<Рецензия>: Протоиерей Джон Брек. Хиазм в Священном Писании

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 49, 2007
<РЕЦЕНЗИЯ>: Протоиерей Джон Брек. Хиазм в Священном Писании. М.: Общедоступный православный университет, 2006. 351 с.
<Рецензия>: Протоиерей Джон Брек. Хиазм в Священном Писании

Выход русского перевода книги протоиерея Джона Брека — безусловно, событие в жизни российской библеистики, и чтобы понять, почему это так, сначала придётся сказать несколько слов не столько о книге, сколько о самой библеистике. До сих пор она остаётся скорее задачей, чем данностью, и хорошо понятно, почему. На Западе XX век был периодом, когда мировая библейская наука прочно заняла своё место среди прочих гуманитарных дисциплин, когда определились её границы, методы, цели и задачи. Советскую Россию по вполне понятным причинам этот процесс обошел стороной: Библию, если могли её достать, читали и изучали, её даже могли упоминать в научных работах, но вести научную работу над самим библейским текстом было позволено только атеистам.

В результате и по сей день тот российский читатель, который видит в Библии прежде всего Священное Писание, нередко относится к библейским исследованиям с недоумением и подозрением. Он знает, что исповедники и мученики XX века прекрасно обходились без библеистики, и он знает, что развивалась она на Западе, часто в атеистической или агностической среде. Так у него возникает ощущение, что лучше держаться от этой сомнительной науки подальше, если и есть в ней нечто ценное, то оно погребено под глыбами несовместимых с христианской верой учений и воззрений.

Но эта книга — классическая работа по литературному анализу библейского текста, выполненная православным священником и профессором православной семинарии. Православным христианам, особенно учёным, бывает свойственно относиться с некоторым пренебрежением к буквальному и непосредственному смыслу библейского текста: гораздо важнее него святоотеческие комментарии, зачастую уходящие в такие аллегорические и типологические дали, где связь с буквальным смыслом уже едва прослеживается. Отец Джон показывает, что и православным богословам не чужд интерес к первичному смыслу Писания и что именно этот смысл может и должен быть для нас отправной точкой в исследовании библейского текста.

Его работа подробнейшим образом рассматривает один из основных литературных приемов в текстах библейской традиции — хиазм, тот вид параллелизма, при котором параллельные элементы выстраиваются в виде концентрических кругов (сам автор предпочитает образ спирали), а главный смысловой элемент находится в центре фрагмента. Автор подробно и неспешно знакомит нас с теоретическими основами своей работы, так что они будут понятны и студенту-первокурснику, но в то же время и знаток библейского текста найдёт в его выкладках нечто новое и ценное. Затем он переходит к анализу текстов и рассматривает много различных фрагментов Нового и Ветхого Заветов, подробно их комментируя с точки зрения хиастических структур.

В завершение он показывает нам строение более поздних текстов, опирающихся на Библию (кумранских и раннехристианских гимнов, даже русских духовных стихов), приводит пример из современной журнальной статьи, чтобы продемонстрировать универсальность хиазма. Так он убеждает нас, что речь идёт не просто о каком-то экзотическом приёме, но об универсальном способе организации поэтических и прозаических текстов. Можно считать, что русский читатель, не избалованный обилием научной литературы по библеистике, составит по одной этой книге достаточно полное и верное представление и о самом её предмете, и о некоторых методах филологического анализа Библии.

Впрочем, есть у книги и свои ограничения. Приводя примеры более поздних текстов, автор не упоминает более ранние (вавилонские, угаритские и т. д.), в которых тоже наверняка можно встретить хиазм. Возможно, следовало бы вообще больше сказать об универсальности этого приёма, привести примеры из фольклорных текстов народов, заведомо незнакомых с Библией, высказать соображения о роли хиазма в дописьменных и младописьменных культурах. Таким образом можно было бы показать, что этот приём действительно универсален и созвучен человеческому мышлению. Кроме того, не были бы лишними и рассуждения о рамках и степени объективности этого метода. Ведь прекрасно известно, что некоторые фрагменты Библии можно проанализировать и представить в виде схем не одним, а двумя или тремя способами, и поэтому имеет смысл задуматься, существуют ли у нас объективные критерии выбора (в это хотелось бы верить), или исследователь опирается лишь на собственное видение текста. Также можно пожалеть, что в книге практически ничего не сказано о связях хиазма с другими литературными приёмами, ведь в отличие от учёных, сами поэты и писатели не выделяют один приём из ряда прочих, а пользуются сразу многими.

Все же эти пробелы присущи не столько автору, сколько самому методу, неизбежно ограниченному и неполному, как и любое человеческое исследование Слова Божиего. Невзирая на них, можно только поблагодарить автора, переводчиков и издателей за прекрасный и исключительно своевременный труд.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: