Митрополит Климент и Олеся Николаева о школьной реформе

В последнее время в обществе активно обсуждается проблема нового образовательного стандарта. Основная претензия к нему состоит в том, что основные школьные предметы станут предметами по выбору.

Новое направление школьного образования комментируют председатель Издательского Совета Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент и писательница Олеся Николаева.

Митрополит Климент:

– Считаю, что сейчас система образования перестраивается на метод не усвоения знаний, а на загрузку учеников знаниями. И это большая разница. Когда ребенок усваивает знания – развивается его мышление. Когда его загружают знаниями, он просто принимает информацию, как компьютер, и все. Ученик не привыкает самостоятельно мыслить. Кроме того, есть такая программа в системе школьного обучения, под названием «компетентное детство». Считаю такое явление опасным. Что такое компетентное детство? В этой программе уменьшается роль родителей и воспитательного процесса. Вот главная направленность программы: ребенок должен быть компетентным во всех вопросах. И все. В 90-е гг. мы отстояли протест введения в школах полового воспитания, теперь эта же система приходит под другим названием. С помощью таких программ всячески уменьшается роль семьи и родителей. На западе, к примеру, пришли к выводу, что нужно отказаться от употреблений таких слов как «папа» и «мама». Мы тоже к этому идем? Мы должны идти своей дорогой, соблюдая свои традиции. Семья – это домашняя церковь, ее важно поддерживать и развивать.

Писательница Олеся Николаева:

– Как профессор Литературного института я собирала подписи против этой программы. Это письмо подписано многими писателями и преподавателями. На самом деле, это чудовищно, когда такие предметы как русский язык, литература, история выводятся за рамки обязательных предметов. Считаю, что это шаг к национальной катастрофе, когда эти предметы определяются как предметы специализации, а не как необходимое культурное поле, в котором созревает человек. Среди обязательных предметов программы можно найти физкультуру, ОБЖ и такой предмет как «Россия в мире». Ребенок, который будет изучать предмет «Россия в мире», что будет знать о России без ее литературы, языка, истории своей страны? Считаю, что это нарушение ментального национального кода. Русский человек многоцентричен, и литература занимает значительное место в формировании его русской ментальности. Если таких необходимых основ не будет, мы окажемся в стране, которая называется Вавилон, где люди не понимают друг друга, произойдет разрыв культуры, традиций, а следовательно – распад страны. Нельзя отсечь культурную основу страны.

Вроде все ратуют за создание в России сознательного гражданского общества, но у нас не может быть гражданского общества, если у нас низкое отношение к собственной культуре. Самое поразительное, что в концепции государственной безопасности записано очень верно, что гарантом сохранения национальной безопасности является хранение и возделывание нашей национальной культуры и нашего научного потенциала. Там все очень разумно написано. Но почему тогда данные системы, нововведения входят в противоречия с законом? Это не понятно. Мне кажется, что разумности решений нужно добиваться.

Записала Елена Вербенина

Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Ирина Вайсерберг: О главной катастрофе школьного образования

Педагог продолжает дискуссию о будущем детей, начатую Людмилой Петрановской

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: