Протоиерей Федор Бородин: Еще раз о постановке «Тангейзера» – режиссер добился от нас того, что хотел

26 марта. ПРАВМИР. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон призвал жителей города выйти на митинг против оперы «Тангейзер», которая по его мнению оскорбляет чувства верующих. Своим мнением об опере "Тангейзер" поделился настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве, протоиерей Федор Бородин.

Опера «Тангейзер» кощунственными, совершенно неприемлемыми изображениями, сценами, на мой взгляд, свидетельствует, как и другие подобные случаи, только об очень низком художественном уровне постановщика. И, более того, наличие таких оскорбительных для верующих людей элементов в любом произведении искусства говорит, для меня, по крайней мере, о том, что это неинтересный автор, на него не надо идти.

Протоиерей Федор Бородин

Протоиерей Федор Бородин

Могу пояснить свою точку зрения. Человек, который многого достиг в искусстве, – это человек, который очень много трудился. Сейчас нельзя что- либо творить так, как будто не писал Бах, не рисовал Караваджо, как будто не было греческой скульптуры. Человек, который приходит в любое учебное заведение, очень много изучает историю искусств, музыки, литературы. Помимо этого он изучает сами произведения. Если это музыкант, то он играет. Если это художник или скульптор, то он копирует. Если это актер, то он очень много читает.

Для чего это делается? Для того, чтобы человек постиг плоды чужого творчества и научился их понимать.
Как это происходит? Сначала маленькая девочка садится за рояль. Ей говорят: «Вот это произведения Баха, их надо играть». Сначала она играет просто музыку. Потом, с годами, она начинает понимать. И это задача ее преподавателя, чтобы ученица начала погружаться в то, как Бах мыслил, понимать это. Если это хороший музыкант, он должен осознать, как Бах молился. Иначе он композитора не понимает. Вот это возрастание художника происходит с глубоким навыком понимать других творцов, что невозможно без уважения к ним. Если ты не уважаешь Достоевского, не уважаешь его веру, не уважаешь то, что для него дорого, ты никогда не поймешь его романа. Вы посмотрите как, например, Смоктуновский читает Пушкина. Это чтение – произведение искусства, глубочайшей культуры и интеллектуального труда актера, а это возможно, если он очень любил и глубоко поэта. А это воспитывает уважительное отношение к любому другому человеку.

Человек высокой культуры никогда не будет грубить. Даже если он не согласен, он об этом скажет спокойно: «Это не мое, я не буду». Как тот же Смоктуновский, когда к нему пришли подписать какую-то антицерковную агитку, сказал: «Какую подлость я сделал, чтобы вы посмели принести мне это на подпись?!».

Уважение к другому человеку, к его взглядам, бережное, тактичное, свидетельствует о том, что этот человек проходил и прошел дорогу глубокого интеллектуального и эстетического художественного труда и возделывал свою душу, получая и обрабатывая для себя плоды чужих трудов, тех, кто прошел эту дорогу может быть дальше, чем он, раньше чем он. А если человек неуважительно относится к другим, значит, он эту дорогу не прошел.

Обратите внимание, в скандально известной женской панк–группе нет вообще музыки, там только крик. Если бы там был хоть малейший музыкальный талант, акулы мирового шоу-бизнеса обязательно вцепились бы в них и раскрутили. Но таланта нет, и этого не произошло. Думаю и постановка «Тангейзер» не войдет в какую-то историю современного искусства ничем, кроме как скандалом. Потому, что если Бог, который дает таланты, видит, что талант этот используют не правильно, отнимает талант. И эти люди могут только разрушать, ничего не создавая. Поэтому, и для верующих и для неверующих это лакмусовая бумажка: если человек оскорбляет других людей, то значит он плохой художник.

Конечно, не надо православному человеку лезть в эту грязь, потому что, ты все равно в ней перепачкаешься. Есть определенные люди в Церкви, которых Господь призывает к труду этой полемической борьбы. Те из этих людей, которые мне знакомы, они очень страдают от того, что вынуждены заниматься, например, антисектантской деятельностью. Им это тяжело. Они несут это как послушание. Но, они рады были бы от этого освободиться, просто нет другого, никто лучше них не умеет, поэтому их благословляет Церковь. Но остальным не надо, не надо это умножать. Особенным безумием выглядит, когда православные люди начинают в социальных сетях тиражировать то, что их оскорбило и таким образом активно участвовать в распространении безобразия. Это совершенно неприемлемо.

В случаи с «Тангейзером», наверное, надо было поступить по-другому. Я, конечно, никто, чтобы учить архиерея, но просто говорю собственное мнение: мне кажется, надо было сказать, что человек, допустивший такое кощунство, в случае смерти не будет отпеваться в храмах Новосибирска, если не принесет публичного покаяния и не изменит сценографию этой оперы. Этого было бы достаточно.

Просто спокойно констатируемый факт, что человек, который такое про Христа сотворил, не является христианином, поэтому отпевание над ним архиерей не благословляет до покаяния и изменения оперы, для других стал бы уроком, и, может быть, со временем, заставил бы человека задумываться. Ведь если мы взглянем в чин отпевания, там предполагается, что умер верующий, благочестивый, стремящийся ко Христу человек. Когда мы отпеваем людей малоцерковных, уже смущается сердце священника, потому что, тексты к таким людям не относятся, но мы идем навстречу и уповаем на милосердие Божие, и совершаем это отпевание. А когда речь идет о человеке, который кощунствует сознательно, ради достижения своих мирских целей, а режиссер «Тангейзера» декларировал, что он это сделал просто в рекламных целях, то о каком отпевании этого человека может идти речь. Не может. Пусть он думает.

Нам же надо молиться и о спасении этого человека тоже. Его надо предупредить, пусть думает. Может быть через 15 лет, без наших криков, проклятий он придет в себя, выступит, и скажет: «Я виноват, простите меня». И это будет намного лучше для всех, кто соблазнился, чем тот рекламный скандал, который сейчас получился. В реальности же получилось, что режиссер добился того, чего хотел. Он провоцировал нас именно на такие поступки, к сожалению. А мы повелись.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: