Протоиерей Всеволод Чаплин об ИНН, прививках, алкоголизме и первой исповеди

Портал «Православие и мир» продолжает публиковать  ответы протоиерея Всеволода Чаплина на вопросы читателей, заданные в рамках блиц-опроса, проведенного на сайте.

Как Вы относитесь к международному движению “Пролайф”? Иногда высказываются мнения о его сектантской деятельности. Тарасова В.А.

Движение давнее, очень мощное, распространенное во многих странах, имеющее разные конфессиональные основы.

Среди пролайферов есть православные, католики, протестанты, в том числе относящиеся к деноминациям, возникшим совсем недавно.

Тем не менее, этих людей объединяют неприятие аборта, стремление к его исключению из жизни разных стран, забота об уважении к жизни. Единого движения нет, есть разные группы, принадлежащие к разным конфессиям и религиям.

Некоторые из них пользуются незаконными методами; некоторые, может быть, больше озабочены самопиаром, чем достижением реального результата. Но так, наверное, бывает в любом массовом движении. И если кто-то совершает ошибки или ведет себя недостаточно честно и чисто в нравственном смысле, это не значит, что все движение плохое.

В движении «Пролайф» есть много искренних, мудрых людей с чистыми мыслями и горячим сердцем. Надеюсь, что в этом движении будет больше православных христиан.

Уважаемый отец Всеволод.

Некоторые говорят, что слышали от Вас призыв “Мы за Россию без торговли алкоголем по ночам и в ларьках”. А средь белого дня и в супермаркетах – это можно? Поймите меня правильно – это не издевка. Есть сведения о том, что в середине 90-ых годов, в тяжелое для всей России время, РПЦ пополняла свой бюджет за счет не только беспошлинно ввозимого табака, но и предоставленных ей правительством льгот на продажу ликеро-водочных изделий (Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь). В июле 1996 года льготы для всех были отменены, однако 12 сентября того же года Правительство РФ поручением № ВЧ-П2-3/1286 возобновило эти привилегии для Русской Православной Церкви.

Как это увязывается с Вашим призывом за безалкогольную Россию? Или она только по ночам безалкогольная?

Заранее благодарен за ответ. С уважением, Михаил Александрович.

Не слышал ни одного достоверного свидетельства о торговле со стороны церковных учреждений крепким алкоголем – водкой или чем-то в этом роде. Были случаи, когда в гуманитарной помощи появлялось вино. Его передавали светским учреждениям для реализации.

Лично я не считаю, что употребление вина или чего-либо спиртосодержащего в умеренных количествах – это греховный или безнравственный поступок. Украсить хорошим вином праздничный стол – это давняя христианская и почти общечеловеческая традиция.

Другое дело – пьяное буйство и тем более алкоголизм. И то, и это – настоящая беда. Отец Тихон (Шевкунов) правильно говорит, что в России большой проблемой является употребление алкоголя в режиме «допития» – когда люди пьют с вечера, а потом идут ночью в ларек или магазин, чтобы взять еще спиртного. После такого употребления алкоголя часто происходят пьяные драки, измены, убийства, несчастные случаи, тяжелые запои. Не секрет и то, что молодежь по ночам накачивается пивом, которое можно легко купить буквально на каждом углу.

Именно поэтому Всемирный Русский Народный Собор призвал исключить торговлю алкоголем в ночное время и в ларьках. Такого разгула алкогольного бизнеса, как у нас, нет ни в одной уважающей себя стране. Так что можно выпить умеренное количество хорошего вина или даже крепкого напитка, но не нужно терять голову и честь. А значит, употребление алкоголя и режим продажи алкоголя должны быть введены в рамки общества, живущего по нравственным законам, умеющего управлять своим образом жизни и поведением своих членов.

Здравствуйте!

Меня интересует такой вопрос. Во время флорентийского собора (1438-1445) почти весь греческий епископат (кроме Марка Ефесского) подписал унию с еретиками-католиками. Все подписанты стали еретиками. Все, кто знал об этом и продолжил литургическое общение с еретиками, тоже стали еретиками. Митрополит Исидор, подписавший унию, в качестве митрополита московского, вернулся в Москву и провозгласил еретическое учение. Русская Церковь разорвала с ним общение, а вместе с ним со всеми такими же, как он, подписантами. После этого и вплоть до 1597 лета от Воплощения Христова (до рукоположения митрополита Московского и Всея Руси Иова в “патриархи” еретиком лжепатриархом греческим Иеремией) мне неизвестны факты литургического общения Русской Православной Церкви с греками-еретиками. Греков я называю еретиками потому, что мне ничего неизвестно о каком-либо акте соборного покаяния в ереси, выразившейся в подписании флорентийской унии.

1) Известно ли Вам что-либо об отречении от ереси со стороны греков?

2) Прибыв в Россию в 1588 году, Вселенский Патриарх Иеремия II, по просьбе царя Феодора Иоанновича, его первого советника – Бориса Годунова и архиереев Русской Церкви, поставил первого Патриарха Московского и Всея Руси Иова. Но раз Иеремия был еретик и не отрекался от унии с католиками, можем ли мы почитать Иова и всех остальных святейших патриархов, бывших после него (вплоть до наших времен)?

Если рассуждать по такой логике, то в мире нет ни одного истинного православного христианина – все еретики, в том числе Вы, я, все российские новомученики и вообще вся вселенная.

Греческая церковь, поняв пагубность унии, отказалась от нее. И этот отказ, изгладивший историческую вину, стал основанием для восстановления общения Русской Церкви с Греческой.

Много раз в истории Церкви исправление ошибок не сопровождалось публичным покаянием. Покаяние совершалось в душе людей и в их жизни, при этом Церковь проявляла милосердие. Думаю, так было и в том случае, о котором Вы говорите.

Здравствуйте! Первая исповедь ребенка: как настроить ребенка, что говорить и делать? Заранее спасибо!

Чумакова Мария.

Прежде всего сказать ему, что не надо бояться. Я часто видел на исповеди детей, которых родители «подготовили» так, что ребенок буквально дрожал от ужаса.

Нужно объяснить, что такое ошибка и ее исправление. Что такое Божия любовь и почему Господа не нужно огорчать поступками, в которых нет любви, а есть что-то нехорошее.

Конечно, опытный священник знает, как построить исповедь ребенка. Но родителям очень важно дать ему правильное, легко воспринимающееся понятие о грехе и добродетели, и самое главное – о Божием прощении, о Божией милости, о том, что жизнь без греха, жизнь по заповедям Божиим – это гораздо лучшая жизнь, чем жизнь во грехе.

Что вы можете сказать о творчестве Стивена Кинга? В моем окружении есть подростки и молодые люди, которые зачитываются его книгами и смотрят все фильмы по его книгам. Мне нигде не попадалось авторитетное православное мнение на эту тему. Пожалуйста, прокомментируйте.

Увы, ничего о нем не знаю. Спросите кого-то, кто разбирается лучше и меньше отстал от жизни.

Как спастись, если у тебя есть ИНН?

Лена.

Надеяться на милость и помощь Божию и помнить, что от Его любви нас ничто не может отлучить, если мы с Ним живем, пред Ним ходим, исполняем Его заповеди и прибегаем к Его таинственной помощи, подаваемой в истинной Церкви.

Христос Воскресе! Как РПЦ относится к Эдгару Кейси (популярный на Западе “ясновидящий”)?

Попытки предсказать будущее, даже отчасти точные, опасны тем, что лишают человека данной Ему Богом свободы. Господь не случайно закрыл от нас грядущее. Если бы мы точно знали, что с нами произойдет через час или через несколько десятилетий, многие бы опустили руки и перестали делать то, что должно. И не смогли бы достойно пройти испытание земной жизнью – испытание свободой.

Добрый день, о. Всеволод.

Знаю, что Вы следили за событиями на Манежной площади и неоднократно высказывались по этому поводу. Но объясните мне, пожалуйста: в нашей стране стало стыдно быть русским человеком, о Православии я молчу, вообще засмеют.

Во многом из-за этого, наши соотечественники с Северного Кавказа настолько потеряли чувство меры, настолько преисполнились чувством безнаказанности и вседозволенности, что порой прячешь глаза, встречаясь с компанией молодцов на улице столицы. Скажут: “Что же, в семье не без урода”. Да, но такое ощущение, что “все уроды” здесь.

Это не шовинизм и нацизм, в самой моей семье есть кавказцы, они готовы подписаться под каждым словом. Даже в такой многонациональной семье, все без исключения, мягко говоря, в ужасе от ситуации в Москве. Все – даже дедушка с бабушкой. Спросить бабушку, как она относится к гостям столицы и самое мягкое, что можно будет услышать, – призыв к немедленной депортации. Что бы нам не говорили по ТВ, так считает подавляющие большинство жителей России, которые устали от хамства.

У людей всем известных, хватает наглости предложить ввести полумесяц на гербе, рассказывать об исламе, как двигателе русской истории, публично вещать о русских пьяницах, не способных к труду. Стыдно. Отец Всеволод, ведь 100 лет назад никто бы не поверил в такую картину. Для чего власти продолжают заигрывать с национальными меньшинствами?

Простите за эмоциональность.

Кирилл Р.

Не нужно стесняться быть русскими, не нужно стесняться быть православными. Не нужно бояться отстаивать свой образ жизни, в том числе право поступать по своим традициям и убеждениям. Не нужно бояться предлагать всем, кто приезжает в гости, приезжает жить в места, где утвердились наша культура и традиции, все это уважать и прислушиваться к мнению большинства, к мнению коренных жителей.

Да, в русских городах и регионах есть немало меньшинств, которые могут отличаться по культуре. Эти отличия невозможно изменить в одночасье, но проявление этих отличий в общем пространстве должно соотноситься с мнением других людей, в том числе национального большинства. И такой подход должен стать частью государственной политики.

Об этом и мне, и другим представителям Церкви приходилось много раз говорить власть имущим. Наш народ должен вновь обрести мирную, спокойную, уверенную силу, которая не позволяла бы нас унижать в нашем собственном доме. С такой силой не имеют ничего общего нацистские и неоязыческие группировки. Если они, не дай Бог, возьмут власть в стране, всем, в том числе русским людям, будет только хуже.

Не так давно Познер сделал в СМИ следующее заявление: «Думаю, что одна из величайших трагедий для России – принятие православия. И это совершенно не случайные вещи, потому что более темной и закрытой религией является православие. Русская Православная Церковь больше всего напоминает мне КПСС с Политбюро, которое состоит из митрополитов, и с генеральным секретарем, который называется Патриархом. Я считаю, что Русская Православная Церковь нанесла колоссальный вред России».

Я, как православный человек, считаю такое заявление провокационным, направленным на разжигание межнациональной розни по религиозному признаку, о чем написал письмо в Администрацию президента Медведева.

Ответа от президента я не получил, за него ответили чиновники, сообщив мне о том, что у нас свобода слова, если не нравится высказывания Познера, обращайтесь непосредственно к нему, или подавайте в суд.

Подскажите, как простой православный русский человек может донести до Президента волнующие его до глубины души вопросы с тем, чтобы Президент России знал, какие бесовские заявления на весь белый свет делают некоторые телеведущие?

Иоанн Златоустый говорит, что если христианин не противодействует беззакониям бесов, не осуждает их, то он виноват перед Богом не меньше самих бесов, а может и гораздо больше, ибо своим равнодушием подвигает их на дальнейшие беззакония и вражду против Бога.

Да, есть люди с разными позициями. Высказывание, которое Вы привели, известно давно. Радует, что эта позиция, которая 15 лет назад была доминирующей, сейчас ассоциируется с уходящим поколением.

Даже само сравнение с политбюро современному человеку не очень понятно. Политбюро и советская партийная система были в лучшие свои годы, когда никто уже не думал о мировой революции, пародией на централизованное государственное устройство, которое для России всегда было и всегда будет в той или иной мере свойственно.

Будем надеяться, что по мере того как Россия будет возвращаться на свой нормальный естественный исторический путь, будет забываться и тоталитарная идеология, и те, кто до конца своих дней, похоже, намерен с этой идеологией бороться в силу квазидисидентской привычки, а заодно отрицать очевидное – то, что Россия должна быть сильным государством с крепкой властью и с народом, который с властью естественным образом взаимодействует.

Наша семья является православной и, что называется, воцерковленной – соблюдаем посты, участвуем в Таинствах. Но я ощущаю постоянную неудовлетворенность от отсутствия настоящей деятельности на благо России. Это меня очень смущает. Слово Патриарха о консолидации всех православных сил очень созвучно моим мыслям, но как это сделать – я не знаю. В приходе (у нас большой собор) приходской жизни нет, кроме воскресной школы, а хочется, чтобы кто-то направил, и я с удовольствием вместе с семьей помогала бы по всем направлениям. Очень часто задавала священникам вопрос об отсутствии добрых дел, но мне отвечают, что надо чаще причащаться Святых Христовых Таин. Может, действительно, этого достаточно?

