Рождество в Нью-Йорке: заметки в красно-белых тонах (+Фото)

|

Из пятнадцати канонических юрисдикций в США по старому стилю Рождество Христово отмечают только Русская Православная Церковь, Сербская, Украинская и несколько грузинских приходов. Как празднуют Рождество в Нью-Йорке?

Накануне католического Рождества, которое большинство американцев отмечает с 24 на 25 декабря, в Нью-Йорке шел дождь. Для здешних мест это норма, хотя ожидали снег, а за несколько дней до Рождества предрекали еще и конец света. Двадцать первого декабря в американском мегаполисе бушевал ураганной силы ветер и лил проливной дождь так, что небо сливалось с землей. Но и это не заставило американцев поверить в приближающийся армагеддон.

Жители Нью-Йорка штурмовали распродажи в магазинах и онлайн, обсуждали трагедию в одной из начальных школ штата Коннектикут, где накануне Рождества психически больной молодой человек расстрелял двадцать шестилеток и шесть педагогов.

А в целом расцвеченный с середины октября многонациональный город Большого Яблока жил своей обыденной жизнью. Разве что в этом году более, чем обычно, продемонстрировал местной и приезжей публике свое толерантное лицо. Праздничные украшения слегка потеряли в рождественской атрибутике: хозяева торговых и развлекательных заведений центра Нью-Йорка от традиционных елок полностью хотя и не отказались, но предпочтение отдали снежинкам, снеговикам и нейтральным праздничным «конусам», лишь очертанием напоминающим привычную лесную красавицу.

А один всемирно известный банк разом выставил в фойе своих офисов символы и христианского Рождества, и иудейского праздника огней Хануки, и даже некий афро-иудейский символ — кенару: иудейскую менору в обрамлении традиционного африканского пейзажа. Об этом мне рассказал Игорь Кочан, сотрудник компании American Christmas Inc. («Американское Рождество»), украшающей города мира к зимним праздникам. Второй год молодежь из «Американского Рождества» безвозмездно украшает также интерьер и фасад архитектурного памятника города — Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке.

Из пятнадцати канонических юрисдикций в США по старому стилю Рождество Христово отмечают только Русская Православная Церковь, Сербская, Украинская и несколько грузинских приходов. Духовенство и прихожане Армянской архиепископии празднуют Рождество и Крещение Господне одновременно — в ночь с 5 на 6 января. Ряд англоязычных Патриарших приходов в США отмечает Рождество по новому стилю.

Нью-Йорк – то уникальное место, где в одну ночь под Рождество и следующий за ней день (как по новому, так и по старому стилю) можно побывать на литургии в храмах разных православных юрисдикций. Это и совсем внешне экзотическая для нас индийская литургия (Маланкарская Сирийская архиепископия в Америке), и рождественские богослужения самых крупных в США юрисдикций — Греческой и Антиохийской, которые при бесспорной узнаваемости для русского православного верующего имеют свои особенности. Сразу бросается в глаза красное убранство храмов: церковный интерьер утопает красных пуансетиях (цветах, известных в России как «Рождественская звезда»); красное и облачение духовенства.

Богослужение в греческом кафедральном Свято-Троицком соборе в центре Верхнего Манхэттена вечером 24 декабря прошло по-рождественски торжественно. Элегантная елка, бесчисленное множество красных пуансетий. Как всегда быстро в сопровождении двух диаконов вошел архиепископ Американский Димитрий, старейших иерарх православной Америки, занял место на кафедре справа и, попеременно с двумя канонархами, начал сам петь утреню.

В 2012 году исполнилось сорок пять лет епископского служения Его Высокопреосвященства; в 2011 году владыка отметил десять лет своего апхипастырского служения в Америке, еще десятилетие он возглавлял в США греческую семинарию Святого Креста. Но пение — особая любовь архиепископа. Еще в начале 1960-х, в сане диакона, он находил радость в церковном пении и составлении молитв. Сейчас личная радость переросла в национальную гордость — при архиепископии создана школа Византийского пения. А сборник, состоящий более чем из семидесяти молитв, вышел в свет в минувшем году под названием «Разговор с Богом» (Speaking to God).

Год минувший принес еще одну радость греческой диаспоре в Нью-Йорке: спустя десять лет достигнуто соглашение с городскими властями и крупнейшей транспортной организацией мегаполиса Порт Оторити о восстановлении греческой Никольской церкви в центре города,  на Граунд Зеро — единственного православного храма, погребенного под руинами башен-близнецов.

