Протоиерей Всеволод Чаплин: “Система ювенальной юстиции – вершина айсберга”

Закончился крупнейший общественный форум – Всемирный Русский Народный Собор. Проанализировать его итоги мы попросили главу Отдела Взаимоотношений Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.

– Уже опубликованы итоговые документы: Соборное слово и Резолюция XIV Всемирного Русского Народного Собора. В них подводятся итоги обсуждения самого широкого круга вопросов (нравственность, образование, защита семьи) и содержатся конкретные пожелания участников Собора государству и обществу.

Резолюция Собора во многом основывалась на предложениях, поступивших от членов Государственной Думы и Совета Федерации.

Основное внимание в Соборном слове было уделено проблемам образования. В частности, в Соборном слове зафиксирована позиция Собора относительно нового закона об образовании. По мнению участников Собора, этот закон должен обсуждаться максимально широко, в его разработке должно принимать участие все общество.

2010 год объявлен в нашей стране Годом учителя, что свидетельствует об особом внимании государства к вопросам образования. На протяжении XVIII, XIX и большей части XX века школа в России была не только фактором передачи знаний, но и ключевым инструментом нравственного воспитания. Благодаря энтузиазму и подвижническому труду российского учительства эта традиция продолжается и сейчас. Педагогическое наследие русской и советской школы, школы Магницкого, Ушинского и Макаренко, бережно хранится и приумножается лучшими учителями России. Во многом именно им мы должны быть признательны за то, что подрастающее поколение не до конца утратило способность к восприятию ценностей, накопленных за предыдущие эпохи.
Вместе с тем, общее состояние образовательной сферы по-прежнему  внушает чувство беспокойства и тревоги. Вот почему образовательная политика в нашем государстве требует перемен, особенно актуальных в свете разработки нового закона «Об образовании», участие в которой должно принимать все общество.
Каждодневный труд педагогов, их личные усилия и самоотверженная преданность своему делу порой не приносит должного плода из-за системных сбоев и концептуальных ошибок  в постановке образовательного процесса, уходящих корнями в 1990-е годы. Именно тогда был провозглашен принципиально ложный подход, согласно которому школа и вуз не должны заниматься воспитанием подрастающего поколения, ограничившись лишь передачей знаний”.

Не меньший интерес для участников Собора представляют проблемы нравственности в связи с образованием и воспитанием молодежи.

Сегодня мы являемся свидетелями того, как безнравственные и циничные представления о личности человека, его отношениях с другими людьми, обязанностях перед обществом и государством все сильнее проникают в молодежную среду, усваиваются частью студенчества и даже школьников.

Имея перед глазами пример материального преуспеяния людей, перешагнувших  ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести, находясь в поле воздействия масс-культуры, пропагандирующей культ потребления и гедонизм, молодежь предстает духовной ослабленной и нравственно дезориентированной.

В атмосфере порока и греха личность молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную массу иждивенчески настроенных эгоистов.  В этих условиях важнейшими факторами, обеспечивающим целостность личности молодого человека, направляющими его к созидательному труду и патриотическому служению, остаются вера и восходящая к ней духовная культура”.

Во втором документе, вышедшем с подзаголовком “Опыт духовно-нравственной традиции – альтернатива тотальному контролю над семьей”, дана жесткая оценка ювенальной юстиции.

Участники Собора выражают обеспокоенность в связи с активизацией деятельности сторонников ювенальной юстиции по скорейшему внедрению этого института в России, в том числе в закамуфлированном виде. По нашему убеждению, его создание в нашей стране не является актуальным,  и на фоне продолжающегося разрушения семьи не позволит решить проблемы, связанные с беспризорностью, правонарушениями и преступностью несовершеннолетних, защитой прав детей, находящихся в конфликте с законом.

В основе детской беспризорности, нарушений прав детей – идеология планомерного разрушения семьи. Институт ювенальной юстиции – институт подмены семьи и ее социальных функций, основанный на недоверии к ней. Данный институт противоречит практике всех традиционных религий и российским традициям семейного воспитания, основанным на уважении детей к родителям, на послушании, терпении, взаимном уважении, благочестии родителей, разумном распределении обязанностей между членами семьи. Эти ценности ювенальная юстиция предлагает заменить жалобами на родителей, неуважением к ним, контролем государственного или муниципального органа над семьей”.

По всем вопросам в ходе Русского Народного Собора велась очень серьезная и в то же время демократичная дискуссия. Таким образом, итоговые документы оказались весьма актуальными и злободневными.

– Отец Всеволод, Вы упомянули такую острую проблему как ювенальная юстиция. Была ли дискуссия по этому вопросу? Были ли среди участников Собора сторонники ювенальной юстиции?

Сторонников ювенальной юстиции вообще не так много. Жестким сторонником ювенальной юстиции является член Общественной палаты РФ Олег Зыков, но на Соборе он не выступал, поэтому дискуссии с ним не сложилось.

Вообще, необходимо понимать, что система ювенальной юстиции – это всего лишь частный случай попыток государства вмешательства в дела семьи, т.е. только вершина айсберга.

Материал подготовила Мария Сеньчукова

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: