Германская епархия Русской Зарубежной церкви выступила с заявлением о панк-группе

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) осуждает февральскую акцию панк-группы Pussy Riot в московском храме Христа Спасителя, но просит смягчить осужденным участницам группы меру наказания.

ЗАЯВЛЕНИЕ Германской епархии Русской Зарубежной Церкви

За мир церквей. За прощение и закон

21 февраля 2012 в Храме Христа Спасителя в Москве — самом символичном соборе Русской Православной Церкви — произошло нарушение неприкосновенности храма и церковного порядка панк-группой («П. .. Riot»). В самом храме, а затем и в специально созданном видеоклипе, производились кощунственные высказывания с употреблением свойственной группе ненормативной  лексики в отношении представителей РПЦ вообще («ср… Господня») и Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла («с…») в частности, также содержалась насмешка над верующими христианами в целом («ползут на поклоны»). Все это было исполнено спиной к алтарю, спиной к иконостасу собора, на амвоне церкви, центральном месте в церкви для литургических, пастырских и праздничных действ православного богослужения.

Нарушительницы и их пособники называли эти действия не только политическим протестом, но и «панк-молебном» и «актом искусства», таким образом вписываясь в ряд прежних провокационных акций, мишенью которых была — вера православных христиан. Последующий арест и суд над частью нарушительниц вызвали многочисленные протесты и заявления. Группа мигом стала всемирно известной.

Наша точка зрения такова: каждый гражданин России сегодня, как и мы в Германии, имеет право на государственную защиту свободного и спокойного вероисповедания.

К сожалению, мы не слышали в комментариях к этой пиар-акции за счет Церкви — в том числе и в комментариях художников, депутатов, министров и даже канцлера Германии — ни слова сочувствия, не говоря уже о солидарности, с верующими России и общины Московского Храма Христа Спасителя.

Историческое измерение было — как будто так и надо — проигнорировано. В XX веке верующий русский народ вначале пережил схожее издевательство над своей верой, и вскоре после того разрушение и осквернение десятков тысяч церквей (из 56 тысяч осталось примерно 100) и монастырей (из 1200 не осталось ни одного), а также величайшее преследование христиан всех времен, которое принесло более миллиона мучеников (епископы, священники, монахи, монахини, миряне-мужчины, женщины и дети). Храм, в котором была проведена акция, в 1931 году взорвали. (Фото уничтожения: www.xxc.ru).

Храм был заново построен и открыт только в 2000 году, с прославлением ново­мучеников и исповедников российских. Таким образом, храм этот — символ боли Голгофы и радости Воскресения.

Мы сомневаемся, что назидательные требования «свободы для искусства» озвучивались бы столь же односторонне и некритично, если бы некие дебоширы устроили акцию в мемориале памяти жертв Бухенвальда, спели бы «Ср… гимн» в Берлинской синагоге с оскорблениями в адрес израильского государства, если бы в мечети Кельна были бы спеты песни, унижающие мимикой, жестами и словами религиозных лидеров ислама, или же, будь-то под виселицей в Плётцензее (где казнены участники путча 20 июля 1944 г. против Гитлера — прим. пер.) будь-то на могилах членов «Белой розы» выступили с подбным танцем.

У нас, православных христиан в Германии, иная точка зрения: 5 февраля 2012 в нашем кафедральном соборе в Мюнхене был прославлен в сонме мучеников наш прихожанин Александр Шморель («Белая Роза» антинацистская организация студентов — прим. пер.). Наша епархия состоит преимущественно из граждан Германии, и для нас позорно, что в Германии пренебрегли тем фактом, что храм Христа Спасителя – это мемориальная церковь.

К тому же, она создана в память о тысячах и тысячах убитых в войнах против Наполеона, и о немецко-русском союзе двух народов в их стремлении к свободе и самоопределению. В 2012 году исполняется 200 лет памяти общей борьбы за свободу немецких, австрийских и русских солдат, а также многих других народов, что было бы достойным уважения не только со стороны русской государственной власти, но и немецкого парламента и министров.

Данное грубое вторжение в пространство христианской традиции представляет собою не «искусство», и еще менее «молитву», но серьезный нравственный проступок, касающийся социальной и духовной сферы, проступок против гостеприимства, нарушение церковного мира, клевету или хулу на православных верующих, священников и Патриарха. При надругательстве над православной молитвой  использовались бранные слова в связи с именем Христа, Господа нашего, и Божией Матери, что было квалифицировано главой Русской Православной Церкви как богохульство.

Данное зрелище производилось в качестве продолжения предшествующих публичных содомистских и порнографических акций той же группы людей в общественных местах (супермаркет и музей). В другом соборе Москвы была исполнена песня с использованием электрических гитар и выдержка из записи позже вмонтирована в ролик. Терпимости, поскольку эти действия оставались безнаказанными, последовала эскалация. Сочувствующими группы PR были проведены непочтительные акции в эти дни и недели — в Берлине, Вене, Копенгагене и Хельсинки; обнаженные женщины спилили «из солидарности» памятный крест жертвам сталинизма в Киеве и издевались над распятием Христа. Все это показывает, какой дух царит здесь.

Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви в Москве заявил 18/8/2012, что «юридическая оценка находится вне сферы компетенции церковного Священноначалия. Определять меру пресечения и меру наказания — исключительная прерогатива светского суда». Это верно как для России, так и для Германии. Церковь не имеет возможности влиять на судебную власть и не стремится к приобретению такого влияния. Мы также рассматриваем происшедшее не с юридической или эстетической точки зрения. Критика – будь она оправданная, или неоправданная – должна соблюдать определенные границы. Общеизвестный факт, что почти во всех странах Западной Европы надругательство над национальными символами, а также нарушение церковного покоя, церковного порядка или религиозного мира является незаконным, и поэтому, например, в Германии в Уголовном кодексе сказано «Кто намеренно совершает оскорбительное бесчинство в месте, которое предназначено для совершения богослужения такого религиозного общества, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до трех лет или денежному штрафу» (см. § 167 Уголовного кодекса, ср. § 166)».

Пастырский долг Церкви — дать духовную и нравственную оценку происшедшему.

Православная Церковь в духе Евангелия четко различает между грехом и грешником. Православный христианин призван простить, если он оказывается жертвой проступка, но сам грех требует ясного осуждения (в частности ради того самого, кто впал в грех), притом совершенно независимо от того, имеет ли данный грех духовно-этическую или физическую природу. Это также верно для любой из форм богохульства.

Поэтому мы осуждаем подобные действия, которые мешают церковному миру. От каждого легитимного и демократического правового государства мы можем ожидать защиты церковного и религиозного покоя. Одновременно, учитывая ожидаемую кассацию, мы можем просить о смягчении наказания.

В наших церквах мы молимся всегда «о стране Российской, о стране сей, властех и воинстве ея, и о верою и благочестием живущих в ней», «о благостоянии святых Божиих церквей» и о всех «с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в храм».

21.08.2012
Протоиерей Николай Артемов
секретарь Германской епархии
Русская Православная Церковь за границей

Священник Андрей Сикоев
Представитель РПЦз при Федеральном правительстве и парламенте ФРГ в Берлине.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Согласно опросу, более трети россиян не стали бы выпускать Pussy Riot из тюрьмы

Если в 2012 году решение суда поддерживали 31% опрошенных, то за полтора года это количество значительно…

Протодиакон Андрей Кураев: Мария Алехина умнее не стала

Страдания улучшают не всех, но только умных. Металл в огне переплавляется. А ветошь сгорает.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!