С огромным уважением к Вашей деятельности и надеждой на ответ, Лариса.

Работы сейчас в Церкви, в том числе в православных общественных объединениях, очень и очень много. Это и социальная деятельность, и обозначение перед властью проблем, волнующих простых людей, и информационная работа, и миссионерство, и православная педагогика. Надо только найти себе дело по душе и круг людей, с которыми можно это дело делать вместе.

Вы вполне можете обратиться в наш отдел, рассказать, в чем бы Вы хотели применить свои силы. Попытаемся найти тех, с кем Вам будет вместе легко трудиться.

Отец Всеволод, скажите, пожалуйста, как поступить. Мой отец недавно взял в руки Евангелие и смутился, наткнувшись на отрывок, в котором Христос говорит о том, что кто берёт себе в жёны разведённую, тот прелюбодействует.

Дело в том, что отец женился на разведённой женщине. Верующим на тот момент они не были и представлений о Церкви особо никаких не имели. Эти слова его сильно задели. Я пытаюсь ему объяснить, что ничего страшного в этом нет – у апостола Павла учение о браке описано шире, предлагаю Мейндорфа прочитать о браке.

Но в ответ получаю: “Зачем мне ещё Мейндорфов каких-то читать? Чёрным по белому написаны слова Спасителя. Какие мне ещё нужны толкователи. Написано же, что на разведённой жениться нельзя и точка, а я женился. Хотел помочь несчастной женщине, а оказывается, погрешил против Бога”.

Что ему сказать?

И второй вопрос. У католиков ведь также единобрачие. И венчание – таинство, в котором священник не участвует. Какой ответ дать воцерковлённому католику по этому же вопросу? Ведь, похоже, апостол Павел их тоже особо не вразумляет. Как быть?

Андрей Нестеров.

Действительно, этот поступок нравственно небезупречен, и не случайно Священное Писание говорит о единстве в браке. Надо помнить, что в иной жизни мы встретимся с теми, с кем нас связывала жизнь здесь. Впрочем, когда человек не только делает уступки слабостям своей природы, но и приносит покаяние, он получает от Господа прощение. И не случайно Церковь после покаяния благословляет второй и третий брак, поддерживает его, пытается укрепить людей, живущих в таком браке.

Не вполне понимаю вопрос, относящийся к Католической Церкви. Там венчание, конечно же, совершает священник, так же, как у нас. В Православии принято считать, что Таинство происходит по вере тех, кто к нему приступает, и не случайно сегодня в нашей Церкви перед венчанием совершается исповедь и, как правило, катехизация. Все-таки христианский брак – это брак верующих людей, а не красивая романтическая церемония, которая якобы не к чему не обязывает.

Добрый день! Извините, я не знаю, как правильно к Вам обратиться.

Недавно у меня обнаружили онкологическое заболевание, с тех пор паника и чувство страха не оставляют меня. Молитвы не всегда помогают, я не воцерковленный человек, в церковь заходила время от времени, не очень часто, признаться. Теперь хожу каждую неделю, дважды исповедовалась и причащалась. Наверное, заболевание дано мне по грехам (гордыня, обидчивость, гнев, злопямятность), чтобы привести меня в Церковь, дать осознать, что жила неправильно. Теперь молюсь и каюсь, но меня мучает мысль, что это похоже на некую сделку с Ним: “Я больше не буду, Господи, а ты дай мне еще пожить немножко”. У меня дочь 14 лет, муж глубокий инвалид. Я единственный “дееспособный” член семьи, нужно как-то держаться, но справляюсь плохо. Помогите, пожалуйста!

С уважением, Наталья.

Помните: что бы ни произошло, человек, живущий с Богом, никогда не одинок. И тем более надо помнить о том, что Ваша жизнь не кончается здесь, а простирается в вечность. Эта болезнь может быть Вам послана и для укрепления, и для испытания, и для самого главного – для достойной подготовки к вечной жизни, в которую перейти должен каждый из нас – кто-то раньше, кто-то позже. И блажен тот, кто будет готов к этому переходу.

