Россия и Польша: Зачем соседям жить дружно?

17 августа 2012 года в Королевском дворце Варшавы состоялась торжественная церемония подписания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом Совместного послания народам России и Польши. Оба иерарха, православный Патриарх и католический митрополит, призвали народы к взаимному примирению и прощению.

Борис Алексеевич Филиппов

В чем важность этого документа? Какие у него перспективы? Зачем он нужен России и Польше? На вопросы ПРАВМИРа отвечает историк Борис Алексеевич Филиппов, доцент кафедры всеобщей истории Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета.

Шанс на примирение

Как ответить на вопрос: «Зачем соседям жить дружно?»

Как известно, две мировые войны начались с нападения Германии на Францию и Польшу. Что следует сделать, чтобы подобное не повторилось?

И вот по инициативе двух верующих католиков: президента Франции Шарля де Голля и канцлера Германии Конрада Аденауэра была разработана, действующая по сей день, программа примирения французского и немецкого народов.

Кроме официальной Декларации о намерениях, программа предусматривала комплекс мер по воспитанию молодежи.

Практически в это же время в 1966 г. Польский епископат обратился с содержащим призыв к взаимному прощению Посланием к епископату Германии. Его холодно приняли как в Германии, так и в Польше. Но усилия польского духовенства и католической интеллигенции не прошли даром. «Страх» перед немецкой опасностью в польском обществе значительно уменьшился. Это заслуга Церкви.

Вторым (после Германии) «историческим» врагом в сознании поляков является Россия.

Самый большой католический интернет портал wiara.pl материалы о визите Святейшего Патриарха и декларации снабдил аннотацией: «Это огромный шанс на примирение для сегодня косо смотрящих друг на друга народов».

Подписание документа

По поводу документа и визита высказались все первые лица Католической церкви в Польше. Все говорили о начале важного пути к примирению. Но одной декларации о намерениях недостаточно. Я хотел бы обратить внимание на слова архиепископа Хенрика Мушиньского, который сказал, что польский епископат должен обратиться к верующим со специальным пастырским посланием, с целью «подготовить верующих, чтобы это послание начало жить в наших Церквах».

Пятна в истории

Чтобы представить масштаб «белых» и «черных» пятен в истории взаимоотношений между нашими народами я приведу такие цифры: В 1987 г. историками наших стран были сформулированы 22 темы и 25 исследовательских проектов по «сложным» проблемам взаимоотношений только по периоду 1917–1945 гг. К 2009 г. польские историки сформулировали 36 «сложных» исследовательских тем по периоду 1917–1991 гг., по которым в Польше ведутся исследования. А это только то, что накопилось во взаимоотношениях за последние сто лет. А история взаимоотношений у нас насчитывает 1000 лет.

Поклонный крест в Катыни, на польской территории

Поклонный крест в Катыни, на польской территории

-В документе говорится: “Объективное познание фактов, выявление драм прошлого и масштабов трагедии ныне становится неотложным делом историков и специалистов.” – насколько можно понять, многие архивы, по крайней мере, в нашей стране, до сих пор закрыты. Может ли этот документ способствовать изменению ситуации? Возможно ли, чтобы государство прислушалось к голосу Церкви в данном вопросе?

-Следует сразу сказать, что российские и польские историки много сделали на пути сближения позиций. С 1987 по 1991 гг. работала Совместная комиссия ученых СССР и ПНР по истории отношений между двумя странами. После распада СССР наступил перерыв в совместной работе. В 2007 г. по решению руководства наших стран была создана российско-польская исследовательская Группа по сложным вопросам. Координирующим центром работы российских историков в нашей стране стал МГИМО. В 2009–2010 гг. на русском и польском языках, были опубликованы два сборника статей «Международный кризис 1939 года в трактовках российских и польских историков» ( Научное издание / М. Волос, Я. Войтковяк, В. И. Даши­чев и др.; Под ред. М. М. Наринского и С. Дембского. – М: Аспект Пресс, 2009. – 480 с.) и «Белые пятна – черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях» (Научное издание / Под общ. ред. А.В. Торкунова, А.Д. Ротфельда. Отв. Ред. А.В. Мальгин, М.М. Наринский. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 823 с.), которая получила специальный диплом Премии «Общественная мысль» за 2010 год за вклад в международный научный диалог по сложным проблемам истории.

Что может сделать Церковь? Она уже сделала: привлекла внимание широкой общественности к проблеме взаимоотношения между нашими народами. Отныне исследования по спорным проблемам перестали быть частным делом историков. Подписанный в варшавском замке документ вывел их работу на более высокий уровень.

Светское общество или антиклерикальный фундаментализм?

– “Нередко мы сталкиваемся с проявлениями враждебности ко Христу, к Его Евангелию и Кресту, а также с попытками устранить Церковь из общественной жизни. Ложно понятая светскость принимает форму фундаментализма и в действительности является разновидностью атеизма”. Это актуально для Польши? Есть ли в польском обществе антиклерикальные настроения?

– К сожалению, враждебность к христианству сегодня проявляется и в Польше. На парламентских выборах 9 октября 2011 г. за антиклерикальное «Движение Паликота» отдали свои голоса 1 439 490 избирателей, то есть 10,02 % их общего числа принявших участие в выборах. Значительную часть избирателей составила молодежь.

Новая уния или ожидаемый диалог?

– Многих смущает вопрос об экуменизме — не произойдет ли сближение с католиками вплоть до размывания догматических и канонических границ? В документе есть такие слова: “Мы прикладываем новые усилия ради сближения наших Церквей и наших народов, чтобы нам стать более достойными свидетелями Евангелия Христова в современном мире” – уже звучат опасения, что это путь к новой унии.

-Обсуждать следует только то, что написано в документе. А в тексте говорится о «сближении наших Церквей и наших народов» ради начала диалога, «в надежде, что он поможет нам залечить раны прошлого и преодолеть взаимные предрассудки и непонимание, а также укрепит нас в стремлении к примирению», «чтобы нам стать более достойными свидетелями Евангелия Христова в современном мире».

Польско-российский диалог труден. Однако с чего-то следует его начать. Послание может быть началом диалога. Предстоит очень долгий и трудный путь. К нему не готовы ни российское, ни польское общества. И то, что инициатива вышла от наших Церквей – в этом я вижу залог успеха.

Подготовила Мария Сеньчукова

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Мы имеем право голоса на высоком уровне,  и нас слышат

Польский епископ об исторических травмах и православии в Польше

Можно ли простить историю своего народа

Когда официальные мероприятия не снимают груз прошлого

Впереди не только грех, но и Христос

После Преображения для верующих есть две реальности

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: