Румынские монахи-святогорцы

Источник: Agionoros.Ru
|
Румынский скит Иоанна Предтечи (Честнаго Продромоса, или Продром) был построен в 1853 году в местечке Вигла, расположенном в часе езды от главного монастыря Великой Лавры. Начало XX века было для монастыря периодом бурного духовного роста. В это время здесь проявили себя большое количество монахов, которые преуспели в добродетели, духовном делании, каллиграфии, переплетном ремесле, живописи и искусстве пения. Всем известен на Святом Афоне талантливейший румынский монах-певчий Нектариос Влахос.
Румынские монахи-святогорцы

В библиотеке монастыря по сей день хранится двадцатитомная работа монаха Иринарха. Каждый том, тончайшей ручной работы, с бесчисленными миниатюрами, рисунками и святогорскими сюжетами, описывает исторические и прочие события из жизни афонских монастырей. Этот труд являет собой неоценимое сокровище еще и потому, что, благодаря ему, мы можем узнать историю и положение каждого монастыря с конца 19 века до наших дней.В томе о румынском ските мы нашли следующие синаксарные жития румынских отцов- святогорцев, которые мы и предлагаем вашему вниманию.

1. Монах отец Леонтий Продромитский

Блаженный старец Леонтий Феодореску, священник и благочинный монах, был родом из коммуны Негрешть округа Нямц. Отца его звали Федор, в то время как мать его приняла монашеский постриг с именем Гликерия. В 1838 году он отправился в молдавский монастырь Хораица, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Игуменом монастыря был тогда знаменитый отец Иринарх Росуц. Он стал монахом и принял имя Иринарх и сразу же был рукоположен в сан священника. В 1852 году он подался на Святой Афон и поселился в только что богопоставленном монастыре Иоанна Крестителя. Там он стал благочинным монахом, приняв имя Леонтий. Игуменом монастыря в то время был основатель монастыря иеромонах Нифон. Он предвидел свою кончину, говоря всем, что преставится во Господе перед Пасхой 1901 года. Он скончался в возрасте 85 лет, из которых 49 прожил на Афоне. В течение девяти лет он служил священником в храме Богородицы в Гефсиманском саду в Палестине (1882-1891).

Он обладал кротким, благочестивым и простым характером. Он никогда не гневался, что бы ему ни сделали. Никогда не возмущался, когда видел или слышал что-то неприятное. Помогал другим в исполнении их послушаний. Он обладал глубочайшим спокойствием и избегал искушений. Это был один из самых праведных и просветленных монахов монастыря.

Однажды я спросил его: “Честный отче, как возможно такое, чтобы вы никогда не сердились и не гневались по поводу чего-то непристойного?”

К сожалению, он ничего не ответил, и это глубоко опечалило меня.

Его любили не только монахи, но и епископы, к которым он питал огромное уважение и почтение.

Когда ему исполнилось 78 лет (т.е. в 1894 году), его лицо румянилось, как роза, и было белым, как льняная ткань. Он обладал сильным и мелодичным голосом, великолепно исполнял церковные псалмы. Еще глубокой ночью отправлялся он на Утреню, а уходил из церкви последним. Каждую ночь ходил и стучал в двери монашеских келий, чтобы отцы просыпались вовремя на службу.

Каждый вечер, облаченный в свой неизменный хитон и с зажженной свечой, он ходил на кладбище обители и читал поминальную службу по усопшим братьям. Отцы рассказывали мне, что отец Леонтий “зачитывал” многих благочинных старцев, которые после пострига уходили на покой в их “вечные”, небесные монастыри…

Он любил тишину, но не ради нее самой, ибо мудрая пословица гласит: “Некоторые глаголют весь день и не ошибаются, в то время как другие говорят и грешат”. Таким образом, мы понимаем, что слова и молчание как таковые не имеют никакой ценности, истинные ценности – это сердце и разум человека, и то, насколько следует он Божьим заповедям и управляет своими страстями.

2. Монах Исаия Продромитский

Благочинный монах Исаия Драгицеску родился в коммуне Aниноаса румынского уезда Мускел в Великий четверг в 1807 году. При крещении принял имя Иоанн. Сначала он жил как монах в монастыре Хораица, а в 1845 году отбыл на Святой Афон, где стал жить в келье “Непорочного Зачатия ” Святой Анны. В 1857 перешел в румынский скит Честнаго Продромоса и оставался там вплоть до самой своей кончины, 23 сентября 1902 года. Он скончался в возрасте 95 лет, из которых 57 прожил на Святой Горе.

