Русская Православная Церковь в эпоху Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия II

Доклад архиепископа Верейского Евгения

председателя учебного комитета Русской Православной Церкви

ректора Московской Духовной Академии и семинарии

на конференции – Роль Патриаршества в истории России –
Москва, 27 мая 2005 г.

 

Ваше Святейшество!
Ваше Высокопреосвященство!
Уважаемый Юрий Сергеевич!
Досточтимые участники и гости форума!

 

Для меня является большой честью выступить с докладом, в котором содержится попытка охарактеризовать первосвятительское служение Святейшего Патриарха Алексия. С одной стороны, очевидно, что всесторонний и основательный анализ деятельности Первоиерарха Русской Православной Церкви – задача будущего поколения церковных историков. С другой стороны, именно для историков Церкви особую ценность всегда представляют наблюдения, оценки и свидетельства современников тех или иных событий, тем более, если эти события являются для страны, народа и Церкви эпохальными.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что последние пятнадцать лет истории нашей Церкви и Отечества составляют целую эпоху, которая кардинальным образом изменила государственную, общественную и церковную жизнь России и сопредельных ей государств. Все мы в последние пятнадцать лет пережили весьма непростой период, в котором произошла смена многих общественных, политических и экономических устоев. Эти годы стали поистине судьбоносной эпохой в жизни России и Русской Православной Церкви, и сегодня можно без всякого преувеличения сказать, что Святейший Патриарх Алексий явился основополагающей и определяющей личностью этой эпохи – одним из наиболее ярких ее символов. Ибо так случилось, что перемены в жизни Церкви и общества совпали с избранием нового Предстоятеля. На Поместном Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре в июне 1990 года, пятнадцатым Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий.

Прежде чем приступить к изложению настоящего доклада, мне бы хотелось сказать о том, что его ограниченные временные рамки не позволяют в полной мере раскрыть все грани церковной жизни нашей эпохи, которая началась пятнадцать лет тому назад. Невозможно охватить все стороны патриаршего служения Его Святейшества. И в этом можно увидеть особенности переживаемого нами периода церковной истории.

Церковные люди моего поколения прекрасно помнят, как каких-нибудь двадцать лет назад любые события в церковной жизни, а тем более в церковно-общественной, допущенные властями, вспоминались годами: Церковный Собор, научная конференция, празднование юбилейной даты.

Сейчас положение принципиально иное. Жизнь Русской Православной Церкви как внутренняя, так и внешняя, ее интегрированность в общественную жизнь страны, позволяет мне остановиться лишь на тех сферах церковного бытия, в которых за минувшие пятнадцать лет произошли наиболее существенные изменения.

В церковной среде Святейший Патриарх, как постоянный член Священного Синода и церковно-общественный деятель, был хорошо известен. Но большинству наших соотечественников скудные строки его биографии мало о чем говорили. Лишь позднее, из рассказов самого Святейшего Патриарха и близких к нему людей мы узнали об интересных обстоятельствах его жизни, о неординарности его биографии.

Родился он в год великого перелома, сопровождавшегося в России новым гонением на веру и уничтожением многовекового уклада русской жизни. Но последствия этой трагической страницы русской истории тогда его не коснулись. Он жил с родителями в Ревеле (Таллине) – столице независимой Эстонии, впервые получившей возможность самостоятельного государственного устройства в результате революции 1917 года. По сути, это была часть бывшей империи, которой самоотверженно служили предки будущего Патриарха, и среди них: герой Отечественной войны 1812 года генерал-адъютант Федор Васильевич Ридигер.

Отец Патриарха – Михаил Александрович (впоследствии протоиерей) – был эмигрантом, мать – Елена Иосифовна – местной уроженкой. В Эстонии всегда существовала большая русская община, которая жила активной культурной жизнью. В свет выходили русские издания, периодика, проводились конференции, встречи и вечера русской культуры. Русская молодежь воспитывалась в русских культурных традициях, активно участвовала в религиозной жизни.

-У нас была очень дружная семья, которую объединяли не только узы кровного родства, но и сердечная душевная дружба. А еще нас связывал особый дух православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и сама семья воистину становится, говоря словами апостола Павла, -домашней церковью- – вспоминал Святейший Патриарх.

Господь сохранил светлый мир ребенка, которому суждено было сыграть впоследствии особую роль в жизни Церкви и страны. Он не знал в своем детстве страха за близких, которых могут арестовать каждую минуту, бросить в тюрьму, лишить жизни. Он не был свидетелем страшных картин тогдашней советской жизни: костров из икон, сбрасываемых колоколов, взорванных храмов.

С безбожной идеологией будущий Патриарх еще встретится на своем жизненном пути, но к тому времени он уже успеет окрепнуть духовно. А пока, в маленькой и дружной семье в его душе формируется горячая вера, и маленькое сердечко начинает гореть любовью к Богу.

Всеблагой промысел Божий, направляя жизненный путь каждого из нас, приводит к встречам с особо значимыми в нашей жизни людьми, ставит в житейские обстоятельства, значение которых мы часто можем оценить лишь по прошествии многих лет, а иногда и десятилетий.

Родители будущего Патриарха принимали участие в деятельности Русского Студенческого Христианского Движения. -Движенцы-, как они себя именовали в своем кругу, стремились найти для себя твердое религиозное основание для разумной и осмысленной жизни, познать и освоить Христово учение, религиозно осмыслить русскую действительность, ее прошлое и настоящее, принять на себя ответственность за судьбу Церкви и родной культуры.

Серьезный настрой молодых людей не мешал им оставаться жизнерадостными. Напротив – радость от обретенной Христовой Истины, осмысленности существования пронизывала их жизнь, делала их открытыми миру и людям.

Большой любовью и авторитетом пользовался в среде -Движенцев- Иван Аркадьевич Лаговский – выпускник Киевской Духовной Академии. Серьезный и одновременно очень светлый и жизнерадостный человек, он прожил первые послереволюционные годы в советской России, и о том, что творилось на родине, знал на собственном опыте. В русском зарубежье – это был крупнейший специалист по современному положению Церкви в СССР, блестящий апологет.

Светлый образ этого христианина, запечатлевшего свой жизненный путь страдальческим венцом, несомненно, оказал влияние на формирование личности будущего Патриарха Русской Православной Церкви. Открытость миру, умение воспринимать простые радости всем сердцем как дар Божий, доброжелательность и терпимость, уважение к людям другой традиции и твердая укорененность в традиции родного Православия – все эти качества, характерные для большинства участников движения, были усвоены их младшим современником с тем, чтобы быть востребованными в новую эпоху нашей церковной жизни.

А потом были трудные годы войны, начало церковного служения, учеба в Ленинградских духовных школах (семинарии и академии), рукоположение в священный сан, успешная защита кандидатской диссертации на тему: -Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист-.

С 1958 года – приходское служение, общение с паствой, духовничество. В эти годы особенное влияние на формирование духовно-нравственного облика будущего Патриарха оказывали наставники духовных школ, его духовник епископ Таллинский и Эстонский Исидор (Богоявленский), а также, Владыка Михаил (Чуб) – глубокий богослов, архипастырь, человек энциклопедических познаний.

В 1961 году будущий Предстоятель Церкви принял крест архиерейского служения. И это не метафора. Тогда, в годы разворачивавшегося нового гонения на Церковь, это высокое служение воспринималось, прежде всего, как прохождение по крестному пути, крестоношение. Сподвижник приснопамятных Святейших Патриархов Алексия I и Пимена, постоянный член Священного Синода, управляющий делами Московской Патриархии, правящий архиерей, он приобретал в те годы опыт, который в полной мере востребован сегодня.

Начало 90-х годов прошлого века было сложным переломным периодом в истории нашей государственности. Огромная многонациональная страна переживала мучительный процесс распада. Властные амбиции политиков приводили к разрыву вековых связей, к страданиям миллионов людей. Официальная идеология находилась в состоянии глубочайшего кризиса, стремительно деградировала основанная на ней общественная нравственность. Образовавшийся идеологический вакуум заполнялся заокеанскими проповедниками, а зачастую и просто шарлатанами, проходимцами и дельцами от псевдодуховности.

Русская Православная Церковь, пережившая десятилетия в условиях господства богоборческого режима, пребывала, говоря военным языком, в состоянии вынужденной глухой обороны. Но при этом, конец 80-х – начало 90-х годов 20 века ознаменовались небывалым духовным подъемом, охватившим значительную часть нашего народа. Миллионы людей входили в ограду церковную, возвращались в Отчий Дом, ощущая себя наследниками заветов Святой Руси. И в этих условиях наша Церковь, обладавшая небывалым кредитом доверия у большинства наших соотечественников, должна была построить свою деятельность в изменившихся условиях внешнего бытия так, чтобы дать ответ на вызовы времени, чтобы наглядно и зримо открыть людям ту великую истину, что христианство, как часто говорит Святейший Патриарх, есть основание жизни человека, а Христос – высшая ценность, отвергнуть которую равносильно духовной смерти.

Перед Предстоятелями Русской Православной Церкви, перед ее верными чадами, стоял в те годы целый комплекс сложнейших нерешенных задач, разрешить которые по человеческим меркам казалось делом неосуществимым. Но -невозможное человекам, возможно Богу-. И, оглядываясь на путь, пройденный Русской Православной Церковью за минувшее 15-летие, вновь и вновь убеждаешься в этой простой и великой истине.

Но тогда, в начале 90-х, кто мог подумать, что за каких-нибудь полтора десятка лет, произойдет такой кардинальный перелом в общественном сознании, связанный с отказом от губительной атеистической идеологии, что Русская Православная Церковь переместится с периферии общественной жизни в самый центр социальной активности и будет осуществлять свою спасительную миссию при деятельной поддержке миллионов православных граждан.

Думал ли об этом Предстоятель нашей Церкви, размышляя в ежедневных заботах текущего дня о перспективах грядущих перемен- Трудно сейчас ответить на этот вопрос. Но все мы живые свидетели того, что он неустанно трудился для этого, побуждая своих соработников: архипастырей, пастырей и мирян к самоотверженной работе во имя любви к Богу и ближнему.

Начало этих трудов Господь благословил отрадными явлениями в жизни нашей Церкви. Уже на следующий день после избрания Предстоятеля Поместный собор Русской православной Церкви издал деяние о прославлении в лике святых праведного отца Иоанна Кронштадтского – самоотверженного пастыря и молитвенника, непревзойденного проповедника слова Божия и чудотворца.

Этим торжественным прославлением Церковь обратилась к тому примеру, которому надлежит следовать в новых исторических условиях архипастырям и пастырям многомиллионного православного народа России. На этом пути пастырского служения высочайшим примером служит Святейший Патриарх, который всегда видел главную задачу пастыря в возрождении духа и сердца человека.

Свои мысли о пастырстве в наиболее яркой форме Его Святейшество обычно высказывает во время Епархиальных собраний московского духовенства. Анализируя эти выступления, мы приходим к выводу о том, что для Святейшего Патриарха абсолютно неприемлемы в сфере церковной жизни грубость, создание культа -батюшки-, безаппеляционность суждений, невнимание к нуждам человека, пришедшего в храм, бездеятельность и небрежение святыней. Он всегда отмечал, что главная отличительная черта пастыря, его духовного облика – это сердце милующее, способное воспринять чужую боль, как свою.

Напоминанием об этой милующей и сострадающей любви, как основном принципе православного пастырства и христианского отношения к ближнему, явилось второе обретение мощей Преподобного Серафима Саровского, особо чтимого народом угодника Божия. Это событие ярко продемонстрировало начинающееся духовное возрождение России, укрепило дух Первосвятителя и его паствы накануне событий тревожного августа 1991 г.

Святейший Патриарх Алексий считает неотъемлемой чертой истинного пастыря – открытость и расположенность к людям. Как сказал Президент России Владимир Владимирович Путин -сама личность Его Святейшества, Патриарха Российского чрезвычайно обаятельна. В Патриархе Алексии чувствуется сила духа, спокойствие, настоящая мудрость. Все это очень важно, ибо помогает ему в ежедневных трудах, а также рождает чувство единства среди православных россиян-.

И тогда, пятнадцать лет тому назад, и теперь, сотни тысяч людей, никем не понуждаемые, оставив житейские дела и заботы, спешат на встречу с Патриархом. В его открытом лице, озаренном благожелательной улыбкой, они узнают лик исторической России, ощущают отеческое тепло, исходящее от его благословляющих рук. И сейчас эти живые картины стоят перед глазами: молодая мама, протягивающая Патриарху своего малыша с тем, чтобы Святейший благословил его, и пожилая женщина, восстановившая часовню в родном селе, и мальчишка с удивительно ясным взором, мечтающий о поступлении в семинарию, и маленькая девочка, собравшая для Святейшего букетик полевых цветов. А рядом – боевой офицер, прошедший за свою сорокалетнюю жизнь через целую череду региональных войн, потенциальный воин христолюбивого воинства Российского, глядя на светлое лицо Патриарха, может быть, впервые в жизни, неловко, неуверенно, но все же осеняет себя крестным знамением…

Эти встречи с паствой происходят повсеместно и постоянно. -Меня весьма радует возможность посещать самые отдаленные уголки России и зарубежья, где живет наша паства, и видеть своими глазами возрождение церковной жизни на местах- – делился он своими впечатлениями от поездок по епархиям в одном из своих выступлений. В программу своих поездок Святейший Патриарх всегда старается включить посещение исторических и культурных достопримечательностей, научных учреждений и учебных заведений, воинских частей, больниц, госпиталей, детских домов, приютов для престарелых и других социальных учреждений. Патриаршие визиты позволяют привлечь внимание местного руководства и общественности к нуждам епархий, монастырей и приходов.

За минувшие 15 лет Святейший Патриарх посетил около ста епархий Русской Православной Церкви в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.

Народная мудрость, проверенная многовековым опытом, гласит: -Церковь не в бревнах, но в ребрах-. Воспитание сердца милующего, духа мирного, любви нелицемерной – главная задача Церкви Христовой здесь, на земле. Но знаем мы и то, что испокон веков благодатная церковная жизнь, общественная и социальная активность православных христиан сосредоточивались вокруг храмов. Здесь, у престола Божия, где совершается величайшее таинство Тела и Крови Христовых, святая Евхаристия, человек особенно ясно ощущает реальность Горнего мира, причастность к великой тайне Боговоплощения.

В последнее десятилетие XX века Русская Православная Церковь вступала с семью тысячами приходов, которые не могли удовлетворить духовные запросы верующего народа. Живую жизнь Церкви адепты принудительного атеизма пытались втиснуть в прокрустово ложе чиновничьих ограничений: два храма на областной центр, один храм на районный город. А в сельской местности, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, один храм – на сотни километров. Сегодня в нашей Церкви более 26 тысяч приходов. Большая часть храмов построена или восстановлена на скудные трудовые копейки, на ту самую евангельскую лепту, которая имеет великую ценность в очах Божиих. Но самое главное: ни один из вновь открытых храмов не остался без прихожан.

Призывая к возрождению и восстановлению поруганных и оскверненных святынь, Святейший Патриарх особое внимание обращает на духовный смысл нашего участия в этом святом и богоугодном деле. Он говорит о том, что, восстанавливая храм, человек возрождает свою душу, а целый народ, участвующий в возрождении святынь, являет пример действенного покаяния за грехи своих предшественников.

Именно этими высшими духовными соображениями руководствовался Предстоятель Церкви, когда в рамках развернувшейся в нашем обществе дискуссии последовательно и аргументировано отстаивал идею воссоздания Храма Христа Спасителя в Москве. Возрождение поруганной святыни для большинства народа стало символом возрождения России, восстановлением прерванной исторической преемственности.

И глубоко символично, что к торжеству великого освящения храма, некогда разрушенного безбожниками и воссозданного в наши дни, было приурочено прославление сонма Новомучеников и исповедников Российских XX века, пострадавших в период безбожных гонений на Церковь Христову. Тогда же Юбилейным Архиерейским Собором были канонизированы еще 57 подвижников, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды. Общее число причисленных к лику святых составило 1200 подвижников. Таким образом, сонм новопрославленных русских святых, по меньшей мере, в три раза превзошел число святых, канонизированных за всю историю Русской Церкви.

Московский опыт воссоздания поруганных святынь был востребован на местах, где проекты по восстановлению храмов объединили усилия общественности и властных структур. Почти в каждом городе России есть своя общенародная стройка, свой местный храм в честь спасителя Христа. И мы, современники, со свойственной каждому человеку способностью привыкать к хорошему, уже почти не замечаем, как изменился облик нашего Отечества. А ведь именно за последние 15 лет, в период патриаршества Святейшего Патриарха Московского и веся Руси Алексия, Россия вновь обрела свой исторический облик страны тысяч храмов и золотых куполов.