Все десять, казавшихся безвыходными лет, когда мирские власти упорно игнорировали просьбы православных, в день памяти святителя Николая на месте погребенного храма глава Греческой архиепископии лично служил молебны. Возможно, что и в те моменты тоже рождались слова, положенные архиепископом Димитрием в предисловие книги: «Нужно разговаривать с Богом, говорить Ему обо всем, что нас волнует; полагаться на Его святую волю во времена трудностей и разочарований; предавать в руки Божии наши планы, заботы, волнения, наши просьбы, желания и мечты».

…В те же часы, что и православные греки, служили литургию в кафедральном Свято-Николаевском соборе Антиохийской архиепископии в Нью-Йорке. Зданию собора в Бруклине, приобретенному у епископалов в 1920 году, трудами верующих арабов был предан облик православного дома молитвы: с иконостасом, святыми образами и паникадилами. Главная святыня храма — большой ковчег с мощами святителя Рафаила Бруклинского.

В середине 90-х годов XIX века осевшие в Нью-Йорке православные из стран Ближнего Востока образовали благотворительную сирийскую православную ассоциацию. Это было время, когда Православная Церковь в Северной Америке управлялась духовенством из Русской Церкви, и потому члены ассоциации обратились к духовному руководству Северо-Американской митрополии с просьбой назначить для них духовного руководителя, владеющего арабским языком, который мог бы служить в соответствии с церковными традициями Ближнего Востока.

Выбор пал на уроженца Дамаска архимандрита Рафаила (Хававини), обучавшегося в то время в России. В 1895 году он прибыл в Нью-Йорк, а в марте 1904 года предстоятель Русской Церкви в Америке святитель Тихон назначил архимандрита Рафаила своим викарным епископом с титулом Бруклинский и духовным лидером сирийской миссии РПЦ в Северной Америке. стал его кафедрой.


Нынешние прихожане Свято-Николаевского собора — выходцы из Ливана, Сирии, Египта, Украины, Белоруссии и наши российские соотечественники, проживающие в Нью-Йорке.

Настоятель собора, протоиерей Томас Зайн, считает основным в приходской жизни не только совместную молитву за литургией, но и искреннее желание и необходимость принимать близко к сердцу проблемы и радости тех, кто ходит с тобой в один храм. Отсюда и неофициальный девиз соборян, особенно подрастающего поколения: Pray together and play together (в дословном переводе с английского: «Вместе молиться и вместе играть»).

«Как вы можете называть меня батюшка или мою супругу матушка, если мы не относимся друг к другу действительно как отец, мать, брат или сестра во Христе?» — недоумевает отец Томас.

Общение настоятеля с прихожанами не ограничивается общей молитвой и трапезой, но продолжается и в будние дни. Редок тот день, когда отец Томас не рассылает прихожанам по электронной почте сообщения, которые держат их в курсе приходских событий, культурных мероприятий города, сообщает о нуждающихся в молитве. В дни бедствий местного масштаба, как-то ураган или торнадо, случающиеся в американском мегаполисе с регулярностью примерно раз в год, сообщает об изменениях в расписании богослужений и даже… о наличии бутилированной питьевой воды в близлежащих магазинах.

Богослужения в антиохийских храмах и вся внебогослужебная активность, в отличие от приходов греческих, ведется на английском языке. В начале прошлого столетия прибывавшие на жительство в США иммигранты из стран Ближнего Востока, как правило, не только сознательно не противились естественной ассимиляции, но даже способствовали ей. Так второе-третье поколение коренных ливанцев и сирийцев выросло уже настоящими американцами и достойно вошли в американское бизнес-сообщество. Большинство православных антиохийцев как в Нью-Йорке, так и в других штатах страны, занимает хорошо оплачиваемые должности — это врачи, адвокаты, программисты, владельцы сетей магазинов и ресторанов.

Рождественскую литургию в этом году в Никольском соборе возглавил архиепископ Нью-Йорка и митрополит всей Северной Америки Филипп (так звучит полный титул главы Антиохийской архиепископии в США). Рождество у антиохийцев — один из тех уникальных дней, когда литургию святителя Василия Великого можно слушать не по-английски, а большей частью — по-арабски. Но, удивительно, что несмотря на некоторые местные особенности, литургия здесь протекает очень по-русски, а Херувимская песнь, Евхаристический канон и пение хором прошения «Господи, помилуй» звучат совсем на близкие сердцу русские мотивы.

Зелень рождественских елок украсила русские храмы Нью-Йорка, а их в мегаполисе пять. Крупнейшие: Свято-Николаевский собор, основанный трудами святого Патриарха Тихона — центр Патриарших приходов в США, расположен в Верхнем Манхэттене. Всего в четырех кварталах от него — Знаменский собор Русской Зарубежной Церкви, устроенный в здании Архиерейского Синода РПЦЗ при втором первоиерархе митрополите Анастасии (Грибановском) трудами благотворителя Сергия Семененко в 1950-е годы.

Многие десятилетия четыре разделяющих храмы блока казались расстоянием и для духовенства, и для прихожан не только непреодолимым, но и нередко наказуемым. Редко кто из обоих «лагерей» осмеливался заходить в «оппозиционные» храмы. В минувшем году единая Русская Церковь отметила пять лет восстановления канонического общения.

Большинство прихожан синодального собора по-прежнему составляет потомки первых волн иммиграции, в Патриаршем соборе на молитву собираются наши соотечественники, осевшие в Нью-Йорке последние два десятка лет. Есть и такие, кто посещает богослужения, особенно в дни престольных праздников, в обоих соборах. Это касается и Рождества: торжественная литургия в Патриаршем соборе традиционно служится ночью.

В синодальном соборе праздничная литургия совершается утром, как и в большинстве храмов бывшей Русской митрополии, в том числе и ПЦА. Облачение русского духовенства, как на родине — белое, но в украшение храмов вплетены красные рождественские цветки.

В этом году Рождественские богослужения в Свято-Николаевском соборе возглавил управляющий Патриашими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан.

В Знаменском соборе службу возглавил епископ Манхэтенский Иероним.

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский Иларион, являющийся настоятелем синодального собора, в этом году отбыл в Австралийско-Новозелендскую епархию. До избрания главой РПЦЗ владыка Иларион пятнадцать лет возглавлял епархию, не оставляет ее и теперь, попеременно — на великие праздники Рождества и Пасхи — посещая прихожан Австралийской и Восточно-Американской епархий.

Зато богослужения в этом году прошли под покровом чудотворного Курско-Коренного образа Божией Матери. Икону с момента прибытия на Североамериканский континент именуют Путеводительницей русского зарубежья. Но она еще и путешественница, объезжающая за год православные епархии и приходы на разных континентах, и потому нечасто занимающая свое место в киоте левого придела синодального собора.

В Патриаршем соборе в этом году, как никогда в предыдущие годы, было много молодых лиц — русских студентов, молодых специалистов, работающих в США. Явление это не только рождественско-пасхальное. На молебны и встречи молодежь собирается в соборе каждый вторник, составляя сейчас едва ли не более половины прихожан.

С каждым годом все больше православных домов молитвы становится в Бруклине, где оседает большинство вновь приезжающих выходцев их России и стран бывшего СНГ. Однако, первая встреча с ними нередко визуально разочаровывает россиян: все они расположены в приспособленных зданиях без привычной нам архитектуры.

…Два великих православных праздника в Нью-Йорке — заветное время для православного исследователя и просто человека любознательного, желающего своими глазами увидеть православие во всем его многообразии. Здесь можно пойти на богослужение в храмы коптские, эфиопские, индийские, не говоря уже о более близких нам украинских, белорусских, сербских…

Последние после Рождества католического также хранят знакомые нам дух и убранство. Большинство же уже в первые дни января выносят из помещений символы Рождества. Тротуары Манхэттена начинают заполнять отправленные на свалку свежие ели. И город, кажется, начинает немного скучнеть… до следующего Рождества.

Фото: Татьяна Веселкина и Алексей Паук

Читайте также:

Традиции Рождества. Богослужение Рождества Христова

Вифлеем — город Рождества (+ ФОТО)

Семь фактов о Рождестве

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
120 километров для паломника (фото)

Не духовный туризм, а преодоление крестного пути

Медовый Cпас глазами пользователей Инстаграма (фото, видео)

Праздничные богослужения, крестный ход и мед с деревенской пасеки

Трое в алтаре, не считая фотографа

Люди Русской Церкви в столице Азербайджана

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!