Помня об этом, я одновременно желаю Вам и здоровья, долголетия, того, чтобы Вы смогли еще много помочь окружающим Вас людям. Обязательно помолюсь за Вас. Молитесь и Вы. Когда приходите в храм, не только просите об исцелении, но пытайтесь постичь смысл богослужения, в первую очередь Божественной литургии. Участие в ней – это самая большая радость, которую имеет человек. Стяжав эту радость, человек точно знает, что он не один, и что его жизнь не кончается полным опасностей и скорбей земным путешествием.

Здравствуйте, отец Всеволод.

В современных книгах и СМИ есть масса информации о некогда существовавших цивилизациях, обладающих знаниями, непостижимыми современной наукой, о пришельцах и прочем тайном и неизведанном. Человек, получая такую информацию, отодвигает Бога на задний план. Как правильней разъяснить человеку тщетности ожидания «манны небесной» от всего этого?

Человек, который ждет, что к нему прилетят пришельцы и сделают его счастливым, обычно одинок, обычно ему тяжело жить без Бога и не хватает участия окружающих. Побольше общайтесь с этим человеком, покажите ему любовь и радость, откройте его сердце для общения с Богом. Уверен: это поможет.

Христос Воскресе!

Я прочитала книгу, изданную по благословению Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела “Правда о прививках”. В ней, в частности, есть такие слова: “С каждым днем в эту адскую мясорубку бросают все новых и новых безвинных младенцев (тех, кто избежал аборта), пополняя ряды инвалидов детей и их несчастных родителей, не подозревающих об истинной причине страданий их чад.”

Что делать нам, православным мамочкам и их чадам? Прививать или не прививать? Если ни один волос не упадет с нашей головы без ведома Господа, то хоть двести прививок ставь, будет воля Господня, и с прививкой болезнь придет? Верно? Помогите решить проблему. Спаси Господи!

Надежда.

Об этом, наверное, лучше спросить у верующих врачей. Я не специалист по части прививок.

Знаю, что есть разные мнения. Известно, что вакцинация помогла справиться со многими болезнями, и ее массовая практика уже вошла в привычку.

С другой стороны, мы знаем, что в обществе, где соблюдается гигиена, многие болезни ушли сами собой. При этом известны случаи, когда вмешательство в организм человека, особенно маленького, негативно отражалось на его здоровье.

Думаю, что дискуссия специалистов должна продолжаться. Вряд ли стоит однозначно говорить, что все православные должны быть «за прививки» или «против прививок». Наверное, нужно давать больше простора добровольности при условии обеспечения здоровья и безопасности ребенка. Чем более убедительными будут выводы врачей и ученых, тем проще будет пастырям делать должные и мудрые выводы относительно того, что человеку полезно, а что нет.

По православному календарю сейчас от сотворения мира идет семь тысяч… (точно не помню) год. Но археологические данные говорят о том, что найдены останки человека более 500 000-летней давности. Как это сочетается?

Опять же думаю, что здесь нужно больше открытой и непредвзятой научной дискуссии. Многое из того, что нам в школе подавали в качестве неоспоримых доказательств определенной картины мира, в дальнейшем оспаривалось учеными, а иногда и являлось прямой фальсификацией.

Думаю, что в данных вопросах стоит отказаться от того, чтобы объявить раз и навсегда истинной ту или иную гипотезу. И предоставлять больше возможностей для сопоставления фактов, гипотез, для того, чтобы научная дискуссия велась не только в тиши академических кабинетов, но и в пространстве публичных дебатов, результаты которых могли бы влиять на политику в области образования и массовой информации.

Во всех или почти во всех источниках говорится о грехопадении Адама и о том, что мы – его потомки – наследуем первородный грех. Но первой согрешила Ева, она же и Адама втянула в это грехопадение. Однако о ней и ее грехопадении ничего не говорится нигде, кроме Книги Бытия.

Конечно, согрешили и Адам, и Ева. Наверное, Адам чаше упоминается потому, что он был первым созданным Богом человеком, и поступок родоначальника определил дальнейшую судьбу человеческого рода. К тому же в древнем мире мужчина, глава семьи и рода, всегда воспринимался как лицо, принимающее решения, и на его решения обращалось внимание. Поэтому неудивительно, что в христианской традиции чаще всего говорится именно об Адаме. Однако поступка Евы это не оправдывает.

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным:

Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают

Церковь к мирской власти не рвется

 Человеку сегодня нет смысла притворяться верующим

 Мне приходилось уходить с ток-шоу

Протоиерей Всеволод Чаплин: От термина «интеллигенция» надо отказаться

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!