Протопресвитер Александр Шмеман: До какой степени чуждо смиренномудрие нашей современной жизни (+Аудио)

Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности.

В этом году портал «Православие и мир» совместно с издательством ПСТГУ предлагают вам вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда сквозь глушение и помехи слушатели в СССР неделю за неделей включали свои приемники, чтобы услышать эти возвращающие к вере беседы. Неделю за неделей, одно за другим литургические события Великого поста – вплоть до Светлого Воскресения Христова.

Беседа “О смиренномудрии, терпении и любви” посвящена этим добродетелям.

О смиренномудрии, терпении и любви

В прошлой беседе я старался показать удивительную глубину первого положительного прошения молитвы святого Ефрема Сирина, вскрыть поистине всеобъемлющий смысл понятия целомудрия как целостной мудрости и мудрой целостности. Перейдем сегодня ко второму прошению: к мольбе о духе смиренномудрия.

Произносишь это слово «смиренномудрие» и сразу чувствуешь, до какой степени чуждо оно всей нашей современной жизни, всему духу современности. Какое там смиренномудрие, какое там смирение, когда вся жизнь теперь построена, кажется, на сплошном самовосхвалении, на пафосе внешней силы, величия, могущества и т. д.! Этот дух самовосхваления сверху донизу пронизывает собой не только политическую и государственную жизнь, но и личную. Мы все время учим детей чем-то гордиться, но ни их, ни самих себя никогда не призываем к смирению.

Между тем одно из главных обвинений, постоянно, десятилетиями уже предъявляемых христианству со стороны воинствующего безбожия, — это обвинение в том, что оно учит смирению и призывает к нему как главной добродетели. Религия христиан, утверждают безбожники, проповедует рабство, унижает и умаляет человека, ибо построена на смирении. Но удивительно то, что во всех этих обвинениях никто никогда не объяснил, чему на деле учит христианство, говоря о смирении, и в каком смысле смирение это унижает и умаляет человека.

Вот Христос говорит про Себя: Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Но вряд ли можно упрекнуть Его в рабском, слепом подчинении кому бы то ни было, в равнодушии к злу, в страхе перед сильными мiра сего. Вот стоит Он перед Пилатом и говорит ему так просто, так веско: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин. 19:11). По-видимому, есть смирение и смирение. И прежде чем обличать его, нужно договориться, о каком смирении идет речь, что же такое христианское смирение.

Прежде всего, это чувство правды. И правды, в первую очередь, о самом себе. А правда никогда не унижает, не умаляет — напротив, всегда возвышает и очищает. Это отказ от всякого преувеличения своей роли, от всякого самоприукрашивания, это сознание своей ограниченности, это мужественное приятие себя таким, каков я есть. И вот почему смирение, как и внутренняя целостность, есть мудрость, вот почему мы говорим в молитве о «духе смиренномудрия». Только тот, кто не лжет, не преувеличивает, не хочет казаться иным, чем на самом деле, и при этом спокойно, мужественно делает свое дело, — только тот обладает истинной мудростью.

И с этой точки зрения, христианство, проповедуя смирение, ставя его во главу подлинной человечности, не умаляет, а возвышает человека. Ибо в самовосхвалении нуждается только тот, кому чего-то не хватает, только уроду нужно приукрашиваться, только слабый постоянно похваляется силой. Где свобода, там не нужна пропаганда, где подлинная сила — не нужны угрозы, где подлинная красота — не нужно убогой роскоши нарядов. Смиренномудрие — это то, чего так не хватает современному мiру и современному человеку, то, о чем он, сам того не сознавая, но изнемогая в мiре лжи и самовосхваления, тоскует больше всего.

За смиренномудрием в молитве Ефрема Сирина следует терпение. И в этой связи мы опять сталкиваемся с одним из классических обвинений против религии: она, мол, проповедует терпение и тем самым подрывает в человеке способность к протесту, к борьбе за свои права и справедливое мироустройство. А так как сама религия выдумана для эксплуатации слабых, то терпение необходимо ей, чтобы лучше держать их в послушании.

Но тут опять можно вспомнить о Христе. Да, Он учил терпению: «Терпением спасайте души ваши» (ср.: Лк. 21:19) — это Его слова, Его учение. Но то, что называл терпением Христос, так же далеко от карикатуры на него безбожных брошюрок, как христианская любовь к ближнему от той любви к «дальнему», к безличному коллективу, во имя которого лишаются свободы миллионы ближних. В основе христианского терпения — совсем не равнодушие к злу и страданию, а прежде всего, как ни странно это звучит, очень активное чувство доверия к человеку. Бога мы называем в наших молитвах долготерпеливым.

Каждый из нас все время выносит о каждом окончательные суждения: такой-то глуп, такой-то подл, такой-то ничтожен. А вместе с тем как мало мы знаем, как мало видим, как мало углубляемся в сущность того, о чем так скоро и так безоговорочно судим! И как часто эти суждения наши усугубляют зло, духовно убивают человека!

В конечном итоге терпение есть вера в добро, в силу добра, в то, что оно сильнее зла. Тот, кто не верит в добро, никогда не будет терпелив с другим человеком. Он или просто отойдет от него, махнув рукой, или же, если у него есть власть, постарается так или иначе убрать его с дороги, «ликвидировать», «вывести в расход». Вот почему то, что говорят безбожники о христианской проповеди терпения, есть открытая ложь и карикатура.

И вот, подходя к концу «положительных» прошений, мы и открываем то, что всех их объединяет, придает им окончательный смысл, наполняет их силой. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему». Любовь — вот завершающий аккорд великопостной молитвы Ефрема Сирина, ее внутренний двигатель и одновременно ее цель.

Публикуемые проповеди представляет слушателю сохранившиеся и отреставрированные записи бесед о. Александра из архивов «Радио Свобода». Они содержатся в вышедших параллельно в печатном виде и на аудиодисках «Беседах о. Александра Шмемана», подготовленных к изданию в России издательством ПСТГУ.

Приобрести издание можно в «Православном Слове на Пятницкой»

Читайте также:

Протопресвитер Александр Шмеман: О духе целомудрия (+Аудио)

Протопресвитер Александр Шмеман: Эпоха космического празднословия (+Аудио)

Протопресвитер Александр Шмеман: В каждом из нас дремлет маленький сталин (+Аудио)

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Ты любишь, а тебя нет – как принять безответность

Игумен Нектарий (Морозов) – о том, почему никогда нельзя добиваться любви человека

Хорошее настроение – когда искренне любишь Бога и ближних

Отчего же мы вечно грустим и пребываем в состоянии нелюбви

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: