«Секретная операция» в Архиепископии

|

Виктор Лупан

На мою статью “Никита Струве и виртуальное православие” было немало отзывов, комментариев, и в России, и во Франции. По понятным причинам, самый значительный и, разумеется, недоброжелательный текст, опубликовал на своем блоге Даниил Струве, сын моего оппонента.

Его статья тоже не отвечает глобально на мои аргументы. Она посвящена в основном одному абзацу, а точнее – одной фразе. Вот мой абзац:

«Рассуждая о судьбе парижской Архиепископии, Н.Струве нарочно умалчивает то, что она сейчас переживает глубокий внутренний кризис. А ведь все было спокойно, до 2003 года. В этом знаменательном для нас году скончался Архиепископ Сергий (Коновалов). Владыка Сергий был истинным выходцем из эмиграции, глубоко русским и глубоко европейским человеком. Он свободно говорил по-русски, по-английски, по-французски, по-немецки, по-нидерландски – его мать была голландкой. В отличие от Н.Струве, Владыка Сергий оставался верным идеалам своих предшественников, а потому, готовил вместе с Митрополитом Кириллом, нынешним Святейшим, переход Архиепископии под омофор Патриарха Московского и создание Западноевропейской митрополии. То был великий проект, и секретная операция. А потому, Вл. Сергий лично печатал уставы на своем компьютере. После его кончины, все это, конечно, попало в руки нынешней епархиальной администрации. И вскоре, все сотрудники приснопамятного владыки были заменены новыми людьми. Они и поставили Архиепископию на «антимосковский» курс».

А вот отрывок из длиннющего комментария Даниила Струве:

«Мало кто заметил, кажется, эксклюзивную информацию, содержащуюся в разгромной статье Виктора Лупана, опубликованной 1 августа на сайте “Православие и Мир”. Тем не менее, если вчитаться внимательно, Виктор Лупан обвиняет покойного архиепископа Сергия (Коновалова) не более не менее, как в участии в “секретной операции” (!), готовившей канонический переворот в Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе, в тайне от паствы Архиепископии и от иерархии Константинопольского Патриархата. По словам Виктора Лупана, в  заговоре также принимал участие (нужно ли понимать – его инспирировал?) сам “митрополит Кирилл,  нынешний Святейший Патриарх, бывший тогда председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата”».

Даниил Струве

Ничего «эксклюзивного» здесь, на самом деле, нет. И Даниил Струве прекрасно это знает. Об упоминаемом эпизоде нашей церковной истории неоднократно писалось. В Париже даже был организован круглый стол, посвященный Вл. Сергию и проекту создания Западноевропейской митрополии МП.
Даниил Струве привязался к выражению «секретная операция». Видимо, больше было не к чему.

Под словом «секретная» я подразумевал – «негласная», «конфиденциальная», «доверительная». На дипломатическом поприще часто ведутся секретные переговоры, разрабатываются конфиденциальные схемы. А здесь речь шла именно о высокой церковной дипломатии. Я не обвиняю (Боже упаси!) и даже не комментирую. Я просто констатирую факт.

Архиепископ Сергий, в отличие от Митрополита Лавра, не успел довести до конца начатое дело. Как правящий архиерей Экзархата, он был уверен в том, что подавляющее большинство приходов последует за ним в момент оглашения проекта, но не исключал и того, что образуется противостоящее меньшинство. Ничего скандального здесь нет. В РПЦЗ ведь тоже произошел небольшой раскол.

В статье Даниила Струве много неточностей. Лично я в переговорах с МП не принимал ни малейшего участия. Я вообще стал заниматься церковными делами после кончины Вл. Сергия. Из сыновнего долга, если угодно. Из желания продолжить его дело.

Мы с Владыкой давно были в очень близких отношениях. Его родной брат, Александр, будучи атташе в бельгийском посольстве в Москве, сыграл еще в 1973 году ключевую роль в судьбе Лупанов. Благодаря его усилиям и незаурядным способностям, мы чудом попали в Бельгию, а не в Сибирь. А потому с семейством Коноваловых у нас совершенно особые эмоциональные связи.

Владыка Сергий, тогда еще молодой, женатый священник, был одним из первых людей, с которыми я познакомился в эмиграции. В своей брюссельской церквушке он потом крестил моих детей. На Дарю он никогда не исповедовал меня в храме, а всегда в своем архиерейском кабинете. После исповеди Владыка часто любил покурить, попить кофе и поговорить откровенно, на доверии, без свидетелей. Порой мы сидели и час, и два. Из-за этой исключительной близости я был, на самом деле, в курсе многого.

То, что Вл. Сергий лично печатал устав будущей Русской западноевропейской Митрополии, которая должна была создаваться под омофором Патриарха Московского – чистая правда. Об этом даже писал недавно ближайший его сотрудник, бывший Секретарь Экзархата Василий Николаевич Тизенгаузен. Писал в открытом письме Архиепископу Гавриилу (Де Вильдеру), нынешнему правящему архиерею.

В разработке проекта принимало участие три-четыре человека со стороны Экзархата и столько же со стороны МП. Люди это известные, но я не считаю себя вправе называть их фамилий. С французской стороны руководил проектом Вл. Сергий, а со стороны МП – Вл. Кирилл, нынешний Святейший Патриарх.

В 2004 году, Митрополит Кирилл передал мне лично в руки проект устава, разработанного на 90% Архиепископом Сергием. Это бросалось в глаза, ибо устав будущей Митрополии был очень схожим с уставом Архиепископии. Хочу добавить, для полной ясности, что с Митрополитом Кириллом я до этого не был знаком. В советские времена я вообще шарахался от храмов МП.

Почему он передал устав именно мне? Просто потому, что я был известным французским журналистом, спецкором «Фигаро» с 15-летним стажем и духовным сыном Вл. Сергия. А сделал он это по рекомендации Василия Николаевича Тизенгаузена. Они были давно и хорошо знакомы.

Вот и все! Ничего скандального, на мой взгляд, здесь нет. Это происходило почти 10 лет тому назад и является частью истории русского православия за рубежом. Использовать эпизод сейчас для новой полемики мне представляется скучным и неуместным.

Я привязан к Архиепископии ничуть не меньше, чем Даниил Струве. Мы просто представляем два противоположных течения зарубежного православия. Вместо того, чтоб спорить в Интернете и ругаться на приходских собраниях, нам следовало бы создать инициативную группу, помолиться вместе и подумать о том, как выйти из тупика.

Виктор Лупан

Читайте также:

Никита Струве и виртуальное православие

Христианство. Не идеология

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Патриарх Кирилл и Франсуа Олланд обсудили конфликты на Украине и в Сирии

Стороны поговорили о защите ближневосточных христиан и миротворческих усилиях на Украине

Мэр Парижа: Православные должны чувствовать себя здесь, как дома

Анн Идальго уверена в том, что Троицкий собор поможет народам установить еще более тесные связи