Отец Исаия был мудрым учителем и духовным наставником, хотя учился не в мирских школах, а в университетах Пустыни. Своими душеполезными рассказами, благодаря приветливому и возвышенному нраву, он поддерживал многих людей, особенно молодых, давал советы, главным образом, молодым монахам и смягчал даже самые ожесточенные сердца. За время, прожитое им в ските, данным ему даром слова он отвратил от греха многих мирских христиан, а другим помог посвятить себя монашеской жизни.

Он провел свою жизнь в бедности, трудясь в полной мере на благо добродетели. До глубокой старости сохранил он боевой дух и избегал лишних трат, как духовных, так и материальных.

Вместе с ним монашеской жизни посвятил себя и брат его во плоти Маринос, который получил постриг монаха под именем Маркос и скончался через 15 дней после смерти своего брата.

Монах Исаия как-то рассказал нам, опираясь на сказания старых монахов, о том, как нашли воду в саду нашей обители. На том месте, еще до создания обители, существовала келья “Усекновение главы Крестителя”, в которой аскетствовали румынские монахи. В 1720 году один монах после долгих молитв и прошений о нахождении воды удостоился посещения Трех Святителей, которые сказали ему следующее: “Копай рядом с оливковым садом и найдешь воду!” И действительно, вода была найдена на глубине 4 метров и бьет ключом в этом месте и по сей день. В память и благодарность Трем Святителям, отцы-агиографы написали икону святых с указанием местонахождения воды. Эта икона хранится сегодня в часовне Усекновения главы Иоанна Крестителя. На той же иконе изображены сюжеты других чудес, которые происходили в румынском скиту.

3. Монах-отшельник отец Саввас Бaнко.

Отец Саввас родился в румынском городе Александрия 29 августа 1837 года. При крещении получил имя Стефан. Его родители, Христос и Нонна, были болгарами по происхождению и проживали в болгарском городе Тырново. Еще во время войны Турции с порабощенной Грецией они в целях безопасности отправились в Румынию.

В румынский скит Стефан пришел в 1859 году в возрасте 22 лет. В Великую схиму облачился в 1863 году, а в 1867 году обратился к исихастскому образу жизни, который соблюдал до конца своих дней. Он почил во Господе 20 сентября 1902 года. Отец Саввас славился своим гостеприимством и смирением. Келья, в которой он боролся со страстями с предельным самоотречением и терпением, находилась рядом со святой водой святого Афанасия Афонского и носила название “Турлоти”. “Когда братья посещали его в келье, он полностью посвящал себя им, откладывая все свои занятия на потом. После их ухода он постился в течение двух дней, исполнял те обязанности и произносил те молитвы, которые не удалось исполнить и произнести из-за посещения паломников”.

Однажды, желая вызвать его на разговор, я подошел к нему, когда он сидел под виноградной лозой, и сказал:

– Преподобный отец Савва, в церкви иногда ко мне нисходит благодать Божия, но когда я молюсь в моей келье, ум мой рассеивается.

– Поверь мне, отец Иринарх, – сказал он мне, – много раз мой разум наполняется мыслями о смерти, а глаза – слезами. Так очищается разум мой и сердце мое от злых помыслов и чувств, и я могу молиться не отвлекаясь.

Тогда я понял, что он одарен Божественной благодатью. Он был известен не только на Святом Афоне и в Греции, но и за их пределами, ведь слава о его любви и гостеприимстве распространялась различными паломниками.

Я никогда не видел его хмурым, он отличался весельем и скромностью. Его речь была милой и притягательной, как магнит. Он носил простую одежду и всегда имел при себе четки для молитвы.

Он много славил Пресвятую Богородицу и часто читал Ее Акафист, а также молитву святителя Иоанна Златоуста: “Верую, Господь, и в слух всех свидетельствую, что Ты поистине Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых первый (самый большой) я”.

Вечная ему память!

Источник: Благочестивые образы Румынского православного монашества. Старец Петрониос Продромитский, Румынский скит Иоанна Предтечи Святой Горы Афон. Издательство «Православный улей». Стр. 89-95.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
В Румынии появится самая высокая православная церковь мира

Строительство собора поддерживает также Румынское государство.

Иерусалимский Патриархат восстанавливает евхаристическое общение с Румынской Православной Церковью

Отношения между Церквями были прерваны с мая 2011 г. из-за начатого строительства румынского храма в Иерхионе.

Европейский суд по правам человека поддержал запрет профсоюза в Румынской Церкви

Внесение данных начал в церковную жизнь привело бы к превращению священников в социальных работников, которые будут…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: