Протоиерей Димитрий Климов о Крещенских купаниях: обряд или экстрим

Проходят святки. Уставший от праздничного марафона народ, утратив последние надежды без потерь вернуться в привычную житейскую колею, собирает силы для ещё одного январского рывка – праздника Крещения Господня.
Протоиерей Димитрий Климов о Крещенских купаниях: обряд или экстрим
фото: АиФ

«А ну-ка, парни, а ну-ка, девушки»

Мы любим праздники, но не всегда знаем, что с ними делать и как их встречать. Само слово «праздный» в переводе со старо-славянского языка означает пустой. Поэтому беременная женщина непраздная, т.е. не пустая. Праздничный день это день пустой от повседневных дел, освобождённый для другого наполнения. И это наполнение зависит от того, какой это праздник религиозный, светский, личный или общественный.
Если праздник не наполнять смыслом, то он становится просто пустым, выходным днём. Главный метод наполнения праздника определённым смыслом – коммеморация т.е. совместное воспоминание какого-либо события. Но специфика христианского праздника в том, что события, которые мы вспоминаем происходили не только во времени, но и вне времени, в вечности. Поэтому мы можем не только вспоминать их, но и участвовать в них. Этому участию помогает и на него настраивает тематика богослужения. В молитвах и песнопениях многократно описывается сюжет праздника и его богословский смысл. Ум, молящегося в храме человека, буквально погружается, как в питательную среду, в евангельские образы.
Но не только вербальным способом происходит это погружение, ему способствует и атрибутика праздника. В день Входа Господня в Иерусалим верующие стоят в храме с ветками вербы, как встречающие Христа и воспевающие Ему осанну люди 2000 лет назад. В Великую пятницу на середину храма полагают плащаницу, как тело умершего Спасителя в гроб. В день Пятидесятницы дома и храмы украшают ветвями деревьев, травой и цветами в знак того, что Дух Святой животворит всё вокруг. В Рождество сооружают вертепы не только для наглядной иллюстрации, но для возможности ощутить себя предстоящими перед Богомладенцем вместе с волхвами и пастухами. Ну а в день Крещения Господня многие верующие люди трижды окунаются в воду после её освящения.

Событие Крещения Господня описано у всех четырёх евангелистов достаточно подробно. Евангелие говорит о том, что сначала на берег Иордана вышел из пустыни Иоанн Предтеча и проповедовал покаяние. Многие люди приходили к нему и, исповедуя свои грехи, погружались в воду в знак Божественного прощения и омовения от греховной скверны. Праведность и святость пророка Иоанна была столь очевидна для всех, что многие решили, это и есть обещанный Мессия, т.е. Христос. Однако Иоанн отрицал это. «Идёт за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мрк. 1:7-8). И вот на берег Иордана приходит Иисус, и Иоанн узнаёт в Нём Сына Божия. И хоть необходимости для Господа в этом не было, Он тоже принимает крещение наряду со всеми людьми. А после крещения начинает свою проповедь и своё служение людям, которое через три года закончилось Крестом и Воскресением.
Вся евангельская история географически локализована в известных местах Святой Земли. В том числе и берег Иордана с древнейших времён христианства был местом паломничества, куда приходили или приезжали христиане со всего мира, чтобы окунуться в его воды и таким образом стать причастниками освящающей и очищающей благодати. Но не все могут приехать к Иордану. В праздник Богоявления вера церкви превращает в Иордан все реки и все водоёмы. Недаром в этот день мы и называем крестный ход к реке «крестный ход на Иордан».
Но дело в том, что купание в проруби для многих нецерковных людей стало уже просто экстремальным зимним развлечением. И погружение в святую воду совершенно не связано с верой в Христа и покаянием. Скорее это своеобразная ежегодная инициация в «а ну-ка, парни, а ну-ка, девушки», преодоление себя. И ничего так не помогает этим людям преодолевать себя, как баня и водка. Конечно, подобное участие в празднике вряд ли принесёт человеку духовную пользу. Ведь любой церковный обряд требует подготовки, осмысления и восприятия полноты даров подаваемых в нём.

Здравствуй, сынок. Здравствуй, мама.

Обряд – это слово само по себе интересное. Оно происходит от глагола «рядить». Это когда мы что-то во что-то обряжаем. Когда мы какое-то содержание облекаем в какую-то форму. Содержанием в данном случае является действие благодати Божией на сердце человека. А оболочка (наряд) этого содержания – это молитвы и другие действия, которые совершает священник или верующий человек (например, освящение воды и погружение в неё).

От чего же зависит наличие содержания в этой форме? От того, насколько сердце человека открыто для благодати. Открыто покаянием, открыто верой, открыто любовью к Богу, и, естественно, исполнением заповедей Божиих.

Если сердце открыто, то действие происходит, и человек меняется, человек преображается. Если эта дверь закрыта, то ничего не происходит. Сердце остаётся холодным, и благодать Божия не может воздействовать на такого человека, хотя всё по видимости произошло.

Представьте себе, человек звонит каждый вечер своим родителям. Он поднимает трубку, набирает номер, в трубке раздаются гудки, и мама отвечает: «Здравствуй, сынок!» – «Здравствуй, мама». – «Как поживаешь?» – «Хорошо». Идёт какой-то диалог, они пообщались, успокоились, всё хорошо, положили трубки и отошли от телефона. Что в данном случае является содержанием, а что формой? Содержание – это общение человека с мамой. А форма – это действия: он берёт трубку, нажимает на кнопки, слушает гудки, что-то говорит.
Теперь представьте себе, что содержание вынули, а форму оставили. Мы смотрим на всё со стороны. Что мы видим? Абсолютно то же самое. Человек подходит к телефону, берёт трубку, набирает номер, слушает гудки, но мама не отвечает. Он говорит все те слова, которые говорить положено, на том конце никакого приёма нет, никакого общения нет, но он сказал, положил трубку, и нам со стороны кажется, что всё произошло. Что они пообщались. На самом же деле нет!
Но и исключить форму, оставив содержание, тоже невозможно. Без телефона мы не не сможем пообщаться, потому что мама далеко. Нужно и то и другое. Но беда, когда эта форма становится самодовлеющей. Когда только она остаётся, а самое главное исключается. А оно исключается тогда, когда человек просто не понимает, что оно должно быть, это содержание, что форма должна быть наполнена чем-то самым главным. И кажется человеку, что главное только исполнить ритуал, обряд.

Вода Иордана во времена Спасителя была тяжёлой от грехов людей омывающихся в ней. Господь вошёл в эту воду и всю её греховную грязь принял на Себя и носил на Себе это бремя три года, пока не вознёс на крест. Такова цена очищения этой воды! Давайте помнить об этом, когда в холодный зимний день будем купаться в крестообразной иордани или когда, стоя на берегу или в храме, будем молиться Богу и просить Его, чтобы Он опять взял на Себя наши грехи и немощи. С праздником, друзья.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Протоиерей Александр Салтыков: «В этот день началась всемирная проповедь Христа»

Сегодня освящается водное естество во всем мире, во всей Вселенной, на самых далеких планетах, на удаленных…

Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин великого освящения воды

«Пусть благодать, которую черпаем мы в храме, особенно в этот день, прикасаясь к святой воде, укрепляет…