Восстановление храмов и монастырей вызвало к жизни и возрождение целого пласта традиционной русской культуры, искусств и ремесел, которыми до последнего времени владели лишь единицы. Под попечением Святейшего Патриарха находится художественно-производственное предприятие -Софрино-, в цехах которого производятся прекрасные образцы церковной утвари, нередко не уступающие творениям наших предшественников.

Особых усилий молитвенного попечения и непрестанных ежедневных трудов нашего Предстоятеля требуют дела высшего церковного управления. И здесь, в этой области церковной жизни, может быть не столь хорошо известной широким кругам нашего общества, Святейший Патриарх – пример для архипастырей и пастырей. В область церковного управления невозможно принести методы светского администрирования, в силу иной природы Церкви Христовой – живого Богочеловеческого организма, где каждый член есть член тела Христова. В этой области самым действенным оружием служит духовный авторитет. Своим личным примером, Святейший Патриарх произвел перелом в сознании епископата и клира, воспитанного на запретах и ограничениях советской эпохи, когда вся вне богослужебная деятельность священнослужителя сковывалась законодательством о культах.

Призыв к деятельному служению, напоминание о том, что по слову Апостола, вера без дел мертва, звучит во всех выступлениях Его Святейшества. Сам Патриарх стоит у истоков многих благотворительных начинаний, проектов и программ, осуществляемых при поддержке и деятельном участии общественности и государственных структур.

За 15 лет, прошедших со дня его интронизации в жизнь Русской Православной Церкви возвратилась та неотъемлемая составляющая, которая со времен Крещения Руси была ей присуща. Речь идет о благотворительности и социальном служении. Действуя по слову Евангелия, Церковь открывает приюты для детей – сирот, для бездомных и престарелых, организует патронажную службу в домах ребенка, больницах и хосписах, оказывает помощь осужденным, наркоманам и алкоголикам.

Цель социального служения не в попытке создать общество всеобщего благоденствия, не в построении и рая на земле, а в том, чтобы помочь тем, кого сам Христос именует братьями своими меньшими, в том, чтобы в обществе, вокруг нас, в каждом из нас умножалась любовь. Ибо, помогая ближнему, человек помогает самому себе. Полагаю, что не будет преувеличением мысль о том, что такие понятия как милосердие, сострадание, благотворительность вошли в наш лексикон и были восприняты общественным сознанием во многом благодаря Церкви и ее Предстоятелю.

Говоря о событиях минувших пятнадцати лет, о сегодняшнем дне нашей Церкви невозможно не сказать несколько слов о возрождении монастырей и монашества. Значение этого церковного института и его лучших представителей в жизни нашего народа красноречиво и образно выражено в пословице: – свет мирянам – иноки, свет инокам – ангелы-. Монастыри земли русской действительно были школами подвижничества и очагами подлинного духовного просвещения. В стенах каждой обители поддерживалась живая традиция иноческого делания и наставничества, когда опыт духовной жизни передавался от учителя к ученику, В эти святые стены испокон веков шли наши предки со своими скорбями и сомнениями и, встречаясь с опытом жизни во Христе, обретали утешение и мир душевный. Молитвой и светом праведных иноков и инокинь держалась Земля Русская.

Это прекрасно понимали строители -новой жизни-, жизни без бога и веры. Именно поэтому свой первый удар нанесли по святым обителям, повергнув жесточайшим гонениям монашествующих. К концу 20-х – началу 30-х годов 20 века в Советском Союзе прекратилось легальное существование монастырей.

Но монастыри, оказавшиеся в результате послереволюционной перекройке границ за рубежами СССР, продолжали свою спасительную миссию. И в связи с этим вновь обратимся к необычным обстоятельствам жизни Первосвятителя нашей Церкви. В Эстонии, где жила его семья, действовали Успенский Псково-Печерский и Успенский Пюхтицский монастыри, сохранявшие свой внутренний уклад и духовные традиции. На территории Финляндии оказался наш Северный Афон – Спасо-Преображенский Валаамский монастырь с его многочисленными скитами. Юному Алеше Ридигеру довелось побывать вместе с родителями на этой благословенной земле, прикоснуться к сокровенной жизни святой обители, вступить в общение с духоносными старцами. Возможно, это обстоятельство оказало определяющее влияние на формирование его представления о высоком идеале монашеского служения, об идеальном устройстве монастыря, где молитвенные подвиги чередуются с трудовыми послушаниями.

Пройдут десятилетия, наполненные бурными событиями в жизни страны и мира, и по молитвам святых Валаамских подвижников древняя обитель возродится вновь. А инициатором ее возрождения и священноигуменом монастыря станет мальчик – паломник, взошедший на Первосвятительский престол Русской Православной Церкви.

К концу 80-х годов минувшего столетия на территории нашей страны, в ее тогдашних границах, не насчитывалось и двух десятков монастырей. Сегодня в Русской Православной Церкви – 652 монастыря.

Многие монастыри уже прошли период восстановления и первоначального благоустройства. Во многих новообразованных обителях еще восстанавливают из руин поруганные храмы и налаживают хозяйственную жизнь. Но главную задачу Предстоятель Церкви, священноархимандрит многих обителей, находящихся под его особым попечением, видит в возрождении духовных традиций, создании правильного уклада монастырской жизни, основанного на подлинной аскезе, молитвенных трудах и послушании, чуждом самочинию и гордыне.

Возрождение монастырей не может не радовать всех, кто ощущает свою причастность к великой культуре России, к событиям нашей истории. Ведь эти названия говорят сами за себя: Троице-Сергиева и Александра Невского Лавра, Валаам и Соловки, Оптина пустынь и Дивеево. И многие, многие другие.

Новыми внешними условиями бытия нашей Церкви, новыми тенденциями в жизни общества обусловлена постоянная забота Патриарха о развитии духовного образования. Обозревая сегодня 15-летний период Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия II, мы благодарим Господа, даровавшего православному образованию мудрого и деятельного покровителя на столь сложном этапе его развития.

Девяностые годы прошлого столетия ознаменовались возвращением наших сограждан к духовным корням. Поистине, настало время жатвы, а делателей было мало. К началу 90-х годов Русская Православная Церковь располагала лишь двумя духовными академиями и тремя семинариями. В это время Священноначалие нашей Церкви делает все возможное для возрождения региональных духовных школ. Наряду с миссионерской и храмо-строительной деятельностью первостепенной задачей становится открытие епархиальных училищ и семинарий. Поскольку многие из них создавались практически на пустом месте, то скоро остро почувствовалась нехватка преподавательских кадров, учебных и методических пособий.

В новых условиях бытия Церкви Святейший Патриарх возложил на Московскую и Санкт-Петербургскую духовные академии особо ответственную миссию кузницы кадров для открывающихся духовных школ и вновь создаваемых епархиальных подразделений. Именно выпускники и преподаватели этих старейших духовных учебных заведений возглавили в 90-х годах дело возрождения духовного образования.

Вместе с тем, наблюдая изменения в Церкви и обществе, Святейший Патриарх обращает особое внимание на вопросы сохранения традиций духовных школ и выполнения главной задачи духовного образования -воспитание достойных служителей Церкви. -Стяжание подлинной духовности-, по мысли Его Святейшества, остается приоритетной задачей студентов и преподавателей духовных школ.

-Духовным школам необходимо повседневно руководствоваться принципом органического сочетания богословия с благочестием, богословской учености с молитвенным богомыслием, христианского знания с христианской жизнью- – это указание Святейшего Патриарха имеет чрезвычайно важное методологическое значение и определяет как учебно-воспитательную работу Академий и Семинарий в целом, так и деятельность каждого преподавателя, работу каждого студента.

Важно отметить, что Святейший Патриарх – не сторонний наблюдатель развития богословского образования и науки. Находясь с 1965 года в течение двадцати лет на посту Председателя Учебного комитета при Священном Синоде, будущий Патриарх видел сложное положение системы образования Русской Православной Церкви. Поэтому, когда открылся путь к свободному существованию и развитию богословской науки и образования, Предстоятель нашей Церкви сделал все возможное, чтобы коренным образом изменить сложившуюся ситуацию.

Ограниченная в своем образовательном служении теми политическими, культурными и правовыми особенностями, которые характерны для современной эпохи, Церковь и ее духовные школы помнят слова Апостола Павла: “Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых”. Следуя этому призыву Церковь адаптирует формы своего свидетельства, в том числе преподавание знаний о Православии в школе, к реальным условиям современного общества, не изменяя при этом своей вере и Церковному преданию. Универсальность образовательной миссии Церкви предполагает различие и многообразие форм ее существования.

Многими Православными Церквями была усвоена западная традиция теологических факультетов в светских образовательных учреждениях и богословских институтов, учреждаемых религиозными организациями и признаваемых государством. Эта форма была воспринята и в Русской Православной Церкви. При поддержке и попечении Святейшего Патриарха Алексия в нашей стране открыты и развиваются богословские высшие учебные заведения, такие как Свято-Тихоновский гуманитарный и Иоанна Богослова православный университеты, православные теологические кафедры и факультеты в государственных вузах. Русская Церковь также восприняла и развивает такие формы как православные лицеи и гимназии, краткосрочные курсы богословского обучения, дистанционное обучение с помощью интернента, факультативные занятия -Основ православной культуры и этики- в школах и многое другое.

Невозможно не сказать еще об одной инициативе, осуществление которой стало возможным благодаря деятельному участию и поддержке Святейшего Патриарха. Речь идет о создании Церковно-научного центра -Православная энциклопедия-. Этот грандиозный проект консолидировал силы церковных и светских ученых в деле издания уникальной, не имеющей прецедентов ни в одной другой Православной Церкви энциклопедии, в его осуществлении приняли участие представители государственной власти, науки, образования, бизнесмены и предприниматели. По своим масштабам этот проект может быть сопоставлен, наверное, только с воссозданием храма Христа Спасителя, но в отличие от строительства храма для успешного издания всей энциклопедии необходим многолетний кропотливый труд тысяч ученых, издателей, полиграфистов. В канун 2000-летнего юбилея христианства вышел в свет первый том этого многотомного издания, в настоящее время издано уже девять томов.

В уходящем веке Русская Православная Церковь претерпела тяжелейшие гонения, которые привели к гибели и страданиям тысяч священнослужителей и миллионов верующих. Одним из самых трудноизлечимых последствий периода богоборчества стало насильственное отчуждение большей части народа от отеческой веры, лишение Церкви практически любых возможностей для видимого и активного взаимодействия с широкими слоями общества и государством.

Но истребить веру в народе не удалось даже самым жестоким и упорным гонителям. Сама многовековая русская культура, отменить которую власти были не в состоянии, свидетельствовала о Христе, ибо была глубоко проникнута духом Православия. Поэтому неудивительно, что в начале 90-х годов, когда машина государственного атеизма начала распадаться, десятки миллионов россиян вернулись в Отчий дом -Православную Церковь. Возобновилось и вовлечение Церкви в общественную жизнь, ее взаимодействие с государством.

В то непростое время остро встал вопрос, каким будет процесс развития Церковно-общественных и Церковно-государственных отношений-

Святейший Патриарх Алексий взошел на первосвятительский престол, когда кризис Советского государства вступил в завершающую фазу. В то время, для Русской Православной Церкви важно было в быстро менявшихся условиях вернуть себе необходимый правовой статус. Успех в этом деле в значительной мере зависел от инициативы Патриарха, от его умения выстроить отношения с государственной властью таким образом, чтобы утвердить достоинство Церкви не только как высшей святыни и духовной Путеводительницы народа, но и как колыбели государственного существования России. С самых первых шагов первосвятительского служения Предстоятель Русской Церкви сумел отстоять достоинство возглавляемой им Церкви.

Церковь отделена от государства. Таков один из постулатов существующего в нашей стране государственного устройства. Но, комментируя это, принимаемое нами, православными христианами, как законопослушными гражданами, положение, Святейший Патриарх неизменно говорит о том, что при этом Церковь не отделена от общества, значительную часть которого составляет многомиллионная православная паства.

Принципиальная позиция нашей Церкви по общественным вопросам была всесторонне и целостно выражена в принятом на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000-го года в документе под названием -Основы социальной концепции Русской Православной Церкви-. Этим соборным деянием Церковь продемонстрировала свою заинтересованность в том, чтобы нынешнее и грядущее поколение православных христиан смогли ориентироваться в явлениях и событиях стремительно меняющегося современного мира. Они явились ответом на вызов времени.

Активная деятельность Русской Православной Церкви стала важнейшим фактором стабильности российского общества, укрепления его духовных и нравственных основ. Именно ей в настоящее время принадлежит огромная роль в деле духовного собирания российских земель после многолетнего периода безверия, нравственной разрухи и богоборчества. При этом благодаря личному примеру Патриарха, отношения Церкви, общества и государства складываются сейчас в России на совершенно новой основе – свободного диалога и взаимодействия для пользы народа. Партнерство Церкви и государства развиваются по целому ряду направлений. Это забота об укреплении общественной нравственности и о российском воинстве, развитие национальной культуры и охрана исторических памятников, духовно-нравственное образование и воспитание, социально-благотворительная деятельность, миротворчество и многое другое.

Русская Православная Церковь не участвует в политической борьбе, в деятельности политических партий и в процессах выборов. Это, однако, не означает, что Церковь устраняется от участия в общественных процессах. Священоначалие многократно обращалось к власти, различным политическим и общественным силам и всему народу по экономическим и социальным вопросам. Святейший Патриарх Алексий II постоянно обращает внимание государства и общества на такие проблемы, как умножающаяся экономическая и социальная несправедливость, растущая пропасть между крайней нищетой и роскошью, демографический кризис, рост преступности и безнравственности, пропаганда порока, насилия, алкоголизм и наркомания в среде молодежи.

Как Предстоятель РПЦ, Святейший Патриарх Московский и всея Руси призван поддерживать и укреплять молитвенно – евхаристическое общение с братскими поместными православными церквями. О единстве Вселенского православия свидетельствуют регулярные встречи и сослужения нашего предстоятеля с главами и представителями поместных церквей, межправославные конференции и официальные визиты. На наш взгляд одним из самых ярких проявлений братолюбия и сострадания к братьям по вере останется в истории визит Святейшего Патриарха в братскую Сербию во время варварских бомбардировок Белграда. За этим визитом следил весь мир, и православные сербы, брошенные на произвол судьбы даже политиками православных стран, приветствуя русского Патриарха, выше поднимали свои головы.

Поборник церковного единства Святейший Патриарх Алексий непримирим к любым попыткам внести раздоры и расколы в семью братских православных церквей. Твердо исповедуя завещанную Святыми отцами истину о том, что в православном мире существует право чести, предоставленное важнейшим и старейшим кафедрам, но нет права власти одной кафедры над Вселенской Церковью, Предстоятель РПЦ занял казавшуюся многим жесткой позицию по отношению к попыткам внести разделение в церковную жизнь Эстонии. И время показало правильность выбранного решения. Об этом стоит подумать тем, кто пытается поддерживать раскольнические движения на Украине.

Во многом благодаря авторитету Предстоятеля нашей Церкви провалилось большинство попыток создать псевдоправославные структуры в России.

Но при этом Святейший Патриарх Алексий является инициатором преодоления нашего разделения с Русской Православной Церковью Заграницей, которое было вызвано политическими событиями послереволюционного периода. И все мы являемся свидетелями существенных шагов к нашему сближению.

В области межконфессиональных контактов в настоящее время важнейшим моментом является осознание того, что у всех народов одна сокровенная цель: достойная и духовно богатая жизнь, спокойствие и благополучие в стране. Поэтому инициативы Святейшего Патриарха на этой ниве его ежедневного делания направлены против бездуховной глобальной секуляризации, этнических и межрелигиозных конфликтов и главного зла нашего времени – международного терроризма.

Завершая свой доклад, мне хотелось бы напомнить о том, что поистине венцом и украшением Церкви являются ее Патриархи. Внутреннее единство церковное, во всей полноте имеющее открыться лишь в конце времен в Церкви Торжествующей, в определенной мере проявляет себя и в здешнем мире. Таким выразителем единства, средоточием церковным с древних времен в христианстве почитался епископ, а в более поздние времена – первоепископ, т.е. Патриарх.

Сегодня, когда мы празднуем 15-летие патриаршества Святейшего Патриарха Алексия II, мы можем со всей уверенностью сказать, что по сложности решаемых вопросов, по ответственности за принятые решения, по количеству эпохальных событий и еще по многим и многим иным показателям его патриаршество уже вошло в историю Русской Церкви как беспрецедентное. Сделанный нами краткий очерк, конечно же, не претендует на то, чтобы раскрыть все стороны этого чрезвычайно ответственного служения. Мы можем только благодарить Господа за то, что нам довелось вместе с Его Святейшеством жить в это судьбоносное для нашей страны и Церкви время, быть участниками многих эпохальных событий и стать помощниками Святейшего Патриарха в его многотрудном и поистине жертвенном служении.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: