросшие развалины, никому не нужные, никому не принесшие пользы. Никто не решился использовать наследие злого гения. Лишь редкий турист приближается к зловещему месту. И это символично.

Истина в том, что хоть и много будет приходить антихристов, чтобы соблазнить даже и верных (Мф. 21:8), то есть христиан, но Христос есть, и Он победит. Думая же о нашем государстве, следует понять, что смысл его существования изначально, со времен святого Владимира, был в том, чтобы приводить своих граждан к вере во Христа.

Это выражено в знаменитом сказании о выборе веры, когда святой князь Владимир, рассмотрев основные религии, выбрал православие. Это было поистине благодатное и судьбоносное решение на все века. Без глубоко понятого и сердцем принятого православия никакие «железные руки» ничего доброго не сделают. Об этом и надо помнить, прежде всего, всем, кто задумывается о судьбах Церкви и России в земной истории. Тут может помочь только Бог.

P.S. Я расскажу историю из юности. В советское время, будучи работником музея имени Андрея Рублева, я занимался собиранием музейных экспонатов. Мы ездили по России, искали иконы. Однажды мы пришли в поселок, где нам встретился один старый священник, который много лет просидел в концлагере. Он охотно разговорился с молодыми людьми. Мы спросили, за что он, этот хороший человек, был посажен?

Батюшка рассказал, что в молодости, когда всех насильно посылали на демонстрации, однажды ему тоже пришлось идти на демонстрацию. Это было еще до войны. Проходя с «колонной трудящихся» мимо статуи Ленина, он сочинил стишок: «Повернувшись к Волге задом, сжавши руки в кулаки, смотрит Ленин злобным взглядом, как шагают дураки». Стишок легко запоминался, и шедшие с ним в унылой колонне «трудящиеся» тут же стали весело повторять забавный и острый экспромт. Едва он вернулся домой, его тут же арестовали и посадили.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.