Самое важное – христианское отношение к национально-культурному многообразию

Эта статья — отклик на серию материалов о русском языке на Украине, которые Правмир публиковал на прошлой неделе.

Проблема языка – составная часть проблемы национально-культурной идентичности. На примере истории европейских народов (более известных и культурно близких нам, чем остальные) можно выделить основные черты эволюции таковой идентичности – как для у больших наций, в давнем или недавнем прошлом имперских, так и в меньших, входивших в состав империй, и сравнительно недавно (в конце 19 или в 20 веке) ставших независимыми. Но такой подход, сохраняя внешнюю объективность, не полон, ибо не содержит христианский вектор.

Фото: gorod.cn.ua

Фото: gorod.cn.ua

На наш взгляд, христианский подход к проблеме языковой и национально-культурной идентичности другой. Он не просто может, но и должен осуществляться вне противостояния «наших» и «чужих», «настоящих православных» и «экуменистов», «почвенников» и «западников». Его суть – в уважении другого, в принятии его бытия в свое бытие, в согласии на то, что он будет рядом с тобой.

Христианское отношение однозначно будет выражаться в поддержке более слабой (по историческим причинам) культуры, в великодушном согласии сильного дать реализоваться более слабому во всем том, в чем тот ощущает свою неполноту. На юридическом наречии это называется «положительная дискриминация».

В секулярном мире известный мне положительный пример – Канада. Именно благодаря такой политике Канада до сих пор сохраняет государственное единство, несмотря на высокую «пассионарность» франко-канадцев (их нетолерантность к английскому языку на традиционно франко-говорящих территориях гораздо выше, чем к русскому в сердцевине самой патриотической Галиции). Если бы англо-говорящая центральная власть хоть в малой степени ущемляла или не поддерживала франкоязычное пространство массовой культуры, СМИ, книгоиздательство, Квебек уже через пару лет был бы независимым.

В христианском мире уже немало лет по такому пути идут различные конфессии, в частности католическая. Мессы и проповеди идут на разных языках, папа, ступая на землю какой-то страны, обязательно произносит приветствие, а затем и молитву на языке этой страны. Все это – очевидная христианская вежливость и уважение.

Христианское чувство справедливости позволяет понять причину «ущемленности» в другом, более слабом и признать свою неправоту и ошибки, даже исторические, те, которые совершались много поколений назад. Многие, например, знают, насколько болезненным для армянской нации является факт геноцида армян в Турции в 1915 году. И, не сомневаюсь, великим будет тот день для нехристианской Турции, когда она все же этот факт признает (а это, верю, произойдет).

Насколько достойным и христианским было и есть принятие Германией своей ответственности за нацистский режим и понимание необходимости, насколько возможно, компенсировать страдания потерпевшим. Нам, украинцам, нужно суметь признать свою вину, к примеру, за Волынь 1943 г. (погибло много польского мирного населения), что не мешает, конечно, видеть ответственность других сторон конфликта. Надеюсь, такую же собственную ответственность понимают и принимают за свою страну православные христиане в России.

Нам, православным, нужно научиться искать друг с другом истинное христианское единство поверх национальных барьеров. Но, чтоб вырасти до такого сознания, необходимо время – все национальные православные государства достаточно молоды и не переболели этнофилетизмом. Именно поэтому мы видим молчаливую, но упорную конкуренцию между православными церквями в среде эмигрантов – как в Старом, так и Новом свете.

И православным в России тоже придется смириться с невозможностью отстройки империи, с бесперспективностью опоры на государственную поддержку, так как государство по своей природе может только использовать Церковь для своих нужд и неспособно делать то, что хотела бы от него Церковь. По крайней мере, традиционное российское бюрократическое государство, неспособное на обратную связь и слушание своего народа.

Именно в освобождении от векового «огосударствливания» и имперских фантомных болей мы видим будущее нашей Церкви. А справедливое уважительное христианское отношение в Церкви к национально-культурному многообразию поможет решать имеющиеся национальные проблемы в обществе.

Читайте также:

Прот. Георгий Коваленко, свящ. Димитрий Шишкин, архим. Аввакум (Давиденко). Украинские священники о русском и украинском

Прот. Андрей Ткачев. В Украине нет споров о филологии

Прот. Андрей Дудченко. Языковой проблемы в Украине нет

Свящ. Александр Овчаренко. О русском языке замолвите слово…

Светлана Охрименко. Я — вымирающий вид

Прот. Виталий Эйсмонт. «Все и во всем Христос». К дискуссии о русском языке на Украине

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Просите мира Украине…

Не слишком ли многие из нас поспешили сделать выводы? Возможно, нам следует еще раз выслушать друг…

Москвич в Киеве

Все друг друга понимают независимо от языка

Жители Львова выступили в защиту русского языка

Авторы письма просили не «навязывать дончанам и крымчанам галицкий образ жизни», и обратили внимание на то,…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!