Рождество — точка отсчета

|
Рождество и Новый год находятся в календаре по соседству. Какой смысл в этом совпадении? Размышляет диакон Павел Сержантов.
Рождество — точка отсчета

Не хлебом единым

Человеческая жизнь вся организована по годам. Почему — понятно. Природные циклы так устроены. И чаще всего принято считать года в соответствии с природными циклами. Скажем прямолинейнее: в соответствии с сельскохозяйственными циклами. Вариантов тут будет немного. Или новый год приурочивают к концу сельскохозяйственной поры, то есть празднуют его ранней осенью. Или же — в конце зимы, ближе к весне, перед началом больших земляных работ. Природа пробуждается, природа засыпает, а вместе с ней и человек.

Обычно получается, что новый год — это когда время сельскохозяйственной активности или еще не началось, или уже кончилось. Бывает так, бывает и по-другому. Когда-то на Руси новый год справляли в марте, потом стали — в сентябре. Теперь мы отмечаем новый год в январе. Осень уже прошла, до весны еще далеко. Зато совсем рядом Рождество Христово. Лично я так и воспринимаю: у нас новый год находится при Рождестве.

Знаю-знаю, у январского положения нового года и Рождества есть своя хитросплетенная история. Началась она еще при Юлии Цезаре. В основном обсуждается последняя фаза этой истории: по юлианскому календарю сначала идет Рождество, а потом новый год, по новому «гражданскому» стилю — наоборот. Но не об этом сейчас речь. В любом случае, как ни поверни, близость новогоднего дня к Рождеству остается.

Как мы считаем годы? Наш отсчет времени может определяться природными циклами или крупными политическими событиями. Но, самое главное, наш отсчет времени может быть связан с Христом. Не скрою, мне приятно сознавать каждый новый год, что он идет вместе с Рождеством. А еще все годы своей жизни, все годы нашей истории мы отсчитываем от Рождества Христова. Сейчас наступает 2014 год от Рождества Христова. Новый год нашей эры, христианской эры. С Пришествием Христовым изменилась жизнь, и это величайшее событие отразилось в календарях.

Крохоборский вопрос

Не раз и не два мне доводилось слышать, что Рождество отмечается не в тот день и месяц, в какой надо. Говорят: «Весть о родившемся Спасителе не могли ангелы возвестить в декабре пастухам. Просто потому что зимой не время выпаса овец. Зимой необходимого корма на полях даже в теплой Палестине нет».

Опять сельскохозяйственный взгляд на вещи! Если мы не можем точно назвать месяц и день Рождества Христова, так что ж нам его — не праздновать? Именно это забвение Рождества нам и предлагается, явно и не очень. Под любыми предлогами: сельскохозяйственными, культурно-историческими, политкорректными.

Положим, я не могу назвать точный хронологический момент Рождества, что из этого следует? Если для меня дорог кто то, то я найду возможность почтить его. Если же не дорог, я разыщу благовидный предлог не почтить. Это и для религиозной, и для семейной жизни справедливо.

Моя бабушка родилась в рязанском селе 17 ноября 1914 г. Так значится по документам. От нее самой я знаю, что родилась она не в 1914, а в 1913 г. Какого именно числа-месяца родилась, бабушка и сама точно не знала. Дата ее дня рождения по паспорту, я уверен, — условная. Однако у нас в семье всегда отмечали ее день, как он «исторически сложился», то есть, как в документах написано. И нам ничто не мешало всем вместе порадоваться от души, собраться за столом и поздравлять бабушку, дарить ей подарки.

Несколько лет назад бабушка умерла, но и по сию пору 17 ноября я вспоминаю, что сегодня ее день. Не будь ее на свете, не было бы и меня. Именно бабушка Катя научила меня молитве «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». Она впервые привела меня, малыша, на церковную службу. Я ее люблю, и мне просто дела нет до крохоборских расчетов, когда точно у нее день рождения. Не столь уж важна моя полная осведомленность в биографии моих предков. Важно, вспоминаю ли я их с благодарностью, нахожу ли для этого время. Еще важнее, дорог ли мне Христос, Его Пришествие — это праздник для меня или нет?

Христос пришел, и наш мир освятился от Него. Он больше, чем весь мир, Он создал всю природу. Природные циклы много дают людям, но больше дает нам Бог. Человека нельзя считать просто потребителем хлеба и зрелищ. Говорят: «Человек — дитя природы». А Евангелие открывает нам больше: люди, благодаря Христу, — это чада Божии. Изголодавшийся в пустыне Христос изрек раз и навсегда: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Бог пришел к людям, свершилось Рождество Христово. Его так долго ждали. И этот момент — точка отсчета новой жизни.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Григорианский календарь – что вы знаете о нем? (тест)

О нем много говорят в последнее время, но все ли говорящие так же много о нем…

В антикафе с епископом

Помогли ли воскресные беседы о Боге встретить Рождество Христово? Наверное, помогли. Сужу по своему опыту

Архимандрит Кирилл (Павлов): Не надобно безрассудно идти навстречу опасности

Надо поступать так, как поступал Спаситель, - не вдаваться в опасность, уклоняться от нее, сколько возможно