Религии разные, а Бог … ?

|
Вы знаете, что Бог есть любовь, и вам кажется, что этого достаточно? Но, может быть, Бог пожелал рассказать о себе гораздо больше, чем вы успели познать на собственном опыте? О том, что люди, принимающие поспешные решения о необязательности знакомиться с божественным откровением, многое теряют, размышляет Сергей Худиев.

Недавно я читал книгу Эбена Александера – нейрохирурга, который пережил чрезвычайно яркий и подробный околосмертный опыт во время комы, в которую впал из-за тяжёлой инфекции. Сначала он побывал в каком-то малоприятном месте, но потом оказался в раю, где его тепло приветствовали райские жители, которые прогуливались по райским садам со своими райскими собаками. Поправившись от болезни, Эбен написал книгу «Доказательства рая», и неустанно проповедует своё послание.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

Недавно я слышал передачу с его участием. Впечатления хладнокровного мошенника, который эксплуатирует модную тему околосмертного опыта, он не производит. Похоже, он верит в то, что рассказывает. Бог (Эбен называет его словом «Ом») есть любовь и при этом Он никак не связан с какой-то конкретной земной религией. Все они, впрочем, на глубинном уровне, учат одному и тому же.

Что же, я думаю, Эбен сам себе не врёт – он действительно пережил околосмертный опыт, который перевернул всю его жизнь. Выводы из этого опыта подозрительно совпадают с представлениями современного медийного мейнстрима – Бог есть, но это «Бог всех религий», никакое конкретное вероучение не может претендовать на окончательную истину о Нем, все эти Церкви с их тщательно продуманными богословскими схемами просто не понимают Его.

Но это понятно – есть опыт, есть его интерпретация. Опыт может быть подлинным, интерпретация – продиктованной культурными предпочтениями и личным опытом человека.

Любой наш опыт проходит через систему наших внутренних фильтров – так, например, люди, которые верят в посещение земли инопланетянами, усматривают изображения космических кораблей в барельефах майя, которые на самом деле имеют совсем другой смысл.

В какой-то степени мы видим (и переживаем) то, что ожидаем пережить – это не значит, что наши переживания неподлинны; это просто значит, что мы неизбежно понимаем их в меру нашего опыта и ожиданий. Это верно и в отношении мистического опыта – человек неизбежно накладывает на него свои взгляды и предпочтения.

Но само это переживание – Бог гораздо больше религии, попытки как-то «упаковать» Его в тот или иной набор догматов нелепы – по-человечески понятно, за ним стоит определённая правда.

Клайв Льюис где-то приводит пример человека, который увидел море, был глубоко поражён, и понял, что все эти карты – не более чем раскрашенные листы бумаги. Это верно – карты это не само море. Это всего лишь карты. Знать карты – это ещё не значит знать море. Но если вы хотите пуститься в морское путешествие, без карт вам не обойтись.

Если вы хотите отправиться в духовное путешествие, вы неизбежно примете какие-то догматы. Уже самое признание бытия личностного Бога – Бога, который любит вас, Бога, к которому можно обратиться на «Ты», Бога, с которым можно войти в какие-то личные отношения – оставит за бортом вашего поиска Буддизм и другие нетеистические формы религиозности.

Вам неизбежно придётся признать, что чьи-то представления о духовной реальности ошибочны – и вы уже нарушите первое правило политкорректности, признавать все религии одинаково ценными. Обращаясь к Богу с какой бы то ни было молитвой, вы уже, самим этим актом, отклоняете какие-то религиозные представления как ошибочные.

Другой вопрос, который перед вами неизбежно встанет, – это вопрос об Откровении. Даёт ли Бог знать о Себе как-то ещё, помимо кратких сообщений людей, переживших клиническую смерть? Если Он заинтересован в том, чтобы мы познали Его, – не открылся ли Он как-то ещё? Не дал ли Он знать о Себе более подробно?

Апостол Иоанн Богослов

Апостол Иоанн Богослов

Кстати, откуда сама эта фраза – «Бог есть любовь?» Это слова из Библии, и принадлежат они Апостолу Иоанну. Он говорит их в виду совершенно конкретного события:

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1-е Иоанна 4:7–10).

Апостол говорит о том, что любовь Божия открылась нам в личности и спасительных деяниях Иисуса Христа. Бог стал человеком и принял человеческую смерть, во всем ее ужасе и уродстве, чтобы спасти свои падшие творения. Его любовь явилась не в заверениях, а в поступке – в совершенно конкретном, осязаемом деянии. В Жертве.

Мы знаем, что Бог есть любовь, потому что Христос умер за наши грехи. Надмирная любовь пришла в мир в виде человека, во всем подобного нам, кроме греха, и сделалась Жертвой за нас, чтобы спасти нас для жизни вечной.

Это поразительное возвещение либо истинно, либо ложно; мы либо принимаем его, либо отвергаем. Если мы принимаем, что Христос Евангелия говорит правду о Себе, о Своей личности и Своей Миссии, то другие религии просто не нужны. Бог, к которому они должны были привести, Сам пришёл к нам. В них мог быть некий, частичный и искажённый свет, и даже за него во мраке ночи можно поблагодарить – но Христос есть Солнце, которое делает колеблющиеся и неверные огоньки свечей ненужными.

Если же мы не принимаем Евангелия, мы тем более не можем сохранить нашу веру в то, что «все религии говорят об истине» – ведь тогда мы отказываем в истине по крайней мере, одной из мировых религий, Христианству.

Конечно, Бог больше религии; Бог больше священных текстов; Бог больше догматов – неизмеримо больше, как океан больше карты или как вселенная больше карты звёздного неба. Но из этого никак не следует, что карты бесполезны, без них можно обойтись, или что все карты – в том числе те, которые расходятся между собою, одинаково хороши.

С Эбеном Александером происходит то же самое, что и со всеми, кто говорит об «истине во всех религиях» – он просто добавляет к уже имеющимся религиям ещё одну, собственного изобретения, основанную на его личной интерпретации пережитого им опыта.

Но изобретать ничего не нужно; Бог уже пришёл к людям, чтобы пребыть с нами навсегда – в Иисусе Христе.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Верим не в традицию и не в учение

Чтобы защищать веру, необходимо ясно понять, в чем же эта вера состоит

Не обязательно верить в Бога, чтобы быть хорошим человеком?

Сколько нужно учиться, чтобы стать хорошим человеком?

Бог есть любовь?

Мне пришел отклик на статью "Крестная логика любви": "Почему у всех людей, кого любил Бог, в…