<Рецензия>: Шевченко Ю. Л. Приветствует вас святитель Лука, врач возлюбленный

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 53, 2008
<Рецензия>: Шевченко Ю. Л. Приветствует вас святитель Лука, врач возлюбленный. СПб.: Наука, 2007. 623 с.
<Рецензия>: Шевченко Ю. Л. Приветствует вас святитель Лука, врач возлюбленный

Под необычным названием вышла в прошлом году замечательная книга; название её цитирует Новый Завет, добавляя в текст оригинала слово “святитель”. Из-за него меняется смысл фразы: как бы вместо евангелиста Луки, о котором апостол Павел пишет к жителям древнего греческого полиса (см. Кол 4:14), современных читателей приветствует святитель Лука Войно-Ясе­нецкий. Излишне говорить, насколько эти тезоименитые святые разнятся между собой, однако и тот, и другой — врач возлюбленный. Делом их жизни стало свидетельство о Христе и любовь к ближним, избирающая медицинские средства для помощи людям.

Греческая фреска с изображением апостола Луки и священноисповедника Луки

Греческая фреска с изображением апостола Луки
и священноисповедника Луки

Такого издания ещё не было, и вот оно — слава Богу! — появилось. Жизненный путь Святителя просматривает автор, способный оценить его со всех сторон; и с церковной, и со светской, а, точнее говоря, с медицинской стороны. Автор книги, хирург Юрий Леонидович Шевченко, на собственном опыте знает практическую и теоретическую, а также административную составляющую медицинского дела. (Все перечисленные составляющие занимают видное место в жизни святителя Луки.) Академик РАМН, РАЕН, РВМА Ю. Л. Шевченко является основоположником такого направления, как гнойно-септическая кардиохирургия, он прошёл путь от фельдшера до Главного хирурга России, министра здравоохранения РФ. Им организован НИИ Грудной хирургии и Национальный медико-хирурги­чес­кий центр имени Н. И. Пирогова.

Книгу Шевченко открывает рассказ о соборе святых целителей и врачей, а потом со всеми возможными подробностями повествуется о детстве, юности, зрелых годах и кончине святителя Луки. Тем самым книга ставит владыку Луку в ряд почитаемых святых врачей наряду с евангелистом Лукой, бессребрениками Космой и Дамианом, Киром и Иоанном, великомучеником Пантелеимоном и другими.

Медицинское служение Святителя (врачевание, как и военное дело, язык не поворачивается назвать работой) книга излагает со всей возможной тщательностью и осведомлённостью. Так высказаться можно только о коллеге, представляющем живой образец для подражания. Удивительно, что церковное служение Владыки не теряется на искусно прописанном, ярком медицинском фоне, вопреки казалось бы оправданным читательским опасениям. Напротив, автор стремится показать, как церковное и врачебное служение не только уживаются в жизни одного и того же человека, но связаны воедино нерасторжимыми узами.

Связаны они так крепко, что временный уход на покой владыки Луки, во многом вынужденный внешними обстоятельствами, обернулся существенным ослаблением результатов его медицинской деятельности; продолжалось это с 1926 по 1930 г. Этот скорбный факт не пятнает светлый образ архиерея-врача, поскольку он, поддавшийся было искушению, после покаяния вышел на путь, указанный ему Промыслом. И читатель по книге видит, как архипастырь сызнова погружается в церковную деятельность, а его врачебные занятия оказываются значительно плодотворнее, так что власти даже награждают хирурга Сталинской премией (а ведь ранее он был посажен в тюрьму и отправлен в ссылку). Святые не были свободными от немощей, безгрешными людьми; они, как и все мы, грешили, однако через покаяние и борьбу со страстями с Божией помощью победили греховность.

Святитель Лука

Святитель Лука

Автор книги рисует сложную и всё же такую гармоничную картину сотрудничества человека Божия и Самого Господа в богочеловеческом врачевании душ и телес. Наблюдая за жизнью архиерея-врача, можно заметить, как ему, несмотря на препятствия, ценой значительных усилий удавалось достичь синергии, согласованности своих поступков, свершений, исканий с волей Божией. И это в такое время, когда сама атмосфера была пропитана искусственно разжигаемым конфликтом между наукой и религией. Того, что удалось проследить и объяснить Ю. Шевченко, больше ни у одного историка и биографа я не встречал.

Правда, небольшую и непринципиальную оговорку я должен сделать. Она касается космологической по своему основному предмету книги американского учёного и теолога Стенли Яки “Спаситель науки”1. В ней показано, что новоевропейская наука возникла исключительно благодаря христианству, а именно христианскому отношению к миру, созданному Богом для человека. Интеллектуальные ресурсы древнего Китая, Египта, Греции позволяли организовывать накопление научных знаний, однако языческое отношение к миру китайцев, греков и египтян помешало им создать науку в новоевропейском смысле этого слова.

Апологет христианской веры С. Яки разбирает сугубо теоретические вопросы, историю и философию науки, так сказать, богословие науки, не вдаваясь в рассмотрение отдельных судеб церковных мыслителей и учёных. Для сводной работы по истории науки это неизбежно. Личный вклад и судьба каждого отдельного учёного в указанной монографии обобщающего характера растворяются в масштабном историческом процессе, где в один действующий фактор складываются многочисленные предпосылки, необходимые для появления современной науки.

Вот в чём отличие труда Яки от труда Шевченко. Нововышедшее издание Ю. Л. Шевченко целиком посвящено одному человеку, ревностному в пастырской самоотдаче иерарху и выдающемуся деятелю медицинской науки. Здесь надо увидеть не только отличительную черту труда академика Шевченко, но и его дополнительное преимущество, использованное на сто процентов, его неоспоримую ценность. В чём именно состоит его ценность, можно объяснить, обратившись к святителю Григорию Паламе. Святитель Солунский Григорий как-то сказал о богословской полемике, в ходе которой ему пришлось защищать исихастский духовный опыт: слова со словами спорят, но чем оспоришь жизнь? Апология жизни, апология в муках рождённого живого опыта бесспорнее апологии слов. Житиё, жизнь священноисповедника Луки, действительно, ничем не оспоришь, она вся — символ неразрывной связи истинной веры и здравого разума… Книга о Святителе и враче оформлена на высоком уровне подарочного издания: мелованная бумага, обилие иллюстраций. Она поистине написана и отпечатана как подарок всем нам.

1Яки С. Спаситель науки. М., 1992.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Походить по траве и поесть селедку – о чем еще мечтают, когда времени остается совсем немного
Вице-премьер Татьяна Голикова - о соплатежах населения за медуслуги и перспективах пенсионной системы

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: