Протоиерей Константин Островский: Не потерпевшие и не страдающие люди травят себе подобных от сытости и обалдения интернетом

Что делать с нарастающей агрессией в обществе по отношению к людям иной национальности, в частности к туркам, когда из-за перемен в политике государства страдают простые семьи и их дети? Размышляет протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске.

Очень многие из нас практически всю свою жизнь проводят в интернете, за телевизором, читая новости, комментарии и обсуждения их в соцсетях. И этой свалкой (пусть никто не обижается – на свалке можно найти и много полезных отходов) определяется наше сознание и наши политические убеждения. А не Словом Божиим, как должно быть! Кроме того, если в живом общении человек обычно сдерживается, то, сидя в интернете, где – как ему кажется! – он скрыт и неуязвим, он смело (точнее, дерзко) продвигает свои ложные ценности и злобу. Конечно, для христианина нет никаких оснований питать злобу к людям иной национальности.

Во-первых, по Христовой заповеди, мы должны всех любить, даже врагов. А во-вторых, даже по-человечески, если рассудить, разве что-то изменилось от того, что кто-то там отдал приказ, пусть даже совершенно несправедливый, сбить самолет? При чем здесь турецкие работяги, которые приехали в Россию, их жены и дети? Ведь можно посмотреть на ситуацию иначе. Если бы русская женщина вышла замуж за православного турка или сотрудника посольства, и семья поехала бы в Турцию, начала водить детей в турецкую школу, так как другой нет, а там их детей стали бы травить, потому что они русские, то как бы мы смотрели на это. Говорили бы, что турки правы?

В определенных кругах действительно люди считают, что все должны друг друга ненавидеть, но это совершенно не христианский взгляд. Даже близко ничего нет христианского. А потом, если уж ты так настроен воинственно, то поезжай ловить террористов куда-нибудь в Ирак или Сирию и там воюй с ними, раз такой герой. Но нет, легче найти мальчика или девочку 12-ти лет в русской школе и над ними издеваться.

Это даже с точки зрения обычной, дохристианской европейской морали – низко. Дело просто позорное.

– Получается, что родителям, обществу навязывают такое отношение, и все сразу почему-то подчиняются ему?

– Потому что правой веры нет, и своих убеждений, соответствующих вере, тоже нет. Есть обычные низменные инстинкты. Поэтому, когда все вокруг начинают кричать «Ату, турки-турки!», человек и сам начинает кричать то же самое. Человек действует автоматически, а не по-человечески. Действует инстинктивно, а не разумно и, тем более, не духовно. Как животное, но спрос-то с нас больше, чем с животных. Даже если человек не верит в Бога, разум-то у него есть. А тем более христиане должны жить по-христиански.

Потом, одно дело, когда человек насмотрелся телевизора, начитался интернета, накачался всякой злобы, но потом опомнился – на иконы посмотрел и вспомнил, что Бог есть. Взмолился: «Господи, прости меня грешного!» и попытался сделанное зло исправить. А другое, когда люди считают, что подобное поведение, травля – это хорошо. Это уже за пределами христианства и ничего кроме вреда ни самому травителю, ни всей нашей стране не приносит.

Правильная установка православного воина – когда ты находишься на поле брани, нужно сражаться, применять оружие. Фёдор Ушаков одержал множество побед и не потерпел ни одного поражения. Ясно, что в этих сражениях гибли люди – и русские моряки, и турки, и французы, но как относились русские к бывшим врагам не во время сражения? Даже к пленным, людям, которые только что держали против них оружие в руках? Наши русские воины, во время войны с французами, выкупали у турков пленных французов, чтобы те их не убивали. Вот установка православного воина –  на поле брани он грозен, а в мирное время с состраданием относится к сопернику.

А тут получается не воины, а просто ребятишки, которые обсмотрелись интернета и обчитались комментариев. Такие люди заслуживают сожаления, а их поступки – осуждения.

– Такая подозрительность в обществе к людям других национальностей к чему может привести?

– Зло порождает зло. И подозрительность здесь не при чем. В чем подозревать этих детей, у которых отец турок, а мать русская? В чем подозревать семью, которая давно живет в России? Что отец агент ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ – Ред.)? Это просто злоба в чистом виде, а никакая не подозрительность. Подозрительность была бы оправдана, если бы допустим человек с неясной биографией приехал из Турции, работал гастарбайтером на стройке, еще и незаконно, а вдруг захотел перейти на ответственную должность, связанную с государственными секретами или оружием. Здесь действительно можно не доверять. Но причем здесь школьники, дети?

Просто люди, ничем не рискуя, хотят почувствовать себя сильными. Десять человек бросились на одного, каждый ударил и почувствовал себя сильным. Обычное греховное поведение толпы. Если человек верующий, он должен каяться в таком поведении.

– Такое воспитание на злобе к чему ведет?

– Какой-то временный эффект злоба может давать только во время войны, когда солдат специально накачивают: «не забудем – не простим», «папа, убей немца» и прочие слоганы.  Это тоже грешно, и есть документальные факты издевательств во время войны над мирным населением, но здесь есть хоть какое-то человеческое объяснение – шла война, и люди видели, как погибали их товарищи, родственники, разрушались города, горели деревни. Там люди хотя бы жизнью рисковали, сами гибли, они имели мало-мальское оправдание своей злобе.

А сегодня-то оснований нет, есть только интернет, где люди перебрасываются злыми словами и разжигают злобу на пустом месте.

В Священном Писании сказано, что Бог ненавидит «Убога горда, богата лжива и стара прелюбодея» (Сир. 25, 4). То есть всякая гордость греховна, но когда богатый гордится у него хотя бы есть соблазн – все его богатства. А если ты бедный, то чем же гордиться?  Потом, если бедный с голодухи булочку украл, это плохо, но понятно, что соблазн был, а если богатый, у которого все есть, пускается в какие-то авантюры, это не имеет оправдания. И одно дело, если прелюбодействует молодой человек, которого плоть захлестывает, а другое, когда старик, которому уже ничего не нужно, себя разжигает.

Вот примеры для сравнения. Так и сегодня. Когда на войне озлобленные, исстрадавшиеся, измученные солдаты впадают в злобу и преступления – плохо, но еще хуже, когда ничего не потерпевшие и не страдающие люди начинают травить себе подобных от сытости и от обалдения интернетом.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Батюшка, говорите в микрофон

Протоиерей Константин Островский о том, как пережить перемены в Церкви

Христос не получил от нас взаимности (+видео)

Протоиерей Константин Островский о пути к Богу, житейском зле и плохих священниках