Россияне и поляки должны двигаться навстречу друг другу как христиане и родственники

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 16-19 августа совершит визит в Польшу. Это историческое событие: впервые в истории предстоятель Русской православной церкви посетит пределы Православной церкви Польши. О значении этого визита в интервью “Интерфакс-Религия” рассказал глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

– Одним из центральных событий визита патриарха Кирилла в Польшу станет подписание совместно с главой Католической церкви в этой стране архиепископом Юзефом Михаликом документа о примирении народов россиян и поляков. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом документе.

– Мы глубоко убеждены в том, что отношения между народами России и Польши, которые в истории неоднократно омрачались ненавистью, войнами и враждой, могут и должны быть улучшены. Это не требование политической конъюнктуры, а вызов времени. В условиях, когда христианское наследие Европы подвергается ревизии, когда традиционные ценности ставятся под вопрос адептами политкорректности и воинствующего секуляризма, христиане призваны сообща отстаивать свои представления о добродетели и справедливости. Руководствуясь этим подходом, мы начали братский диалог с католиками Польши, итогом которого должно стать подписание документа о примирении народов обеих стран. Процесс подготовки проекта занял достаточно много времени, но взаимопонимание по многим вопросам уже найдено.

Содержание документа исключает политические построения. Его текст опирается на христианские представления о грехе и прощении, без следования которым примирение наших народов может стать пустым звуком. Мы обратимся к людям России и Польши, которые понимают, что путь поиска правых и виноватых, гордыня и высокомерие противоречат христианской совести. Призывая русских и поляков к дружбе и братской любви, мы верим, что примирение достижимо в опоре на искреннюю веру и благодаря помощи Божьей, освящающей всякое доброе начинание.

– Могут ли сегодня Церкви обеих стран реально содействовать укреплению отношений россиян и поляков?

– Христианство на протяжении многих веков является доминирующей религией в России и Польше, оно в значительной степени определяет систему ценностей и образ жизни в наших странах. Большинство россиян духовно окормляются Русской Православной Церковью, а подавляющая часть поляков – Польской католической церковью. Это обстоятельство требует от наших Церквей включенности в общественную жизнь. Ведь люди видят в Церкви авторитетную силу, хотят слышать ее мнение по самому широкому кругу вопросов.

Русские и поляки имеют многовековую общую историю. Мы вышли из одной славянской семьи, живем по соседству, исповедуем христианскую веру. Наши отношения не всегда были отмечены поступательным развитием, были в них тяжелые и драматические моменты. К сожалению, именно последние эпизоды доминируют в нашей исторической памяти, становятся объектом повышенного внимания некоторых общественных сил и журналистов. Я глубоко убежден в ошибочности этой тенденции. Мы как родственники и христиане должны двигаться навстречу друг другу с открытым сердцем.

Именно такому встречному движению могут способствовать религиозные общины. Церковь не подвержена конъюнктуре, не выражает интересы какой-либо политической группы. Она неизменна в своем призвании – неустанной проповеди евангельских истин, завещанных Иисусом Христом. А идеалы, заложенные в Священном Писании, близки любому человеку доброй воли, вне зависимости от того, верующий он или нет. Это мир, любовь, взаимопрощение. Церковь, используя имеющиеся у нее ресурсы – пастырскую миссию и социальное служение, способствует тому, чтобы упомянутые категории определяли отношения между людьми и народами.

Московский патриархат и Католическая церковь Польши уже сделали конкретные шаги для того, чтобы помочь упрочению российско-польских связей. В первую очередь я имею в виду уже упомянутое обращение к народам России и Польши, подготовленное нашими Церквами. Этот документ выражает наш общий христианский подход к российско-польским отношениям.

– Польша – один из главных оплотов католичества в Европе. Можно ли расценивать патриарший визит в эту страну и как некий сигнал Ватикану, в том числе в контексте обсуждения перспектив встречи папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси?

– Святейший патриарх посещает Польшу, прежде всего, по приглашению Блаженнейшего митрополита Саввы, предстоятеля Польской православной церкви, совершая, таким образом, братский визит в другую поместную Православную церковь.

Тем не менее, важным обстоятельством в данном случае является и тот факт, что Польша по преимуществу католическая страна, большинство ее населения принадлежит к Католической церкви. Данный аспект, конечно, придает патриаршему визиту особый характер, тем более что это вообще первое в истории посещение Польши предстоятелем Русской Православной Церкви. И, как известно, Его Святейшество встретится с президиумом Конференции католических епископов Польши и вместе с ее председателем архиепископом Юзефом Михаликом подпишет совместное послание народам России и Польши.

Можно сказать, что патриарший визит в Польшу призван содействовать развитию диалога с Римско-Католической церковью этой страны и примирению российского и польского народов, знавших в прошлом тяжелые периоды взаимной вражды и непонимания.

– Как вы оцениваете шаги Польши по отстаиванию христианских корней Европы?

