Главная Новости

Псковская епархия предала анафеме журналиста за клеветнические публикации

В связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой) автор статьи ««Осиное гнездо»» под золотыми куполами» в газете «Псковский рубеж» №3 (503) за 14-20 января 2008 года и в газете «Правда» №5 2008 года по правилам Святой Православной Церкви и святых отцов, согласно духовного завещания основателя монастыря преподобного Евфросина Псковского, сказавшего о том, «кто начнет обижать дом святых Святителей и преподобного Онуфрия, то да будет он под осуждением Святой Церкви… на это свидетелем Бог и отец мой духовный», решением Епархиального Совета Псковской Епархии от 14 июля 2009 года Дементьев Олег Владимирович отлучается от православного церковного общения и предается анафеме — проклятию.

Согласно «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», утвержденной Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года (Глава XV, п.3) о взаимоотношениях Церкви и светских СМИ «в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов … епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) может … предать каноническим прещениям виновных».

Лицо, преданное анафеме, не имеет права участвовать в церковных таинствах, быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти. С таковым ни один верный не должен иметь никакого общения (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского М., 1994. С.61).

Попирая своей мерзкой грязью честь и достоинство граждан нашей страны, того общества, которому сам принадлежит, своей скверной клеветой Олег Дементьев дерзнул запятнать добрую память наших предков, монашествующих Спасо-Елеазаровского монастыря дореволюционного периода. А ведь они в годы гонения на Церковь были замучены и утоплены в водах Чудского озера. Автор статьи даже не удосужился узнать, что до закрытия в 1918 году монастырь был мужским, а не женским.

По факту клеветы и оскорбления монашествующих было подано исковое заявление в Арбитражный Псковский городской суд. Решением суда от 14 апреля 2009 по делу №2-369/2009 года Дементьев Олег Владимирович был признан виновным. Суд признал несоответствующими действительности, порочащими репутацию Спасо-Елеазаровского монастыря и монашествующих сведения, распространенные автором статьи в указанных средствах массовой информации. В газете «Псковский рубеж» №26 (579) от 29 июня-5 июля 2009 года было опубликовано вышеуказанное решение суда.

Протодиакон Андрей Кураев прокомментировал в интервью «Российской газете» решение епархии:

— Статья господина Дементьева действительно мало приличная. Но перевод отношений с ним на язык церковного права предполагает все-таки его собственную церковность, которую трудно вообразить. Церковь может отлучать от себя только своих. А человек, работающий собкором газеты «Правда» по Псковской области, может быть скорее исключен из компартии, но вряд ли отлучен от церкви.

Тем не менее, сам факт звонка из «РГ» и моего ответа вам указывает на некоторую избыточность реакции Псковской епархии на выходки журналиста Дементьева. Такого рода акты переводят диалог с регионального уровня на общероссийский, факт этот получит широкую огласку. Боюсь, что в этих публикациях наименьшее количество строк будет посвящено очевидной неправде «правдинского» корреспондента.

Нам лучше было бы брать пример с патриарха Алексия II, которому много раз приходилось сталкиваться критикой за годы своего первосвятительского служения. Но он никогда не отлучал никого из критиковавших его журналистов от Церкви. И никогда не подавал в суд ни на какие издания, поливавшие его грязью.»

Ана́фема (от семитского корня «херем» — отделять, оставлять исключительно для религиозного употребления), отлучение от общины верных и предание суду Божию; тот, кто подвергся такому отлучению.

В течение многих десятилетий после революции 1917 года чин анафематствования был запрещен для соборного провозглашения в СССР, и чин Православия включал только поминовение усопших.

В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» (Святейшим Синодом в феврале 1901); «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918); несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п. (1994); монах Филарет (Денисенко) (1994); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997). В 1971 году анафема была снята со старообрядцев.

Святитель Игнатий Брянчанинов так объяснял смысл анафемы:

Словом анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение, это значит, что учение содержит в себе хулу на Святаго Духа, и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православною Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святаго Духа, в общении с сатаною.

Значение анафемы есть значение духовного церковного врачевства против недуга в духе человеческом, причиняющего вечную смерть. Причиняют вечную смерть все учения человеческие, вводящие свое умствование, почерпаемое из лжеименного разума, из плотского мудрования, этого общего достояния падших духов и человеков, в Богом открытое учение о Боге. Человеческое умствование, введенное в учение веры христианской, называется ересью, а последование этому учению — зловерием.

Подготовлено по открытым источника Интернета.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.