Покрестите меня! – Побеседуем? – С какой стати?!

Разговор о том, какими должны быть огласительные беседы перед крещением, продолжает настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области.

Готовиться или нет?

Конечно же, к крещению взрослые, дети, подростки должны готовиться. Но вопрос не решается каким-то определенным количеством лекций. Я знаю историю, когда человек прослушал десять лекций, сдал зачет, но потом оказалось, что в Бога-то он не верит.

Кроме того, совсем не очевидно, что если даже человек пришел, крестился без какой-то вдумчивой подготовки, не разобравшись во всех вопросах, – это ложный путь. Вспомним духовный  подъем среди интеллигенции в шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы, когда никаких лекций быть не могло.

Хоть это было и неправильно, но человек сначала принимал таинство, а потом, если он начинал участвовать в жизни Церкви, развивался и познавал веру. И поскольку этим путем прошло огромное количество людей, в том числе известных священников, деятелей Церкви, многих из которых я знаю, потому что когда-то был пономарем и на моих глазах они воцерковлялись, то нельзя сказать, что этот путь однозначно плохой.

Кому проводить беседы?

Важный момент – занятия должен проводить человек, имеющий дар общения с людьми, дар Божий, тогда он действительно может быть услышан людьми и по-настоящему привести их в Церковь. Но если лекции читаются формально, потому что предписали, то они могут и оттолкнуть людей от Церкви. Причем читающий формально лекции батюшка может быть очень хорошим и глубоко верующим, любящим своих прихожан, но не имеющим такого дара – выступать перед людьми. Ему поручено – он старательно подготовился, прочитал. Только вот пользы от этого может не быть совсем никакой.

Я сам крестился в 27 лет, был думающим и критичным молодым человеком. Попади я на скучную лекцию, то наверняка не стал бы креститься. Господь, конечно, ведет человека, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Но мы не должны сами устраивать людям препятствия и соблазны.

Я считаю, что огласительные беседы должны быть личным общением священника и человека, который хочет стать членом Церкви и жить церковно. Чтобы помочь ему в этом, священник сам должен жить церковно. Мирянин тоже может проводить беседы, но тогда он должен быть выдающимся и одаренным, чтобы его стали слушать.

У меня есть знакомый молодой батюшка, благочестивый и любимый народом, но не особенно речистый. Поэтому его родная мама, духовно опытная старушка, начитанная и бойкая на язык, была у него на приходе катехизаторшей. Она с людьми общалась лучше, чем он. Но, чтобы ее слушали, сын, священник, должен был стоять рядом. Иначе ее спросят, куда свечку поставить, но не будут слушать о вере Церкви. Поэтому ответственность ложится, хочешь не хочешь, на плечи духовенства.

А если речь идет о том, чтобы проводить беседы формально, то можно кого угодно поставить и священнику совсем не участвовать. Можно даже только через телевизор вещать.

О чем говорить?

Бывало так, что приходит человек, говорит: «Хочу креститься!» На предложение пообщаться возмущается: «С какой стати!» Тогда приходится отказывать в крещении. Нет, значит, нет. А бывало, что в ходе беседы выяснялось, что человек хочет креститься потому, что ему так сказал экстрасенс, чтобы дальнейшие экстрасенсорные манипуляции были успешными. Тогда стараешься человеку объяснить, что такое на самом деле крещение и кто такие экстрасенсы…

Все знают, но как-то забывают, что православие у нас – традиционная религия русского народа. Понятно, что Господь призывает к Себе, независимо от национальности, происхождения, воспитания. Но если в неверующем человеке вдруг проснулась естественная религиозность, то татарин чаще идет в мечеть, еврей – в синагогу, а русский – в церковь. Это естественная религиозная потребность человека – поклониться чему-то или кому-то, отметить какие-то значимые события своей жизни: рождение ребенка, брак, смерть. Атеизм, кстати, – тоже религиозность, только вырожденная. Вытравить религиозную потребность из человеческого естества невозможно, а попытка вытравить приведет не к исчезновению, а извращению религиозности.

Конечно, сама по себе религиозность не спасает; спасает жизнь по истинной вере. Но если православные церковные люди займут в этом отношении слишком жесткую позицию и будут отказывать невоцерковленным людям в исполнении их религиозных потребностей, то этим мы не увеличим число глубоко верующих людей, а подтолкнем немощных в вере в другие конфессии и даже религии, где их примут с радостью.

Обязаны ли крестить?

Очень плохо и грешно равнодушное отношение духовенства и церковных людей. Когда я два года служил в Хабаровске, всё-таки старался беседовать со взрослыми людьми, собирающимися креститься. Но меня сотрудницы храма упрекали, что раз человек деньги заплатил и записался, то мы обязаны его крестить, и нечего тут беседовать! Такое я слышал и позднее, даже от духовенства, что раз человек записался, то мы его обязаны крестить. Эта идея совершенно ложная! Но формальное проведение бесед – почти то же самое.

Очень долго готовилась к крещению моя родная бабушка. Ей было уже за восемьдесят, когда она крестилась. Сначала она была неверующей, а я уже был в Церкви. Потом она уверовала, молилась, но не решалась креститься. Года три задавала мне вопросы, я отвечал, читал ей иногда Библию. То есть она готовилась долго (так уж вышло), но не формально, не то, что я сказал бы: «Вот, бабуля, прослушай десять моих лекций, сдай зачет, и мы тебя крестим».

Протоиерей Константин Островский Фото: georg-hram.ru

Протоиерей Константин Островский.
Фото: georg-hram.ru

А бывает, пришел человек, говорит: «Хочу креститься». Ясно, что он верует, но по нему видно, что он не читал никаких книжек и не поймет никаких лекций. А кается искренне, простое слово о Христе принимает, ну и крестишь его. То есть в этом вопросе нельзя действовать строго по одним и тем же правилам во всех случаях.

Всё это очень сложно и неочевидно – пути человека к Богу. Формальностями ничего не решается. И даже, кстати сказать, в те древние времена, когда человека готовили к крещению по несколько месяцев, не все крещеные оставались верными детьми Церкви. Многие впадали в тяжкие грехи, а многие – в ереси. Гарантии ничто не дает.

Как крестить детей неверующих родителей?

Я не занимаю жесткую позицию, что если родители недостаточно воцерковлены, то их детей не крестить. Понятно, что если родители не веруют, если ими движут лишь какие-то посторонние, а то и греховные намерения, то крестить не надо. Помню, принесли крестить ребенка, и все – родители, бабушки, дедушки – неверующие. Я им отказал, и они были страшно возмущены, долго скандалили.

Но если родители не отвергают Церковь, а сами не воцерковленные, то здесь, опять же, не надо действовать по жесткой схеме, а надо индивидуально рассматривать каждую ситуацию. Тем более, это было и раньше, и сейчас такое бывает, родители неверующие, бабушка верующая и все живут в одной семье. Ну что, неужели бабушку эту прогнать, если она принесла младенца, внука? Что плохого, если она его крестит тайком от родителей и сама будет иногда приносить причащать и рассказывать о вере? Хотя это нельзя делать нормой. Потому что вдруг родители скажут: «Мы вообще хотим стать мусульманами, почему такое насилие в нашей семье?» Но и обратное не надо делать нормой.

Дело не в нормах и правилах, они не решат проблемы, а в живом отношении самих церковных людей, в первую очередь духовенства. Думать, что мы введем какие-то нормы и правила катехизации, и от этого у нас всё засияет, – наивно.

Записала Оксана Головко

Портал “Православие и мир” и независимая служба “Среда” проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Специальное предложение: крещение за тридцать тысяч рублей

Что делать с родителями младенцев, которые хотят всё и сразу

Садись за парту, сейчас катехизис тебе объяснять буду

Человек голосует за крещение самим фактом прихода в храм