Как православные Европы готовятся к Рождеству

|
Эльвира Китнис, руководитель паломнического и культурно-просветительского центра св. апостола Фомы в Европе рассказывает о подготовке к Рождеству и о случаях, которые связаны с этим праздником.

Школа в соборе царицы Елены

Утром 25 декабря, в католическое Рождество, мы с моим мужем и оказались в совершенно пустом городе Трире. Направлялись мы в кафедральный собор – в 8.45 у нашего сына там начиналась репетиция хора. Вообще, для Германии это совсем не раннее время, если учесть, что немцы в шесть утра уже приходят в кондитерские за свежими булочками… Но в Рождество, конечно, утренний город тих.

Улицы безлюдны, магазины и даже кафе – закрыты. Знаменитых рождественских базаров, еще вчера шумевших на всех площадях, – как не бывало. Казалось, кроме нас в этом городе вообще никого нет. Гул шагов по средневековым мостовым разносился далеким эхом, наши голоса звучали так, будто дома – это стены огромного зала с потрясающей акустикой. Стоило шепотом произнести слово – и его, наверное, было бы слышно на другом конце города…

IMG_0082

Если бы не репетиция, нас, конечно, здесь тоже бы не было. Но пропускать ее нельзя: после репетиции – один из главных Рождественских концертов с участием наших детей, и для хора это настоящие событие. Для родителей тоже.

У нас православная семья, и когда мы решали, отдавать ли сына в хор при католическом соборе, то испытывали сомнения. Вдруг ему придется участвовать в богослужениях? При всем уважении к католикам, делать этого не следует. Однако все наши сомнения рассеялись, когда педагоги при поступлении первым делом попросили у нас… Не свидетельство о рождении ребенка, а свидетельство о его крещении. Затем уточнили, даем ли мы разрешение, чтобы наш сын пел во время и после богослужений.

А затем еще минут десять объясняли, что раз он принадлежит другой конфессии, то в хоре ему можно только петь, а участвовать в службах – нельзя, и мы должны четко ему это объяснить. С тех пор наш сын занимается в этом хоре. Между прочим, одном из лучших в Германии. В его репертуаре – религиозные произведения классических авторов: Моцарта, Вивальди, Баха… И детям это очень нравится.

IMG_0189

Пока мы шли на репетицию, все никак не могли оторваться от казалось бы таких уже привычных и знакомых нам домов. Трир – один из самых красивых городов Германии. Мы живем здесь уже 13 лет, знаем каждый уголок. Но когда улицы наполнены тишиной, такой непривычной для туристического центра, город видишь как будто впервые. Можно разглядеть фасады средневековых домов – витрины оживленных магазинов теперь не отвлекают на себя внимание, не горят яркими огнями, спят. Впереди сквозь легкий туман проступают четкие контуры рыночной площади и креста в центре рынка. Это старый крест.

Когда-то в былые времена перед ним каждое утро молились мясники и булочники – просили, чтобы Господь благословил их дела и торговлю. Слева открывается панорама на «Черные ворота» – каменную громаду I века, дошедшую до нас со времен, когда в Трире уже была христианская катакомбная церковь. А в конце нашей улицы виден собор. В IV веке его основала жившая здесь святая царица Елена, сюда же из экспедиции по Святой Земле она привезла Хитон Господа. И здесь же, в крипте собора, теперь находится ее честная глава.

Кстати, в соборе есть и православная капелла святого Афанасия Великого. Этот святой  жил в  Трире два года, поэтому, когда греки устраивали часовню, решили, что она будет носить его имя. А устроена она здесь для того, чтобы и православные могли совершать богослужения у великих святынь, общих для всего христианского мира. Наш приход во имя святых сорока мучеников Севастийских служит здесь Литургию 3 июня, в день памяти святой царицы Елены, у ее главы. В этот день в Трире много православных паломников.

К десяти утра в Трире стали появляться люди, все до единого шли в собор на мессу, после которой проходил наш концерт. Собор – огромное здание, он вмещает около двух тысяч человек. В средневековье главные храмы города строили такими, чтобы они могли вмещать всех жителей города. И это понятно: чума, война или наводнение – любой катаклизм влек жителей города на место молитвы. Как и любой большой праздник. Казалось бы, сейчас иные времена… Однако собор был переполнен! Буквально – яблоку негде упасть!

IMG_0182

Перед началом концерта к верующим обратился епископ города Стефан Экерман. Он говорил о Христе и живой вере, о делах милосердия, без которых вера мертва, об исповедничестве и мученичестве в нашем, XXI веке… О христианах в Сирии и на Ближнем Востоке, которые умирают за веру. О том, что Христос выше сиюминутных человеческих разногласий. А потом пел хор, в котором собрались дети самых разных национальностей: немцы, французы, греки, русские, украинцы… Около 80 детей, прекрасно находящих друг с другом общий язык.

IMG_0194

После концерта, уже дома, мы вместе с сыном открыли очередное окошко детского рождественского календаря Адвента, приспособленного нами под наш Юлианский календарь, достали сюрприз – конфету. Казалось бы, такая мелочь… Но из таких мелочей тоже складывается ожидание праздника и ощущение его приближения.

Записала Оксана Головко

Фото – Андрея Болдырева и Владимира Ештокина

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Трир: русские художники расписали алтарь в храме древнего немецкого города

В Трире история еще неразделенной христианской Церкви перестает быть чем-то далеким, умозрительным

Дороги, которые не мы выбираем, или Чудо у Тернового Венца

Мы оказались в небольшой комнате с круглым столом, в центре которого лежал Терновый Венец Господа!

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!