<Рецензия>:
Новый ковчег. Молодежный публицистический журнал. Февраль 2003. 2

Именно второй номер нового молодежного журнала был прислан к нам в редакцию, так что поневоле рецензия относится в основном именно к этому номеру. Однако некоторые “чер­ты характера” нового издания можно уловить и по одному номеру и, как кажется, не слишком отклонившись от истины, заключить, что ему свойственно “лица необщее выраженье”.

Дело не в том, что внешне он очень бросок: полное изящества название, на обложке — невероятной красоты коллаж, который невозможно воспроизвести не в цвете и нелегко описать; яркая, типично молодежная реклама вполне почтенных вещей, среди которых, например, плакат против курения и другие образцы социальной рекламы (проводится конкурс), интересная верстка с применением цвета… Самое замечательное начинается с состава учредителей: Белгородская и Старооскольская епархия и Управление по делам молодежи администрации Белгородской области. Так что это не церковный журнал в узком смысле слова, это — журнал для молодежи, в котором Церковь обращается к ней, так сказать, в не вполне формальной обстановке.

Тон этому обращению задает колонка редактора. Вот что пишет в ней заместитель главного редактора священник Димитрий Карпенко:

«Православие и молодежь — для многих взаимоисключающие понятия. Потому как, рассуждает “обчество”, Православие — это система запретов, мы же стремимся к свободе и ни в чем себя не желаем ограничивать.

Но как бы парадоксально это ни звучало, настоящая свобода — это и есть осознанное следование системе запретов.

Православие ограничивает нас там, где начинается грех, а значит, заканчивается свобода.

Любви все возрасты покорны, — так почему же молодым людям отказывают в любви к Богу? А если есть любовь, значит, нет места раздорам и упрекам. Если мы любим, мы никогда не причиним кому-то боль. Любовь — это запрет на право причинять боль, любовь — это право дарить радость.

Можно ли быть молодым и любить?

Можно.

А можно ли быть молодым и любить Бога?

Можно.

А можно ли научить человека любить Бога?

Можно! Своей любовью к Нему.

А зачем любить?

Чтобы жить.

А зачем жить?

Чтобы любить».

Вот такое стихотворение в прозе, понятное и доступное любому молодому человеку, хоть в какой-то степени интересующемуся вопросами бытия.

Замечательно, что в номере прекрасно уживаются сообщение о Дне православной молодежи (с кратким текстом выступления правящего архиерея архиепископа Иоанна) и сообщение о заседании коллегии Управления по делам молодежи при администрации области.

Не может не заинтересовать информация о Центре семьи в Грайворонском районе области, в котором работают администраторы, депутат, начальник ЗАГС’а, настоятель храма и врач. Этот Центр берет под опеку молодые семьи с момента подачи заявления в ЗАГС и не оставляет на протяжении нескольких лет, таких опасных для семьи. Особенно внимательны здесь к тем, кто надумал было разводиться — и в большинстве случаев психолог, священник, врач, педагог помогают сохранить семью. Остается добавить, что материал называется “Хранители счастья и покоя” и на заставке изображен ангел-хранитель…

Маленькая заметка о вокальном ансамбле. Сколько их, в самом деле! Но и у него есть примечательные черточки: руководят им преподаватель семинарии и профессор консерватории, назвали его “Ковчег” в честь журнала, поет ансамбль знаменным распевом и даже пел на клиросе Литургию на подворье Оптиной пустыни. А существует он при Обществе любителей древней церковной музыки, в свою очередь организованном при семинарии. И тут же — интервью с популярной среди молодежи рок-певицей Ольгой Арефьевой.

Затем помещена очень серьезная по теме и прекрасно — то есть доступно без примитивности, ясно без вульгаризации — написанная статья священника Игоря Толстикова “Есть ли предмет для спора?” о том, как же следует понимать термин “кре­а­ционизм”, о подлинных, а не придуманных одиозной публицистикой и атеистической пропагандой отношениях религии к науке. Наверное, молодым это читать интересно, а мне было просто отрадно после ряда публикаций на эту тему, в которых нарушались элементарные законы логики, попирались правила полемики, а мнение очень ограниченного, к счастью, круга людей выдавалось за мнение Церкви или, с другой стороны, за общепринятые научные истины. Уже после текста статьи помещена краткая редакционная врезка, из которой следует, что статья эта — полемический отклик на публикации в журнале “В мире науки”, который является русской версией журнала Scien­tific American. Такая корректность полемики убеждает не менее, чем весомые доводы.

Поскольку ректор Белгородского университета постановил, что отныне для студентов будет обязательным посещение университетской церкви (раз в год) и что это мера укрепления дисциплины, редакция опрашивает студентов, как они относятся к этому постановлению. Ответы самые разнообразные, от спокойных “за” и лаконичных “против” до парадоксальных (“отно­шусь положительно, но сама в церковь не хожу” — преподаватель) и разумных, рассуждающих о том, что вообще-то в церковь ходить хорошо, но принуждать к этому не следует и дисциплина здесь не при чем. На противоположной странице помещены выдержки из телепередачи “Свобода слова”, причем, что называется, на любой вкус: диакон Андрей Кураев, ректор РГГУ (теперь уже бывший) Юрий Афанасьев, кинорежиссер Никита Михалков; тема — введение предмета “Православная культура”. Читателей просят высказаться в поддержку того или иного мнения.

…А в селе Гостищево работает культурно-досуговый центр, в котором можно петь и танцевать, заниматься изобразительными искусствами и художественными народными промыслами и учиться морскому делу. И есть здесь приход, настоятель которого руководит детским театром, создающим спектакли к Троице, Рождеству и другим праздникам.

Следующий разворот посвящен фантастическим композициям очень юного художника, имеющим несомненно религиозное значение. Особенно запоминается одна из них, на которой — земной пейзаж и космос, а в центре храм, и к этому храму ведут белые дороги, возвышающиеся над землей. Называется “Возвра­щение”.

Статья про методы Свидетелей Иеговы (рубрика “Ликбез”) написана без всякого пафоса, очень по-деловому. Автор на очень современном уровне анализирует средства воздействия на личность на разных уровнях вовлечения человека в секту. Завершает тему “Руководство для начинающего гуру — как создать тоталитарную секту”. Что же, смех может быть целительным.

И, наверное, правильно, что посмеявшимся предлагают прочесть “мучительный рассказ” (термин Карела Чапека) про детей в больнице, про крохотную детдомовскую Зою, про двух больных детей, которые смогли дать ей чуточку тепла. И очень естественно этот рассказ перерастает в заключительный материал номера, который, право же, хочется назвать шедевром. Это подборка “Дети пишут Богу”. Описать ее невозможно, но очень хочется привести добрую половину, что я и делаю.

“Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются.”

“Я сильно позорю Тебя?”

“Можно мне не умирать, а?”

“Почему Ты людям все прощаешь, а учителя — нет?”

“Прости всех, кто не крещеный, а заодно и меня.”

“Господи, в те разы, когда я не молюсь, не сердись — я весь в любви.”

“Можно я буду Тебе иногда сниться?”

“Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать?”

“Мама сказала, что я во сне плакал. Ты не помнишь, о чем мы с Тобой говорили?”

“Прости меня за все грехи, знаю, я наделал их много, но я не знал, что Ты есть.”

“Я в Тебя, Господи, верую не только в церкви.”

“Сколько верующих среди верующих?”

“Знаешь, хоть мне кажется, что души у меня нет, иногда она все-таки побаливает.”

“Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад, хочу к Тебе.”

“Почему у нас раны заживают, а у Тебя нет?”

“Я написал стихи. Они стыдные, я их никому не показывал, но Тебе, Боженька, я покажу. Вот они.

Взрослые плачут слезами,

Взрослые плачут глазами.

Маленькие плачут сердцем,

Маленькие плачут жизнью.

Но если взрослый плачет, как маленький,

Значит, он и правда плачет”.

Таким образом, номер заканчивается так же, как начинался — высокой духовной лирикой, предполагающей полное раскрытие себя перед Богом и сообщение людям духовных плодов этого раскрытия.

Ожидается, что журнал “Новый ковчег” будет ежемесячным. Это накладывает на редакцию значительные обязательства, и не только потому, что такая периодичность требует очень четкой организации работы, но и потому, что необходимо находить все новые и новые материалы — интересные для молодых, и по своему духовному и познавательному уровню не ниже, а выше тех, которые уже были предложены читателю. Остается надеяться, что с Божией помощью это произойдет, и у нас будет журнал, действительно представляющий собой ковчег для молодых — надежное убежище и опора в их плавании по бурному житейскому морю.

…Может быть, действительно что-то сдвигается в “правиль­ную” сторону в системе взаимоотношений Церкви с государством и обществом? А может быть, уже сдвинулось?

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.