С Днем Рождения, люди!

Протоиерей Игорь Прекуп

Протоиерей Игорь Прекуп

Так и хочется с Днем Рождения всех нас поздравить: рождается Христос, а вместе с Ним и все человечество, Начатком которого Он является.

Как сказано свт. Василием Великим: «Будем праздновать спасение мира и день рождения [нового] человечества. Ныне отменено осуждение Адама. Уже не [имеет силы Божественный приговор]: „прах ты, и в прах возвратишься“ (Быт. 3; 19), но [человек] через соединение с Небесным (1 Кор. 15; 48) вознесен на Небо».

Человечество, в целом, рождается во Христе для жизни вечной – пока только потенциально, потому что реальное «рождение свыше» (Ин. 3; 3 – 7) каждого, отзывающегося на призывающую благодать, происходит в Таинстве Крещения, но Христос, прежде чем стать Первенцем из мертвых (Кол. 1; 18 и др.), становится Первенцем из «родившихся от плоти», Своим «вселением в ны» (Ин. 1; 14) делая всё соприродное Ему, по причине Воплощения, человечество сопричастным Богу: «…Он стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался Сыном Божиим», – учит св. Ириней Лионский; «Оно (Слово – И.П.) вочеловечилось, чтобы мы обожились», – повторяет свт. Афанасий Великий.

«Сын безначального Отца, Сын истинный, – продолжает эту мысль свт. Иоанн Златоуст, – благоволил назваться сыном Давидовым, чтобы тебя сделать сыном Божиим, благоволил иметь раба Своим отцом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку. Видишь, какое благовестие в самом же начале? Если же сомневаешься в своем богосыновстве, то уверься в нем, слыша, что было с Ним. По человеческому рассуждению гораздо ведь труднее Богу стать человеком, нежели человеку сделаться сыном Божиим. Итак, когда слышишь, что Сын Божий есть сын Давидов и Авраамов, то не сомневайся уже, что и ты, сын Адамов, будешь сыном Божиим. Не уничижил бы Он Себя напрасно и без цели до такой степени, если бы не хотел возвысить нас. Он родился по плоти, чтобы ты родился по духу».

«Бог, – говорит свт. Василий Великий, – [явился] во плоти, действуя уже не на расстоянии, как [это было] с пророками, но сделав человеческую природу сросшейся и соединенной с Самим Собой и, таким образом, возведя к Себе все человечество через посредство сродственной нам Своей плоти». Богочеловек Иисус Христос всем людям открывает возможность «рождения свыше», но ее осуществление – свободный выбор каждого.

«Христос рождается – славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господу, вся земля!» (Пс.95:1) – обращается к нам свт. Григорий Богослов в своем «Слове на Богоявление или на Рождество Спасителя».

Эти слова вдохновили св. Косму Маиумского, создавшего канон праздника, который мы слышим в храмах за рождественским богослужением (второй канон, читаемый на утрени, составлен его родным братом прп. Иоанном Дамаскиным). С этих слов и начинается ирмос первой песни.

«И скажу, – продолжает свт. Григорий, – обоим в совокупности: да веселятся небеса, и да торжествует земля ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды».

Христос родился по плоти, и в Нем человечество рождается свыше… для чего? Странный вопрос, не правда ли? Рождаются, чтобы жить. Сын Божий – Сама Жизнь и Податель жизни – становится человеком, чтобы жить и во плоти, а мы – люди – получили бы возможность жить по духу и «унаследовать Царство, уготованное нам от создания мира» (Мф. 25; 34). Однако нельзя забывать, что рождение человечества во Христе – это для каждого из нас только возможность выбора. Без Его воплощения не было бы самой возможности, но именно возможности, а она предполагает свободный выбор.

«Избери жизнь» (Второз. 30; 19), – обращается Бог через Моисея к Своему народу, а в его лице – ко всему человечеству. К тем же, кто избрал ее, обращается Он через апостола Иоанна: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2; 10). Рождаясь в жизнь вечную через Таинство Крещения, мы избираем ее, но выбор этот подтверждать надо в течение всей жизни. До самой смерти, которая должна быть «заключительным аккордом» этого жизненного выбора, независимо будет ли кончина мученической или «естественной». Это как в музыке: финал – не прекращение, не просто последние ноты, а заключительная, органически вытекающая из, если можно так выразиться, духа произведения, часть. Жизнь избирается не только рождением, но и облечением во Христа.

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3; 27), – поется во время хождения крещаемых вокруг купели. Свт. Феофан Затворник акцентирует именно эти слова, разъясняя смысл таинства: «Крещающиеся уже потому самому, что в крещении рождаются от Бога, суть сыны Божии. Но Апостол углубляет мысль и сыновство Богу крещаемых показывает преискреннейшим в словах: во Христа облекостеся. Рождение от Бога, которое в существе то же, что и творение, не необходимо сближает с Богом рождаемого, яко творимого: он может остаться очень вдали от Бога. Но облекшийся во Христа Сына Божия, не может быть далеко от Бога. Становясь едино со Христом, существенно единится он и с Богом. Св. Златоуст говорит: „почему он не сказал: елицы во Христа крестистеся, от Бога родистеся? Потому что употребленное им выражение сильнее и величественнее. Ибо если Христос есть Сын Божий, и ты в Него облекся, имеешь Сына в самом себе, и Ему уподобился, то ты приведен чрез сие в одно с Ним родство и в тот же образ“.

Что значит облечься во Христа? Сопоставим два выражения: крещаемый получает новую жизнь, и крещаемый облекается во Христа. Выйдет, что новая жизнь есть облечение во Христа, или что то же, новая жизнь есть получение жизни Христовой, организование внутреннего нашего строя по образу Христа Господа. …Очевидно, что в крещении, дающем сыновство Богу или облечение во Христа, совершается существенное изменение всего внутреннего и нравственного строя человека. Он становится Христоподобным, а от того потом и жизнь начинается Христоподражательная».

И вот еще очень важные слова свт. Феофана: «Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами. После сего Дух Святой, пришедши чрез таинства, делает их сынами существенно, и сделав их такими, пребывает в них и научает возноситься к Богу, как к Отцу».

Сын Божий облекается в человеческое естество, чтобы исцелить его; мы облекаемся во Христа, чтобы исцелиться в Нем: «Для Него не было постыдно — понести собственное создание, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – и это создание приобрело величайшую славу, сделавшись одеянием художника. Как при первом создании невозможно было образоваться человеку, прежде чем персть взята была в руки Божии, так и поврежденный сосуд не мог бы возоб¬новиться, если бы он не сделался одеянием Создателя (выделено автором –ред.). Но что я скажу или о чем стану беседовать? Чудо изум¬ляет меня. Ветхий денми сделался младенцем; восседающий на престоле высоком и превознесенном полагается в яслях; неосязаемый, простой, несложный и бестелесный осязается человеческими руками; расторгающий узы греха повивается пеленами, — потому что Он так хочет. Он хочет бесчестие обратить в честь, бесславие облечь славою, в пределах унижения показать образ добродетели. Поэтому Он принимает мое тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, дает мне Своего Духа, чтобы, и давая и принимая, сообщить мне сокровище жизни. Он принимает мою плоть, чтобы освятить меня; дает мне Своего Духа, чтобы спасти меня. Но что я скажу, или о чем стану беседовать? Се, Дева во чреве приимет (Ис. 7; 14). А теперь говорится об этом, не как о будущем, но оно созерцается как совершившееся».

«Сердце мое расцветает, мысли мои бьют ключом, – радостно восклицает свт. Василий Великий, одновременно сокрушаясь, что «неискусен язык, и не хватает слов для того, чтобы выразить столь великую радость». И в самом деле, трудно облечь в слова то, что переживается в этот день сердцем.

Рождество Христово – это как бы преддверие Пасхи: «Ныне древние узы разрешены, – торжественно возглашает свт. Иоанн Златоуст, как бы перекидывая мост от своего «Слова на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа» к «Слову огласительному во святую Пасху», чтение которого – неотъемлемая часть пасхальной утрени, – диавол посрамлен, бесы обратились в бегство, смерть сокрушена, рай открыт, проклятие уничтожено, грех удален, заблуждение истреблено, истина возвратилась и учение благочестия повсюду рассеялось и распространилось, вышняя жизнь насаждена на земле, ангелы входят в общение с людьми и люди бестрепетно беседуют с ангелами. Почему? Потому, что Бог пришел на землю, и человек — на небо; все соединилось. Пришел на землю всецело существующий на небесах, и всецело существующий на небе всецело является на земле. Будучи Богом, Он сделался человеком, не перестав быть Богом; будучи бесстрастным Словом, Он стал плотью, — сделался плотью, чтобы обитать в нас. Богом Он не сделался, но был; а стал плотью, чтобы, Кого не вмещало небо, Того приняли ясли. Для того Он и положен был в яслях, чтобы питающий все принял младенческую пищу от матери — девы. Для того Отец будущих веков не чуждается объятий девы, как грудное дитя, чтобы сделаться доступным и для волхвов».

С Днем Рождения, люди! И дай Бог нам, стремясь к обожению, не забывать, что жизнь по духу чудесна, ибо выше естества, но сверхъестественное – не противоестественное, а облечение во Христа – не уничтожение в себе человечности, но ее очищение, исцеление, преображение и возвышение в Нем.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Почему мы не понимаем Бога?

Бог, дай нам здоровья, хлеба, рыбы и зрелищ. А что такого? Жалко, что ли?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!