Родительская суббота: главное – исповедь и причастие

О родительских субботах знают все – и те, кто бывает в храмах еженедельно и чаще, и те, кто приходит… – ну вот, собственно, на родительские, на Рождество-Крещение-Пасху и на массовые соборования. Люди приходят помянуть своих близких, и они знают, как всё правильно сделать: надо прийти в храм, принести что-нибудь на канон, написать записки, отстоять панихиду…

В моих словах можно услышать некоторую иронию – но она не относится к самому желанию помолиться о родителях, дедушках-бабушках, а в каких-то семьях – и о слишком рано покинувших своих отцов и матерей детях. Такое желание – естественно и похвально. Но мне хотелось бы предложить несколько более объемный взгляд на эти поминовения.

Прежде всего обратим внимание на то, что суббота сама по себе (как день недели – не только родительские субботы) – посвящена молитве о упокоении преставившихся христиан. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть утреню субботы любого гласа Октоиха. Однако с субботним поминовением усопших неизменно соседствует молитва святым – в первую очередь мученикам, но также и святителям, и пророкам, и преподобным. Случайно ли такое совмещение: молитва всем святым и молитва о упокоении усопших? Думается, что нет.

В нашем нынешнем сознании святые – это особый класс людей: они, во-первых, умерли, а во-вторых, их святость засвидетельстована формальным церковным актом – канонизацией. Однако такое понимание святости – довольно позднее. Если мы обратимся к Новому Завету, то святыми там именуются не «особые» люди, а христиане – просто по факту их принадлежности к Церкви: «А теперь я иду в Иерусалим, – говорит апостол Павел, – чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» (Рим15:25).

Такое наименование христиан сохраняется и в богослужении. Священник, совершая малый вход на литургии, произносит (к сожалению, почти всегда тихо, про себя): «Благословен вход святых Твоих – всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Святых – каких? Николая Чудотворца и Георгия Победоносца? Нет, но просто христиан, верных, которые в древности в этот момент входили в храм. После освящения Даров, перед причащением священнослужителей, священник произносит «Святая святым», т. е. «Святыня [преподается] святым!». А община христиан устами хора смиренно отвечает: «Один свят – один [лишь] Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь».

Таким образом, между святыми, уже отошедшими в мир иной, и христианами, живущими на этой земле, нет непроходимой границы. Те и другие – члены Церкви; те и другие стали членами Тела Христова, чтобы наследовать Царство. На проскомидии мы поминаем (поминаем!) и Богородицу («В честь и память Преблагословенныя Владичицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Еяже молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник»), и Предтечу, и прочих святых – но также и тех живых и усопших, о ком молится он сам и прихожане.

Подчеркну еще раз: и мы, хоть и грешные, однако христиане, и наши усопшие, о причтении которых «к лону Авраама, Исаака и Иакова» мы молимся, и те, в святости которых мы уверены, – все мы являемся членами одной Церкви, одного Тела нашего Господа и Спасителя. И потому полноценным и по-настоящему осмысленным поминовение усопших будет лишь тогда, когда мы явим и засвидетельствуем это наше единство, приняв участие в литургии, в таинстве евхаристии – то есть приобщимся Телу и Крови Христовым.

Да, парастас, панихида, заупокойная лития, жертва на храм деньгами и натурой – всё это хорошо и правильно. Но если нет главного – участия в евхаристии – то второстепенное начинает играть не предназначенную для него роль, вытесняя главное таинство Церкви на задворки нашей жизни.

В наших силах это исправить. Постараемся, приходя в храм в родительскую субботу, подготовиться к исповеди, чтобы очистить свою душу от накопившихся грехов. Нет сомнения, что и это принесет утешение нашим усопшим родственникам, ибо, повторю вновь и вновь, все мы члены одного Тела, все мы в каком-то смысле сообщающиеся сосуды. А исповедовавшись, мы, по сложившемуся у нас обычаю, сможем и приступить к причащению Святых Таин – и через это соединиться и со Христом, и с нашими братьями во Христе – как живыми, так и отошедшими в мир иной.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Поминовение усопших – лучи света в мрачное царство мертвых

Весь Новый Завет – утверждение нашей веры в бессмертие души и нашей надежды на будущее воскресение

Родительская суббота: Зачем молиться об умерших?

"Зачем молиться об умерших, ведь Сам Господь сказал нам: "В чем застану, в том и сужу".…

Первая родительская суббота Великого Поста: Брат, не стыдящийся братьев

Из мертвых вырывается Он и не стыдится братией нарекать Своих мертвецов, говоря –«Восстанут мертвецы, воскреснут мертвые…