– Нам хорошо известно, что членство в Европейском Союзе подчас связано с политическим давлением со стороны руководящих органов данной организации. Зачастую под лозунгами свободы, равенства и недискриминации европейские институты пытаются продвигать модели поведения, не совместимые с христианскими представлениями о нравственности. Самый наглядный пример – вопрос легализации браков представителей сексуальных меньшинств. Многие государства ЕС уже уравняли традиционную семью с противным человеческой природе сожительством людей одного пола. С помощью европейского влияния так называемое антидискриминационное законодательство продавлено в Молдавии. Надеемся, что Польша сможет отстоять свои представления о традиционных ценностях в рамках Европейского Союза. Озабоченности Польши понятны многим православным верующим в России, которые готовы сотрудничать с польскими консервативными организациями уже сейчас.

– Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве Московского патриархата с Католической и Православной церквами Польши.

– Контакты между Московским патриархатом и представителями Римско-Католической церкви Польши имеют долгую историю. Среди польских епископов есть искренние друзья Русской православной церкви, как, например, бывший архиепископ Варшавский и примас Польши кардинал Юзеф Глемп, неоднократно посещавший Россию и встречавшийся со Святейшими патриархами Алексием II и Кириллом. Несомненно, большим стимулом для развития отношений между двумя Церквами послужит визит Святейшего патриарха Кирилла в Польшу. Католическая Церковь Польши отстаивает традиционные христианские ценности в своей стране и в Европе в целом. Достаточно сказать, что усилиями иерархов этой Церкви в 1993 году в Польше законодательно были введены значительные ограничения на аборты. Польша, таким образом, представляет собой уникальный пример европейской страны, в которой политика контроля рождаемости развивалась в сторону ужесточения, а не либерализации, как в других странах Евросоюза.

Позиции Русской православной церкви и Римско-Католической церкви Польши по актуальным вопросам современности, таким как личная нравственность и социальная этика, биоэтика, этика научного исследования и некоторым другим, являются очень близкими, что дает возможность двум нашим Церквам развивать сотрудничество, совместно свидетельствуя о христианской традиции в Европе. Я бы сказал, что современная ситуация, в которой оказались европейские страны в результате секуляризации, превращает эту возможность в настоятельную необходимость.

Русская и Польская православные церкви поддерживают тесные братские отношения. У нас общая история, общие обычаи, общие взгляды. В большинстве приходов Польской православной церкви богослужение совершается на церковно-славянском языке, как и у нас.

Предстоятель Польской православной церкви Блаженнейший митрополит Варшавский и всей Польши Савва много раз посещал пределы Русской православной церкви. В частности, он лично участвовал в торжествах по случаю интронизации Святейшего патриарха Кирилла 1 февраля 2009 года. Митрополит Савва принимал участие и во встрече предстоятелей и представителей поместных Православных церквей в ноябре прошлого года в Москве.

Делегации Русской и Польской православных церквей сообща трудятся на межправославных мероприятиях, исходят из общих позиций в богословском диалоге с инославием, в том числе с Римо-Католической церковью.

Иерархи Польской православной церкви тоже нередко посещают Московский патриархат. Так, в международных богословских конференциях, проводимых Синодальной библейско-богословской комиссией, неоднократно принимал участие архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия. Архиепископ Люблинско-Холмский Авель особенно часто посещает Россию и Украину. В том числе, владыка приезжает во Влахернский монастырь под Дмитровом, где покоятся мощи преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной), которая провела юность в монастыре на территории современной Польши. Частицы мощей святых, земной путь которых был связан с Польшей, в том числе и преподобноисповедницы Параскевы, не раз по ходатайству архиепископа Авеля передавались в дар для поклонения верующим в православные храмы Польши. Это тоже свидетельство нашего близкого родства.

Обмен студентами между духовными школами Русской и Польской церквей имеет давние традиции, ведь многие польские иерархи проходили обучение в Московской и Ленинградской духовных академиях. В Русской церкви также имеются архиереи и клирики, в разное время учившиеся в Христианской богословской академии в Варшаве.

Обучение в Православной духовной семинарии в Варшаве проводится на русском языке, что создает предпосылки для тесных контактов со студентами и богословами из Русской православной церкви. В 2008 году святыни Русской церкви посетила группа из двадцати молодых богословов из Польши, а в мае 2011 года в ходе моего визита в Польшу мне довелось посетить Варшавскую духовную семинарию и встретиться с ее студентами.

В Польской православной церкви очень хорошо налажена работа с молодежью. Действует Братство православной молодежи Польши, одним из важнейших направлений которого является организация православных молодежных паломничеств. Члены братства традиционно участвуют в паломнических поездках к святыням Русской церкви, ежегодно осуществляемых в рамках международного съезда “Содружество православной молодежи”.

Храмы и монастыри Польши ежегодно посещают паломники из стран Московского патриархата. Так, в декабре 2011 года поклониться святыням Польской православной церкви прибыла паломническая группа из ста человек во главе с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием и епископом Пензенским и Кузнецким Вениамином.

Сотрудничество наших Церквей охватывает самые разные стороны церковной жизни, так что рассказать о всех его аспектах в рамках короткого интервью невозможно.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Митрополит Иларион (Алфеев) представит в Москве книгу «Агнец Божий»

Митрополит ответит на вопросы читателей и проведет автограф-сессию

Митрополит Иларион (Алфеев): «Евангелие для нас утратило свою свежесть»

О том, зачем читать новый катехизис, рассказывает его автор

Митрополит Иларион назвал условия признания подлинности останков царской семьи

Церковь будет заново формулировать свою позицию после обнародования результатов новых экспертиз

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: