Сдалась ли без боя Архиепископия?

|

В субботу 30 марта в Париже состоялось Епархиальное Собрание Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе – аналитики сулили серьезную битву за ее независимость. Но все прошло спокойно, и Собрание согласилось на «предложение Константинополя», которое подчиняет Архиепископию митрополиту галльскому Эммануилу до ноября… как минимум!

Предыстория

Архиепископ Евлогий (Георгиевский)

Создание Архиепископии восходит к «Временной администрации русских приходов в Западной Европе» основанной святым патриархом Тихоном под руководством архиепископа Евлогия (Георгиевского) в 1921г (декреты 423 и 424 от 8 апреля). В 1931году  «Временная администрация» была упразднена Святейшим Синодом, но митрополит Евлогий преобразовал ее во «Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе» под омофором Вселенского Патриарха, куда вошло подавляющие большинство приходов. Не каноничный поступок – уход из своей поместной Церкви против воли правящего Синода и главы Церкви – объяснялся «особыми обстоятельствами» (пленение Церкви и ее руководства антирелигиозной властью, кровавое преследование Церкви и верующих в СССР) и «временным» характером решения.

Этот статус сохранился до настоящего времени, несмотря на разные перипетии ( концом Советов и объединением двух ветвей русской Церкви в 2007г. ) – до сих пор Архиепископия является объединенной церковной организацией со статусом внутренней автономии (Константинополь только одобряет кандидатов на кафедру и утверждает Архиепископа, выбранного на епархиальном Общем Собрание), живущей по особому уставу утвержденному Константинопольским патриархом. В нее входят около ста приходов и общин, главным образом во Франции, пограничных странах и Скандинавии. Недавно к ней присоединились великобританские приходы, которые откололись от Сурожской епархии РПЦ.

 Назревание кризиса

Архиепископия разделена между сторонниками и противниками сближения с Русской Церковью. После 60-и летнего отчуждения, отношения с РПЦ приняли новый курс  в 90-х годах прошлого века: встречи на разных уровнях и сослужения умножились и увенчались главным сослужением правящего архиепископа Сергея (Коновалова) с патриархом Алексием II в Успенском соборе Кремля (1995). Начались переговоры о возможном воссоединении с Церковью-Матерью, и к концу 2002 года был разработан проект Устава автономной митрополии, которая могла бы объединить все русские приходы в западной Европе. Но, Архиепископ Сергей скоропостижно скончался 22 января 2003г и политика Архиепископии круто изменилась.

1 мая 2003г на архиерейский престол был выбран епископ Гавриил Команский (де Вильдер) и Константинополь утвердил этот выбор. Отношения владыки Гавриила с Московским Патриархатом сразу «обострились», как он сам это признал в 2004 году (*), из за призыва патриарха Алексия II от 1 апреля 2003 года (практически накануне выборов) с предложением создания единой автономной митрополии в Западной Европе на основе Архиепископии, епархий Московского Патриархата и РПЦЗ. Предложение было отвергнуто епархиальным советом, владыка Гавриил послал патриарху Алексию II достаточно резкий личный ответ, обещанного им широкого обсуждения патриаршего послания не последовало, и диалог с Патриархией не возобновился. Архиепископия разделилась на два враждебных лагеря:

Влиятельное большинство, которое полностью держит епархиальный Совет и приходские советы основных приходов, сразу  развернуло кампанию против сближения с Русской Церковью. Эта позиция ярко представлена в многочисленных  заявлениях Никиты и Даниила Струве и других лиц. Она вылилась в судебные тяжбы о храмах, построенных до революции в Ницце и Биаррице, в отказе пустить патриарха Алексия II и митрополита Волоколамского Иллариона (Алфеева) в кафедральный собор на Дарю и другие мелкие раздоры.

Эта группа видит будущее Архиепископии в создании Поместной Церкви на ее основе, не взирая на отказ от такого подхода со стороны всех других православных юрисдикцией.

Активное меньшинство, представленное в особенности «Движением за Поместное Православие Русской Традиции» (OLTR), ратует, наоборот за сближение с Московской патриархией и Зарубежной Церковью (РПЦЗ), беря за ориентир упомянутое предложение патриарха Алексия, создать «самоуправляемый Митрополичий округ, объединяющий всех верных  чад русской православной традиции в странах Западной Европы, /который/ в угодное Богу время послужит основанием грядущего канонического устроения многонациональной Поместной Православной Церкви в Западной Европе, созидающейся в духе соборности всеми православными верующими, пребывающими в этих странах»

Эта группа значительно утеряла влияние внутри Архиепископии, поскольку из тех, кто хотел воссоединиться с Матерью-Церковью, многие миряне, некоторые священники и приходы перешли за последние 10 лет в Московский Патриархат или РПЦЗ, в особенности после их воссоединения 2007 года.

Кризис или перипетия?

Архиепископ Гавриил ушел на покой в январе 2013 по состоянию здоровья, и митрополит Эммануил, глава Константинопольской митрополии во Франции, был утвержден местоблюстителем до выборов нового архиепископа, которые были назначены   на 30 марта. Гром ударил 6 марта: изумленные члены епархиального Совета узнали, что Патриарх не утвердил список кандидатов из – за «отсутствия нужного спокойствия для проведения выборов», и предложил Архиепископии в послании от 4 марта:

  • временно продолжить деятельность Местоблюстителя в звании патриаршего экзарха (в уставе максимальный срок – четыре месяца);
  • выбрать на епархиальном собрании кандидата на должность викарного епископа при Галльском митрополите Эммануиле «с целью окормления религиозных и литургических нужд верующих ваших приходов с соблюдением их родного языка и родных традиций» (несущего исключительно пастырское окормление)

Общее Собрание Архиепископии, назначенное на 30 марта для выборов, было переформатировано епархиальным Советом в «неформальную конференцию, без права принятия решений».

Паствy залихорадило. В Интернет полетели открытые письма и воззвания, которые можно свести к двум темам:

  • Противники Константинопольского “предложения” видели в нем посягательство на независимость экзархата и взывали к исполнению буквы Устава: «проведение выборов и истечение полномочий местоблюстителя в четырехмесячный срок после вакансии кафедры» (т.е. до 15 мая). Этого мнения в особенности придерживалась группа ведущих и активных священников и мирян, которые обычно ратуют за создание Поместной церкви на основе Архиепископии.
  • Сторонники обдуманного подхода, среди которых и OLTR, предлагали согласиться чтобы организовать настоящее общее обсуждение ситуации и выявить консенсуальное решение (” Может быть ещё остается возможность получить в Московском Патриархате статус сохраняющий специфику Архиепископии, через прямое подчинение Патриарху Московскому или в рамках РПЦЗ” подчеркивает OLTR).

Делегация епархиального Совета срочно вылетела в Константинополь на аудиенцию к Патриарху, но тот подтвердил  твердость своей позиции. Со своей стороны, митрополит Эммануил произнес две умиротворительные проповеди, уверяя, что решения временные,  а когда страсти успокоятся, все пойдет “нормальным путем”, и аннексия Архиепископии в планы патриарха Варфоломея не входит…

Действие Устава приостанавливается : епархиальная конференция состоялась 30 марта утром, и 3 апреля было опубликовано сухое коммюнике епархиального Совета: «участвовали 188 человек; Собрание согласилось с предложением митрополита Галльского Эммануила не вносить изменения в Устав; Владыка Эммануил остается в качестве временного экзарха и местоблюстителя кафедры главы Архиепископии до 1 ноября когда пройдет уставное Общее Собрание; Об изменении устава и выборах викарного епископа Совет решит позже; Совет также составит письмо – ответ патриарху»

Из рассказов участников можно добавить, что собрались делегаты со всех концов Епархии, от Франции до Скандинавии. Практически все духовенство экзархата составило одну половину, а по одному представителю от каждого прихода – другую (эти делегаты  уже были выбраны приходами три года назад). Дискуссия была мирной, хотя оживленной. Голосования не было, и вынесенные решения составляют выражение некого консенсуса… Следует отметить, что эти решения фактически приостанавливают действие устава до ноября.

Куда идет Архиепископия ?

Дальнейший путь экзархата можно сейчас только предположить. Мне он не видится в  радужном свете.

Трудное восстановление диалога между враждующими позициями: после десятилетнего упорного отказа от всяческой дискуссии со стороны непримиримого большинства, когда представители меньшинства систематично удалялись из руководящих органов, а некоторые из них, самые выдающиеся и заслуженные, подпали под церковные наказания и отлучения, восстановление взаимопонимания в грядущее полугодие мне кажется маловероятным. Это означает, что вряд ли к ноябрю будет достигнуто «нужное спокойствие для проведения выборов».

Но, с другой стороны, оба течения ратуют за сохранение единства Архиепископии, и на этой основе готовы на компромисс, который оставляет открытым будущее экзархата. Поэтому очень вероятен вариант продления “временного положения”, с сохранением митрополита Галльского экзархом и местоблюстителем кафедры. Возможен и выбор консенсуального кандидата на пост викария, (как  было предложено в послании Патриарха), основное задание которого и будет, «найти выход из временного положения». Такая ситуация может продлится на  несколько месяцев… или лет!

Каким может быть дальнейший исход?

Оптимисты надеются, что некий консенсус будет достигнут, и найден кандидат, способный объединить враждующие течения, как это было при покойном владыке Сергии. Тогда Константинополь согласится на выборы и утвердит архиерея. Но, увы! И оптимисты разделены: одни видят консенсус, как пишет OLTR, «в решение о сближение с РПЦ и РПЦЗ» но для этого необходимо крутое изменение мнения непримиримого большинства (!); которое  готово на любое решение — лишь бы не с Русской Церковью, и продолжает ратовать за утопическую цель создания поместной Церкви через подчинение Константинополю. Надо признать, что создание поместной православной Церкви Западной Европы, может исходить из крепких канонических основ греческой митрополии, слияние с которой может и приветствоваться, да и богословские направления «Парижской школы», которые квалифицируются в традиционных кругах как «модернистское», намного шире воспринимаются  Константинопольским патриархатом, чем в Русской церкви …

– Для пессимистов Константинопольский Патриарх покончил с самостоятельным существованием Экзархата и начал постепенный процесс его растворения, сделав из него что-то наподобие «викариатства», которое  в результате будет подчиняться Греческой митрополии во Франции, тогда как благочиния в других странах будут подчинены местным греческим метрополиям, (как это уже было предложено благочинию в Великобритании). Такая сдача позиций недопустима для тех традиционных приходов, которые свято блюдут заветы их создателей, и держатся традиций Русской Церкви, помня заветы отцов и дедов. Они отойдут к Московскому патриархату напрямую, или через слияние с РПЦЗ (сам архиепископ Гавриил положил этому начало теплыми отношениями с архиепископом Женевским Михаилом (Донсковым) и историческим сослужением с первоиерархом РПЦЗ, митрополитом  Иларионом (Капралом) в Александро-Невском кафедральном соборе в Париже 20 ноября 2011г.).

Так какое теперь у Архиепископии будущее? По сути дела, сегодня  речь идет о самом существовании этой церковной организации!

Как сказал патриарх Алексий в 1995г, «Архиепископия долгое время хранила русскую православною литургическую, богословскую и культурную традицию чтобы передать ее освобожденной Русской Церкви. Она так же открыла эту традицию Западу, освидетельствовав о ее богатстве, и дала христианскому миру признанные достижения Парижской богословской школы».

За ней ее славная история… Но будущее ее не ясно!

(*) Архиепископ Гавриил (Команский): «Я — свободен и за это несу ответственность» «Русская Мысль» № 9 (4494) 4 — 10 марта 2004

 

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Премьер Франции выступил за запрет иностранного финансирования мечетей

Вальс также отметил, что необходимо обеспечить обучение имамов во Франции, а не за ее пределами

Церкви, пляжи и школы взяты под особую охрану в Италии

Префектам поручено предоставить список мест массового скопления людей и планы театров, кинотеатров, коммерческих центров для определения…