Разделить судьбу своего народа. Памяти Царственных страстотерпцев

|
Вспомним вновь о том, что святой был прославлен при деятельной поддержке последнего русского Государя, о почитании батюшки в Царской семье, об исцелениях ее членов по молитвам преподобного Серафима.

…Господь не иначе воздвигает святых Своих, заставляя Церковь Свою канонизировать их, как только тогда, когда она в членах своих тяжко страдает каким бы то ни было несчастием.

Преподобный Серафим Саровский

В день памяти святых Царственных страстотерпцев – царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии – мы молимся всем Новомученикам и Исповедникам Российским, поминаем невинно убиенных и пострадавших героев русской трагедии ХХ века, все имена которых знает только Сам Господь. И еще в этот день мы обращаемся с молитвой к преподобному Серафиму Саровскому.

Вспомним вновь о том, что святой был прославлен при деятельной поддержке последнего русского Государя, о почитании батюшки в Царской семье, об исцелениях ее членов по молитвам преподобного Серафима. Вспомним о письме преподобного, которое передала Николаю II Паша Саровская. Вспомним, наконец, о рождении Наследника Алексея после посещения Сарова Царской четой. Непритязательный и смиренный батюшка Серафим оказывается непосредственно связанным с судьбами российской государственности.

Прославление преподобного Серафима совершалось в преддверии тяжелейших для России лет. В 1903 году, практически одновременно с саровскими торжествами, в Брюсселе открывается II съезд РСДРП. В 1914 году начинается мировая война. В 1918 году гражданская война рвет Россию на части, Церковь подвергается невиданному со времен Римской империи избиению, а Государя и его семью убивают.

Царская семья на прославлении преподобного Серафима

Царская семья на прославлении преподобного Серафима

Перенесемся в наше время. В 1991 году, всего через несколько дней после перенесения мощей преподобного Серафима, происходит фарсовый «путч» и территориальный раздел России, а после этого, в 1993 году, политический переворот с пролитием крови.

Разъединенность людей, взаимное недоверие власти и народа, бесстыдное соседство богатства и нищеты, наглая ложь политиков и их информационной прислуги, демонстративное отвержение самых простых правил нравственности – вот что доныне угрожает самому существованию нашей страны, и угрожает много больше, чем любые внешние враги, о которых нынче так много говорят.

Храм на крови в Екатеринбурге освятили в середине июля 2003 года, примерно за две недели до всероссийских и всецерковных торжеств в Сарове и Дивееве, посвященных столетию прославления преподобного Серафима. Не думаю, что такое соседство случайно.

Храм на крови

Храм на крови

В обстановке 1903 года решительную поддержку Государем прославления преподобного Серафима можно понимать и как попытку удержать грядущую кровавую революцию и гибель России. Удержать, направив живую святоотеческую традицию на помощь тяжко больному «синодальному православию».

Последние десятилетия привычно повторяем устами, что, начиная с петровских времен, Русская Церковь позволяла государству подчинить себя, использовать как часть бюрократической машины. И что, умывшись кровью тысяч мучеников, отдавших жизнь за Христа, наша Церковь возродилась. Но если это правда, если мы говорим это без лицемерия и всерьез, тогда нам должно быть тем более страшно повторить сегодня прежние ошибки, отделившие нашу Церковь когда-то от значительной части собственного народа и разделившие нацию на ненавидящие друг друга классы.

Сто с лишним лет назад Государь не успел, не смог повернуть от пропасти государство и общество. Сегодня ситуация совсем иная, но не менее серьезная и трагическая, чем тогда. И хотелось бы успеть. Хотелось бы найти то, что вновь сделает наш народ единым. В богатом и цветущем многообразии, но – единым. И добиться этого не казарменным принуждением, не подкупом, не грубой лестью, не выносящей мозг телевизионной ложью, не призыванием темного духа взаимной ненависти и гражданской войны, но обращением к правде Божией, к свободе, совести и достоинству каждого человека.

Оставаясь жить в светском государстве и даже в малой мере не возвращаясь к отечественному опыту государственного клерикализма, мы как народ (если мы народ) нуждаемся в общих героях. А настоящие герои народа России – это ее святые, так уж сложилось.

Следует помнить, за что причислен к лику святых сам Государь Николай II. Не за свои подвиги во главе государства, как Дмитрий Донской или Александр Невский. А за то, что зная наперед о грозящей гибели, добровольно и сознательно разделил участь своего народа-мученика. Конечно, это не списало его земные слабости и ошибки, но сама его жизнь и память о нем перешли совсем в иное, духовное измерение.

В наши дни глубочайшее отчуждение власти от народа – главное препятствие на пути России в будущее. Ведь с точки зрения простого человека вся элита давно готова, чуть случись что-нибудь на самом деле серьезное, улететь за моря, к своим семьям, банковским счетам и заблаговременно приобретенной недвижимости. И никакая объявленная сверху «национализация элит» ничего здесь пока не изменила. И никакой рост рейтингов ничего здесь пока тоже не изменил.

Есть ли надежда на сколько-нибудь оптимистичное развитие событий на русской земле? Сможем ли мы найти решение нынешних проблем без войны, уже идущей совсем рядом с нами и внимательно глядящей в нашу сторону? Сумеем ли преодолеть все издержки и искушения начавшегося процесса национальной самоорганизации? Пока не знаю. Жизнь покажет. Но в любом случае на нынешнем историческом перекрестке, в преддверии больших и, по всему видно, уже неизбежных исторических потрясений, которые нас ожидают, последнего русского Царя и его семью уместно вспоминать с вопрошанием: готовы ли нынешние сильные мира сего до конца разделить судьбу своего народа?

Вспоминать по всей русской земле – в Москве, Петрограде, Ливадии, Владивостоке, Тобольске, Екатеринбурге. И в Сарове, у преподобного Серафима.

Читайте также:

«Того Царя, который меня прославит, и я прославлю»

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Загадки убийства царской семьи

Почему не было открытого суда над императором Николаем II? Был ли Манифест об отречении от престола?

Следствие длиною в век. Фотоэкскурсия

Материалы дела об убийстве царской семьи, которое велось почти столетие, и многое другое

«Того Царя, который меня прославит, и я прославлю»

На земле преподобного Серафима Саровского будет храм святых Царственных страстотерпцев

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: