«С этой «неравномерной популярностью» надо серьезно разбираться», – искусствовед Алексей Лебедев по поводу произошедшего на выставке Серова

Почему люди, мечтающие попасть на выставку Валентина Серова сломали двери? С чем связан такой массовый интерес к творчеству этого художника? Комментирует Алексей Лебедев, доктор искусствоведения.
Алексей Лебедев

Алексей Лебедев

История со сломанной дверью с музееведческой точки зрения не заслуживает внимания. Речь о технических и организационных нестыковках.  Ведь проблемы возникли из-за того, что была предварительная продажа электронных билетов, которые вроде бы давали право прохода без очереди, но на практике не получилось: выстроилось две очереди – с билетами и без. На улице холодно, народу пришло очень много, гардероб не справляется, вот люди и стали возмущаться… Не думаю, что этот сюжет можно всерьез обсуждать  с научной точки зрения. Просто организационный ляп.

А вот что действительно интересно – почему люди массово идут на одни выставки и не идут на другие, не менее интересные и масштабные.  В Третьяковской галерее одновременно экспонировались три выставки – Павла Кузнецова, Валентина Серова и Симона Ушакова. Все три интересны и заслуживают внимания. Но две стояли пустые, всем захотелось пойти именно на Серова.

Да, в какой-то мере реклама, информация в СМИ, имеет значение. Но я не думаю, что количество и качество рекламы трех выставок в одном музее радикально различалось. Так что, почему все пошли именно на Серова, одной рекламой не объяснишь. Допускаю, что иконопись  Симона Ушакова менее интересна широкой публике, но Серов и Кузнецов –  два крупных мастера, которые были, можно сказать, современниками. И «Голубой фонтан» П.Кузнецова – не менее знаковая вещь, чем «Девочка с персиками» В.Серова.  

Сработал какой-то механизм, похожий на моду. Возможно, причина в том, что П. Кузнецова в советское время продвигали мало, а В. Серов уже тогда пользовался популярностью. Тем самым его имя и произведения наложились у старшего и среднего поколения на позитивные воспоминания детства. А недавно широкая публика узнала, что Серов, оказывается, был еще и придворным портретистом, государя-императора писал. Может, это подогрело интерес. Впрочем, сказанное не более как предположения. С этой «неравномерной популярностью» надо серьезно разбираться, исследовать – и культурологам, и социологам.

Записала Оксана Головко

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии