Русская Православная Церковь выразила отношение к публичному богохульству

4 февраля Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ об отношении к публичному богохульству и клевете в адрес Церкви.

Составители документа, исходя из церковной традиции признают богохульством оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни.

“Будучи выражением стремления оскорбить или подвергнуть поруганию Творца, богохульство является одним из самых тяжких нравственных преступлений, – подчеркивается в документе. – Открытое и последовательное противостояние Создателю делает человека неспособным к покаянию, искажает богоподобное устроение человеческой личности”.

Документ указывает на тесную связь с богохульством таких грехов, как святотатство, кощунство и осквернение святыни.

Клевета на Церковь признается одним из видов богохульства, а также относится к грехам против ближнего: “Одна из форм богохульства ― это клевета на Церковь как Тело Христово, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). В то же время клевета, как заведомо ложные обвинения в не совершенных преступлениях или безнравственных поступках, есть грех против правды, разрушительный для Богом установленного вселенского порядка. В других случаях понятие клеветы, многократно встречающееся в текстах православной традиции, понимается как грех против ближнего (Рим. 1, 30; 2 Кор.12, 20; 2 Тим. 3, 3)”.

В то же время, составители документа признают отличие от клеветы критики “негативных явлений в жизни земной Церкви, которые требуют их исправления и преодоления с точки зрения христианского учения”.

Богохульство, считают они, зачастую возникает вследствие низкого уровня религиозной культуры, отсутствия знаний о религиозной жизни и недостатка духовного опыта.

“Особым случаем является намеренное богохульство или клевета как провокация, призванная опорочить христианское вероучение или принести вред Церкви Христовой, – отмечается в документе. – Несовершенства в жизни земной Церкви используются ее противниками для оправдания богохульных действий и клеветнических обвинений, которые становятся инструментами публичной кампании для пропаганды противоречащих христианской нравственности общественно значимых решений и для укоренения в массовом сознании антицерковных идей”.

По мнению авторов документа, чаще всего богохульство и клевета используются как средство борьбы с религией. В таких случаях грех оправдывается ссылками на свободу совести, слова или творчества.

В документе подробно рассматривается вопрос о богохульстве в светском праве. Говоря о современном положении вещей, отмечается изменение объекта правовой защиты с религиозных представлений на права и законные интересы верующих, их достоинства и религиозные чувства. Это происходит в результате утверждения в ходе истории равноправия религиозных общин. “Подобная ситуация в современном праве обосновывается необходимостью обеспечения одинаковой правовой защиты представителям различных мировоззрений в условиях общества, состоящего из последователей различных религий и нерелигиозных людей, а также представлением о том, что гражданское право не может входить в дискуссии о религиозной истине, вторгаясь тем самым в сферу богословия”.

В документе подчеркивается значение религии в общественной и частной жизни. Таким образом, оскорбление религиозных чувств и унижение человеческого достоинства такой значительной социальной общности, каковыми являются христиане предстают реальной угрозой гражданскому согласию.

“В то же время, – сообщается в документе, – защита религиозных понятий верующими не препятствует выражению иными людьми своих убеждений, а также дискуссиям между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Под предлогом противодействия богохульству или диффамации религии не должны преследоваться люди, допускающие критику тех или иных религиозных мировоззрений. При этом необходимо следование принципам взаимоуважения, честности и корректности в межрелигиозных и мировоззренческих диалогах. Отношение к другим убеждениям не должно выражаться языком оскорблений и унижений, соединяться с подменой понятий, фальсификациями, призывами к применению насилия к людям, исповедующим иные взгляды…

В случае публичной клеветы на Церковь Христову правовой защите должно подлежать достоинство Церкви, как неотделимое от совокупного, коллективного достоинства всех ее членов”.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: