Размышления перед Почаевской иконой Богородицы

|
В день, когда Церковь празднует память Почаевской иконы Богородицы, Ольга Шульчева-Джарман делится с читателями «Правмира» своими размышлениями

Двумя руками держит Христа Богородица – и в одной из рук Ее плат. Держит Церковь в дланях своих Того, кто простер длани на Кресте, Того, кто подал ей Чашу Своей Крови. Словно живая Чаша – фигура Младенца, или, на других изводах – словно укрух Хлеба.

Ольга Шульчева-Джарман

«Распростертыма дланьма на Кресте, отеческаго исполнил еси благоволения, благий Иисусе, всяческая. Темже победную песнь Тебе вси поим» (Канон воскресный, гл.6).

В соприкосновении ликов – символ теснейшего Богообщения. Церковь общается со Христом не просто в молитве – это знала и Церковь Ветхого Завета. Нет – здесь Тот, кто более Авраама, и дает в пищу Плоть Свою, ибо Плоть Его – воистину есть брашно бессмертия (Ин.6:55).

В тайне Евхаристии Церковь общается со Христом, и видит Его лицем к лицу (1 Кор.13:12), познавая Его, восходя от силы в силу, ибо явился в Сионе, Горе святой Своей, Бог (Пс.83:7).

«Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Духа Господня», – пишет о тайне Евхаристического общения со Христом Воскресшим святой апостол Павел (2 Кор. 3:18).

«Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку» (Притч 27.19). Христос открылся Церкви Своей, омывшейся, крестившейся в Него водами Крещения, и пришедшей к священной трапезе.

Древний священный образ камня – олицетворение святынь Авраама и детей его, скитальцев и сновидцев – наполнен новым смыслом, обновлена юность упования Авраамова и детей его, скитальцев и сновидцев – наполнен новым смыслом, обновлена юность упования Авраамова.

Не просто свято место сие, это Дом Божий (Быт. 28, 17), наполненный не дымом кадильным от ветхого ладана Ааронова, но вознесенная превыше небес Скиния, основанная на камне, Скиния Бога с человеками.

«И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр. 21:3-6).

Не кровь козлов и овнов (Евр. 9:12) приносится в ней – но таинственная и священная Кровь Архиерея и Жертвы (свт. Григорий Богослов).

Церковь Его есть и Его диаконисса, служащая при Его тайнодействии Крестном. Руки Христа на плечах ее – ибо только у Него власть рукополагать, Он – Единый Первосвященник, Жертва и Жрец, Приносяй и Приносимый, и Приемляй, и Раздаваемый…

Стопы Христа обнажены – среди льющихся потоков золотых риз. Соединены они вместе – как при положении Распятого, и касаются поручей на руках диакониссы Его, – Той, что держит Чашу и Хлеб, что держит Евхаристический плат над бездной – провалом складок мафория. Сын Мариин, ужаленный в пяту, поразил тление и смерть (Быт. 3:15). Бездна смерти не поглотила Его, сошедшего туда в добровольном заклании Своем…

Он снял иго с плеч Церкви, взяв Крест на рамена Свои – и поэтому тоже на плечах Богоматери символически лежат руки Младенца-Христа. И благо иго Его, и легко (Мф.11:30).

На некоторых изводах иконы фигура Христа – словно сердце. Евхаристия и есть сердце Церкви, где Христос Распятый и Воскресший познается верными в теснейшем общении Евхаристии, в несказанной, раздающей Себя верным любви Его.

Един – Кто воду – от камня,
Един – Кто воду – в вино,
Един – Кто свят и прославлен,
Един – созвавший в одно,
всех вод исцеляя горечь,
Един – вознесен и высок,
Един – Восстающий в полночь –
являет, что верен – Бог.

«Таковы дела Христовы – прочее да почтено будет молчанием» (святитель Григорий Богослов).


Читайте также:

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале
Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Почаевская икона Божией Матери – история появления

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому…

Троица и икона Воскресения Христова

О том, как Церковь сумела выразить непостижимое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: