<Рецензия>:
: Газета “Берег. Пространство души”. № 1. Май 2007

Газета “Берег” издаётся по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина как приложение к газете “Сту­ден­ческий город”.

Прежде стоит сказать несколько слов о “Студенческом городе”. Хотя это светское издание, ориентированное на современную молодёжь, в нём нет никаких деструктивных, циничных или пошлых материалов. В целом преобладает настрой на добро, позитивные ценности. При этом тексты написаны на высоком уровне, так что православному изданию совсем не зазорно оказаться в таком обрамлении.

Тираж приложения совпадает с тиражом основного издания, которое распространяется по всем ВУЗам Саратова, и составляет 10000 экземпляров — весьма внушительная цифра. Таким образом, появление “Берега” есть серьёзное миссионерское делание, ибо газета с честным и серьёзным разговором о вере стала разом доступна для наиболее активных и интеллектуальных молодых людей всего областного центра.

Тема номера “Что мешает молодёжи в Церкви?” раскрывается с первых страниц. Сначала идёт подборка высказываний самой нецерковной молодёжи, которую опрашивали на улицах города. Ответы разные, но, в общем, довольно типовые: кому-то не нравятся делающие замечание бабушки, кому-то не нравится то, что нельзя сидеть, кому-то непонятны службы, кому-то просто неуютно. Одна девушка сказала: “мне кажется, что у меня не настолько чистая душа, чтобы находиться в храме”.

Следующий материал — статья Натальи Волковой “Заглянуть в своё сердце” — рассказывает о состоявшейся на эту тему студенческой встрече со священнослужителями, во время которой вышеуказанные типовые тезисы были разобраны и к ним были предложены ответы. Причина, как мы знаем, коренится прежде всего в самом человеке, а также в непонимании им того, что есть Церковь: не собрание совершенных и беспорочных людей, а духовная лечебница, о которой Господь Иисус Христос сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9:13). Чем же грешники, находящиеся в ограде Церкви, отличаются тогда от тех, кто вне её? Тем, что первые бегают от греха, а вторые бегают за грехом, первые проходят курс лечения от своих греховных болезней, а вторые часто даже и не знают, что больны.

В статье воспитанника Саратовской Православной Духовной семинарии Дмитрия Васильева “Диалог в поезде о смысле жизни” показана встреча молодых людей из двух миров, едущих в одном вагоне: православного и светского. Довольно точно отражена суть диалога с неверующим человеком: разговор о вере это прежде всего разговор о смысле жизни. Впрочем, и не только жизни. Вера даёт осмысление всего мироздания, всей истории человечества и даже того, что выходит за пределы тварного мира и простирается в вечность. Взгляд верующего человека на мир — это взгляд осмысленный.

Рассказ Марфы Антоничевой о саратовском православном молодёжном обществе при храме в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали” ценен тем, что показывает реальную альтернативу насаждаемому секулярной массовой культурой образу жизни — богатую, насыщенную жизнь активного православного человека.

Приятно удивило вдумчивое, качественно проведённое интервью с поп-музыкантом, выступающим под псевдонимом “про­­фессор Лебединский”. Автор песен “вот какой он молодец, малосольный огурец” и “я убью тебя, лодочник!” предстаёт неожиданно глубоким, сложным человеком и талантливым фотографом, которому возвращение к Церкви помогло преодолеть многолетнюю депрессию и позволило осмысленно глядеть на мир и на себя самого.

Есть в номере и кинорецензия, посвящённая фильму Гильермо дель Торо “Лабиринт фавна” (2006 г.), заслуженно получившему престижные кинематографические награды. Хотя в целом рецензия написана грамотно, тем не менее вызывает сожаление то, что рецензент с первых же слов помещает фильм в разряде “рассчитанных на детей” и хотя ниже замечает, что “лента скорее для взрослых”, тем не менее потенциальный зритель оказывается дезориентированным, потому как это фильм не “скорее для взрослых”, а исключительно для взрослых. Детям его категорически не рекомендуется смотреть, он может вызвать у них серьёзные психологические травмы.

Это фильм ужасов, и наиболее ужасен он от того, что в нём показаны не персонажи-“манекены”, как обычно в этом жанре, а живые люди, с их живым горем и трагедиями, что, быть может, даже тяжелее самих по себе сцен пыток с раздроблением рук, ампутаций без наркоза, горящего заживо младенца-мандра­горы и т. п. Собственно, и взрослым-то его не всем стоит смотреть, — это фильм столь же неприятный, сколь и талантливый, хотя мораль его в том, что обыденный фашизм страшнее, чем все мистические народные “страшилки” вместе взятые. Это безусловно верно, тем не менее после просмотра остаётся тяжёлое впечатление. К тому же рецензент допускает фактическую ошибку, когда, пересказывая сюжет, пишет, что героиня “не отдаёт ребёнка ни фавну, ни злому отчиму”, — потому что на самом деле она его отдаёт именно отчиму, и это одна из ключевых сцен фильма. При чуть большей внимательности нетрудно избежать таких ошибок.

Подводя итог, можно сказать, что “Берег” — ещё одно качественное периодическое издание Саратовской епархии, которому, как и прекрасному журналу “Православие и современность”, хочется пожелать главного: не снижать в дальнейшем взятую в первом номере высокую планку.

А также стоит высказать предостережение от того соблазна, который подстерегает любые церковные издания, направленные “вовне”, и особенно ориентированные на молодёжь: не заискивать перед читателями, не бояться резкости и определённости там, где истина этого требует, не “наклоняться” к читателю, а, напротив, его “тянуть вверх”, больше раскрывать суть веры, не стесняясь её перед “внешними”.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.