Разъяснение Общецерковного суда Русской Православной Церкви о порядке подачи заявлений и рассмотрения дел

Источник: Синодальный информационный отдел
|
Разъяснение Общецерковного суда Русской Православной Церкви о порядке подачи заявлений и рассмотрения дел

 Москва, 4 февраля. В связи с поступающими в Московскую Патриархию обращениями, касающимися порядка подачи заявлений и рассмотрения дел, Общецерковный суд считает нужным дать следующие разъяснения.

 1. Согласно Положению о церковном суде Русской Православной Церкви, «церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви» (статья 2 Положения). Безоговорочно осуждая грех, Церковь определяет свое отношение к согрешившему в зависимости от наличия или отсутствия у него стремления к покаянию и исправлению совершенных поступков. При необходимости на грешника может быть наложена епитимия, а в некоторых случаях становится необходимым то суждение Церкви, о котором сказал Спаситель, поясняя, как следует поступать в отношении согрешающего и не поддающегося увещеваниям члена Церкви: «Скажи [о нем] церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). Дела по нарушениям нравственных норм или церковного порядка, влекущим за собой длительные или окончательные прещения, рассматриваются либо епископами, либо церковными судами различной инстанции. В частности, совершение некоторых грехов несовместимо с пребыванием человека в священном сане. В таких случаях каждый епископ обладает каноническим правом лишить сана подведомственного ему священнослужителя, а в отношении епископов таким правом обладают Архиерейский Собор и Священный Синод. Вместе с тем, в современной практике Русской Православной Церкви, закрепленной в Положении о церковном суде, дела о лишении сана рассматриваются в церковных судах, решения которых затем утверждаются в установленном Положением о церковном суде порядке.

 

2. Памятуя о несправедливых судах, которыми были подвергнуты Спаситель и апостолы, церковные судьи призваны с особой тщательностью исследовать рассматриваемые ими дела, дабы, вынося суждение о виновности или невиновности обвиняемого, избежать несправедливого осуждения. Канонические правила Православной Церкви, определяющие судебные процедуры (в частности, правила святых апостол 74 и 75, правила II Вселенского Собора 6 и IV Вселенского Собора 21, правила Карфагенского Собора 8, 19, 132-133 [147] и другие), направлены на обеспечение справедливости судебного процесса, в том числе посредством исключения ложных обвинений. В ходе изучения дела обвинители должны представить судьям доказательства, убедительно свидетельствующие о заявляемых фактах. Свидетельства очевидцев принимаются в том случае, если таковых будет двое или трое, дабы, по слову Спасителя, «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18, 16; сравн. правило святых апостол 75). Апостол Павел, последуя Пастыреначальнику, указывает Ефесскому епископу Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5, 19).

 3. Упомянутые каноны являются источником значительной части норм, установленных Положением о церковном суде с учетом современных реалий церковного бытия и направленных на создание условий для справедливого рассмотрения дел. В условиях становления системы церковных судов, реализуя в своей деятельности цель восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни, а также руководствуясь принципом справедливости, — Общецерковный суд расширительно толкует нормы, касающиеся определения его юрисдикционной подведомственности. Так, Общецерковный суд неоднократно рассматривал апелляции на решения епархиальных судов без удовлетворения предусмотренного Положением о церковном суде требования о рассмотрении такой апелляции на повторном заседании того же епархиального суда, который принял первое решение. В исключительных случаях, решением председателя Общецерковного суда по материалам проведенного расследования подобный подход может быть применен к решению вопроса о юрисдикционной подведомственности Общецерковному суду судебных дел по заявлениям от лиц, не обладающих правом на обращение в Общецерковный суд в соответствии с Положением о церковном суде.

 4. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси прием и предварительное изучение поступающих на его имя или на имя председателя Общецерковного суда апелляций и заявлений о церковных правонарушениях, совершенных лицами, подсудными Общецерковному суду, осуществляется Управлением делами Московской Патриархии. Последнее уполномочено осуществлять сбор и предварительную оценку доказательств по делу, предоставляемых заявителем. После сбора материалов дело передается Управлением делами Московской Патриархии в Общецерковный суд согласно установленной процедуре.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи

Кажется фактом очевидным, что нравственная моральная нечистота священника ли, епископа есть признак его профнепригодности и несостоятельности.…

Архимандрит Савва (Тутунов) о практике работы Общецерковного суда

О специфике церковной судебной системы и правоприменительной практике Общецерковного суда в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал заместитель управляющего…

Киевская Русь – Московской Руси: консенсус или конфликт?

Надеюсь, что от интернет-обсуждений мы перейдем к уголовным делам, в ходе которых будут приняты правовые решения.…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: