Рецензия:

Издательский совет Русской Православной Церкви возобновил издание журнала начала прошлого века “Светильник’ъ”. Журнал сохраняет в оформлении художественный стиль своего прообраза, что само по себе свидетельствует о том, что его предметом далеко не в последнюю очередь является эстетика Православия. Такое стилистическое обещание не может не заинтересовать тех читателей, которым дороги традиции церковного искусства и которые со вниманием относятся к тенденциям развития искусства Православной Церкви, — ведь именно начало ХХ века ознаменовалось интенсивными творческими поисками в церковном искусстве, в том числе и плодотворными попытками применения в церковных художествах эстетических принципов l’art nouveau. В то же время основные иллюстрации номера — древние и особо чтимые иконы Спасителя и Божией Матери — обращают читателя к миру непреходящих ценностей Православия, которые наряду с высоким духовным содержанием предлагают нам и столь же высокие каноны церковного искусства.

В своем обращении к читателям Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приветствует возобновление “Светильника” и, в частности, пишет о том, что произведения двухтысячелетней христианской культуры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства, “стали восприниматься современным сознанием исключительно как произведения искусства”, в то время как они созданы “как приношение Богу, предназначены для совершения литургический действий или домашней молитвы <…> никогда не следует забывать, ради чего они созданы и какое место занимают в литургической жизни Церкви”.

Обращение церковной и художественной общественности в Издательский совет Русской Православной Церкви выражает ту радость, с которой видные художники, архитекторы и искусствоведы, в том числе и облеченные священным саном, встречают возобновление “Светиль­ни­ка”, надеясь, что он сможет стать “глубоко продуманным периодическим изданием, по которому потомки наши смогут узнать о состоянии русской культуры в начале III тысячелетия от Рождества Христова”.

Собственно публикации первого выпуска предваряются извлечениями из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, касающимися христианских ценностей, что, как представляется, сразу задает выпуску его основной и глубоко верный тон. С одной стороны, здесь говорится о том, что Церковь не отвергает априорно ни светскую науку, ни светскую культуру, с другой — подчеркивается, что Церковь оставляет за собой право на нравственную оценку явлений культуры. В социальной концепции говорится о церковном искусстве как в первую очередь искусстве благовестия, использующего в своих целях художественный язык.

Мы не будем подробно пересказывать содержание первого выпуска “Светильника”, предоставляя всем заинтересованным лицам возможность самим разыскать журнал (тираж 3000 экз.). Скажем только, что этот выпуск хорошо представляет направления, по которым, как можно надеяться, в дальнейшем будут группироваться публикации. Это — история храмоздательства, в том числе и современного (здесь перед редакцией предстает обширное поле деятельности, так как публикации, посвященные строительству и восстановлению храмов, зачастую отмечены полемическим азартом и не всегда представляют описываемое явление так, как оно того заслуживает с точки зрения общей истории церковной культуры). Это — рассказы о православных иконах, об их художественной и собственно духовной истории, о святых подвижниках, на них изображенных. Особо хотелось бы выделить статью иеромонаха Гурия (Федорова) “Утверждение истины”. Посвященная раннехристианской архитектуре I–V веков, она могла бы (при желании редакции) открыть собой целую серию публикаций на эту тему, а также послужить путеводной нитью к расширению тематики журнала в сторону библейской археологии, которая в течение ХХ века обогатилась рядом замечательных находок на Святой Земле, почти полностью у нас неизвестных (во всяком случае, неизвестных тем, кто не является специалистом-археологом). Ведь даже если художественно-архитектурные достоинства найденного сравнительно недавно археологами дома апостола Петра и невелики, он не перестает от этого быть дорогим для всех христиан, как дороги для них любые детали, относящиеся к временам земной жизни Спасителя, и любые подробности, касающиеся Его учеников.

Перейдя тем самым к пожеланиям в адрес “Светильника”, поговорим о дизайне журнала. Оформление первого выпуска неброско и продуманно. Наверное, и в дальнейшем журналу не следует принимать более “современный”, то есть разноцветный и глянцевый вид, хотя, несомненно, редакция услышит множество пожеланий, ориентирующих ее в этом направлении. И дело даже не в том, что “глянцевый” журнал ныне — синоним безвкусицы, дешевой сенсации и погони за прибылью во что бы то ни стало. Дело в том, что представленное оформление достаточно стильно, чтобы привлечь внимание людей с хорошим вкусом, и достаточно просто, чтобы не отпугивать читателей, не без основания не доверяющих “шикарным” журналам. Конечно, можно найти хорошего художника и создать более броское оформление, которое при этом удовлетворит и эстетов, и церковных людей, просто интересующихся искусством. Но это трудно и к тому же дорого, а искусствоведы, художники и студенты — народ небогатый, и не следует лишать их возможности приобщиться к ценностям православной культуры. Вот разве что найдется возможность выпускать каждый номер с одной цветной вклейкой хорошего полиграфического качества… Во всяком случае, это было бы уместно для тематических выпусков, если таковые будут предусмотрены редакцией.

Нам остается выразить надежду на то, что возобновленный “Све­тильник” сможет стать не только средообразующим изданием для сферы церковных художеств, но и парадигмообразующим — для изданий, посвященных русскому искусству и культуре.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.