“Развеять мифы и предрассудки” Патриаршее слово на открытии Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах».

Источник: Официальный сайт Синодальной Богословской комиссии

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, высокие гости, возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сердечно приветствую вас — участников международной Богословской конференции «Православное учение о Церковных Таинствах».

В преддверии юбилейного 2000 года нами было принято решение о регулярном проведении общецерковных богословских форумов Русской Православной Церкви.

Нашей целью было оказать поддержку развитию церковной науки и духовной школы, и в то же время создать инструмент для основательного обсуждения актуальных проблем церковной жизни на профессиональном богословском уровне.

Общецерковные конференции задумывались как своего рода смотр научных сил нашей Церкви, как место встреч и дискуссий церковных ученых. Богословские конференции должны были придать импульс поступательному развитию церковной науки и богословского образования.

Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать: восемь лет назад нами было принято правильное решение.  Мы убеждаемся в этом, открывая сегодня уже пятую Богословскую конференцию. Сохранив свой изначальный характер, — собрания ведущих ученых Русской Православной Церкви, — Богословские конференции приобрели и новое качество: они стали межправославными и международными.

Пользуясь случаем, сердечно приветствую присутствующих здесь богословов из Поместных Православных Церквей. Мы рады видеть в числе участников ученых из Римско-Католической Церкви, Дохалкидонских Церквей, протестантских сообществ, представителей светской науки.

Отрадно отметить, что за прошедшие годы существенно вырос научный уровень конференций. Это является свидетельством развития церковной науки, положительных результатов укрепления и совершенствования системы духовного образования, плодотворного сотрудничества наших церковных структур с зарубежными и светскими научными центрами и университетами.

Дискуссии, обмен идеями имеют не меньшее значение, чем собственно исследовательский процесс. Мы видим, что наши Богословские конференции оказывают благотворное воздействие как на духовное образование, так и на церковную науку, способствуя формированию в наших духовных учебных заведениях научно-богословских школ, с их традиционно благоговейным отношением к богословскому Преданию Святой Матери Церкви.

Здесь, на конференции, мы имеем возможность услышать как опытных профессоров, так и молодых ученых. К первым я обращаюсь со словами благодарности за их многолетнее служение на ниве богословского образования и науки. Мы высоко ценим Ваши педагогические труды и Ваш вклад в развитие церковной мысли. Молодым же богословам я желаю научного роста, неутомимости в исследовательских трудах, готовности всецело посвятить себя высокому богословскому служению.

Хочу заверить всех Вас: священноначалие Церкви будет делать все возможное для того, чтобы церковная наука и богословское образование могли совершенствоваться и успешно развиваться. Современный богослов должен совмещать в себе знания и навыки сразу нескольких гуманитарных специальностей. Он в совершенстве должен владеть инструментами и методами исторической науки, философии, филологии, и иных дисциплин.

Междисциплинарный характер современной церковной науки делает ее открытой к творческому, хотя иногда и полемическому взаимодействию с наукой светской и светским образованием. Новое поколение церковных ученых своими трудами должно будет развеять мифы и предрассудки тех, кто считает богословие находящимся вне поля современной науки. Разумеется, сказанное не означает того, что богословие должно быть чем-то вроде науки ради науки. Богословие не может быть отвлеченной теорией.

Богословие отвечает своему призванию лишь в том случае, если оно опирается на духовный опыт Церкви и при этом нацелено на разрешение задач церковной практики. Будем помнить, что богословие — это особого рода церковное служение, служение невозможное без содействия благодати Божией. Наряду с теоретическим характером Богословские конференции Русской Православной Церкви традиционно имеют и церковно-практическую направленность. Настоящая Богословская конференция в данном отношении не исключение. Она посвящена важнейшим составляющим бытия Церкви — ее Таинствам.

Жизнь Церкви и каждого ее члена неразрывно связана с Таинствами. Таинствами созидается и укрепляется Церковь. Таинствами освящаются верные чада Церкви. Таинствами преображается мир. В Таинствах предвкушается Царство Небесное. Таинствами Церковь являет себя как Знамение в мире сем грядущего Царства Христова.

Даже небольшие искажения в области совершения Таинств могут оказывать негативное воздействие на весь церковный строй, на духовную жизнь чад церковных. Вот почему столь важно и значимо богословие Таинств. Но столь же необходимы и практические рекомендации нашей богословской науки в области таиносовершения.

Возлюбленные архипастыри, пастыри, братья и сестры! Мы с особым вниманием будем следить за работой настоящего богословского форума и надеяться на то, что его труды будут плодотворны.

Призываю благословение Божие на ваши предстоящие труды.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.