Семейное счастье

Откуда берется такое чудо, как семейное счастье? Какую семью мы назовем счастливой? В день семьи, любви и верности с редакцией портала “Православие и мир” делятся своими размышлениями священники Димитрий Карпенко, Игорь Пчелинцев, Илия Шугаев и Глеб Грозовский.

Семейное счастье

Протоиерей Димитрий Карпенко:

Семейное счастье

Прот. Димитрий Карпенко

Семейное счастье – это когда муж и жена любят друг друга и Бог дает им детей, которые растут в этой любви и понимании. Впрочем – это не означает, что бездетные браки обречены быть несчастными, вовсе нет. Главное – чтобы была настоящая любовь, которая, как известно, “никогда не перестает” (1 Кор. 13:8). Я видел это счастье во многих семьях, но самое большое счастье видеть его в своем собственном доме.

Рецепт все тот же – любовь, но ее по рецепту не выпишешь. Это тайна Божия, как случается так, что два разных человека встречают друг друга и понимают, что были созданы для того, чтобы всегда быть вместе. До конца понять эту тайну невозможно, перед ней можно благоговеть и, кому Бог даст, пережить.

 

Протоиерей Игорь Пчелинцев:

прот. Димитрий Карпенко

Прот. Димитрий Карпенко

Любой дар для его освоения и усвоения предполагает серьезный труд – труд души. Так  что несомненно, и блаженство, и счастье как радость пребывания в любви и мире есть от Бога. Но чтобы усвоить эти Божьи дарования, надо изменять себя, как и вообще для усвоения благодати. То есть любовь, счастье и покаяние идут рука об руку и имеют (ну для нас по крайней мере) смысл в жизни в Боге. Без Него могут быть и радость, и счастье – но относительное и преходящее. «Яко цвет сельный тако отцветет…»

Если ты хочешь жить в мире и счастье, то надо избавляться от самости, гордости, нежелания вникать в нужды и печали другого человека. Необходимо учиться любви – которая не страсть, а самоотдача, самопожертвование и т. д.

Это все известные и “банальные” вещи. Но не все готовы идти этим путем.

И просто очищать сердце – чтобы оно было более открыто Богу.

То есть просто быть христианином уже залог семейного счастья. Но именно быть, а не числиться – потому что формальный христианин может причинить много зла.

Я думаю, что и теперь хотя бы перед венчанием надо проводить молодым мысль,

что побеждает тот, кто уступает. Но это победа не ради торжества и возвеличивания над другим, а опять же ради совместного труда по возделыванию своей семьи в благодати.

Наверное, в этом и состоит смысл семьи.

И еще в детях. У нас же больше 40% семей не имеют и не желают иметь детей – ни своих, ни приемных. Это не семьи в общем-то – в них нет ожидаемой Богом полноты бытия. Потому что родители должны прорастать в детей и далее во внуков.

Я помню ситуацию у нас, правда, несколько виртуальную: как мы собрались – и у нас были и мои родители, и сестра с детьми, и бабушка, и внуки уже – то есть от прабабушки до правнучки. К сожалению, мы не смогли держать цельность такой многоступенчатой семьи – все живут порознь. Но осознание того, что у нас хоть ненадолго собирались вместе столько поколений, дает какой-то восторг.

Для семейного счастья необходимы не только верность, но и смирение. Наверное, смирение любви в браке предполагает и смирение перед фактом того, что ты вдруг можешь кого-то полюбить – а страсть-то рядом, враг не спит – а ищет, кого поглотити. Смирение с тем, что уже нельзя ни к кому испытать той горящей божественнный эросом преображенной страсти соединения с супругом, принять это заранее, сознательно, как факт вселенского значения, и заранее быть готовым к проискам собственных слабостей и проискам врага. Многие же идут под венец не предупрежденные – “мы сами справимся, если что”. А как «что» наступило – сил нет сопротивляться, и готовы вдруг разрушить все, что созидал Бог.

Протоиерей Илия Шугаев:

прот. Илия Шугаев

Прот. Илия Шугаев

Самые важные качества для счастливой семейной жизни – это мужественность у мужчин и женственность у женщин.

Попробую объяснить, что это такое. Мужественность проявляется в умении принимать решения и отвечать за их последствия. Конечно, эти душевные качества присущи человеку не от рождения, для их формирования требуется много времени. И пока они не созрели, в брак вступать не стоит. Личная ответственность формируется не раньше 15-16 лет. Готовность же отвечать не только за себя, но и за семью, появляется и того позже. Сегодня большинство молодых людей поздно созревают для создания семьи (не раньше 25 лет, и то при условии, что ребенок рос в правильной среде, вел правильную духовную жизнь).

Конечно, нельзя винить юношей и девушек в том, что их душевные качества развивались медленно. Ведь современная система воспитания этому совсем не способствует. Например, в детском саду дети варятся в среде своих сверстников и по большому счету ничему не могут друг друга научить. А бывает, что и дома у них перед глазами не оказывается достойного примера для подражания.

Совсем другая ситуация, когда дети много времени проводят среди взрослых – не только родителей, но и бабушек с дедушками, других учителей. В этом случае отроки скорее перенимают образ жизни и образ мышления взрослых, и скорее обретают психологическую зрелость.

Очень важно, чтобы родители смотрели на своих чад как на маленьких взрослых, доверяли им важные дела. Для мальчишек особенно важно осознавать себя хозяином в доме, который многое умеет, на которого можно положиться. Хороший пример есть в произведении Николая Некрасова – мужичок с ноготок, который чувствовал ответственность за семью уже в свои шесть лет, потому что наравне в отцом заботился о домочадцах: «Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я».

К сожалению, у нас часто бывает, что мальчик растет в условиях, которые не способствуют развитию в нем ответственности. Но это не означает, что, повзрослев, он не сможет стать хорошим мужем и отцом. Главное – желание воспитать в себе недостающие качества души, начать вести правильную духовную жизнь. Дорогу осилит идущий. А ростки нужных качеств есть в душе любого человека, каждый мальчик в подростковом возрасте хочет стать сильным, мужественным. Я вижу это, когда разговариваю с подростками о жизни. Просто не всегда естественное желание находит удачное воплощение: например, мальчишки могут проявлять свою силу  с помощью хулиганства.

Теперь немного о женственности. Для жены в первую очередь важна способность вдохновлять. Многие мужчины не могут сделать что-то стоящее только потому, что некому их вдохновить. Например, жене следует говорить так: «У тебя, дорогой, золотые руки, поэтому сделай, пожалуйста, это». А что вместо этого слышат некоторые мужья? «Ага, ты опять улегся на диван! Быстрее поднимайся и иди работать! У нас в доме все плохо, потому что ты ничего не делаешь».

Жена должна смотреть на мужа с восхищением, как на свою надежду и опору, должна верить в него. Когда мужчина чувствует такое отношение, он способен сделать очень многое. А когда его упрекают и пилят, то руки опускаются.

Женский образ очень украшают скромность, целомудренное поведение, детская чистота. На такую жену муж сможет смотреть с благоговением, как на цветок, который хочется оберегать и к которому даже страшно грубо прикоснуться. Женщине не нужно стремиться быть как можно более вожделенной (даже для собственного мужа). Лучше, если она сумеет вызвать к себе чувство нежности, даже отеческое чувство, чтобы мужу хотелось ее защищать. Нести в себе такую детскую чистоту проще тем, кто не знал греха. Всегда лучше сохранять душу от грязи, чем потом смывать грязь.

Но бывает и чистота, которая произрастает не от девства, а сознательно приобретается в течение жизни. Есть много примеров покаявшихся грешниц, например, Мария Египетская, которая жила в блуде, но смогла прийти к святости. Поэтому у каждого есть надежда вернуть себе утраченную чистоту сердца.

Мы часто считаем, что наш супруг далек от идеала мужественности или женственности. Но не стоит пытаться его переделывать, потому что это самое неблагодарное занятие. Проще измениться самому. Жене – стать более женственной, то есть нежной и ласковой, перестать самостоятельно принимать все решения. Когда мужчина видит, что кроме него принимать решение некому, он рано или поздно начнет принимать их сам. Мужу надо постараться проявлять мужественность, то есть быть надеждой и опорой для своей семьи. Тогда и жена станет более мягкой и спокойной, потому что ей не придется лишний раз беспокоиться и  делать лишних движений. Даже когда только один из супругов займет в семье правильную позицию, ситуация начнет улучшаться.

Человеческая душа не терпит одиночества – ни в духовном, ни в психологическом плане. Пока душа не найдет Бога, она будет метаться. Точно так же, пока человек не реализует свое желание быть вместе с другим человеком, он мается, ищет что-то, но не всегда даже умеет правильно распознать в себе истинное стремление.

Слово «счастье» в русском языке, да и в других языках, этимологически означает «со-частие», то есть соучастие в жизни другого. Пока живешь в своей скорлупке, счастье недостижимо – ты никого не любишь, но и тебя никто не любит. Это очень страшное ощущение. Комфорт, который способен обеспечить себе человек-одиночка – ничто по сравнению с радостью, которую дарит глубинное общение с другим человеком и ощущение, что ты лучше всех понимаешь свою вторую половину, а она – лучше всех понимает тебя.

Настоящее счастье достигается, только когда двое живут единой плотью. Это не просто гипербола или красивая фантазия. Идеала можно достичь, пример тому – житие святых Петра и Февронии.  Будучи разделены, они продолжали жить единой судьбой, а умерли в один день и час. Итог их жизни, на мой взгляд, наиболее поучительная часть их жития.

Иерей Глеб Грозовский:

Что такое семейное счастье? Когда слышишь слово счастье, то от самого этого слова в  душе рождается светлое ощущение радости бытия, соучастия. Счастье это гармония духа, души и тела. Когда тело подчиняется душе, а душа духу. Не лебедь, рак и щука, как в басне Крылова, а когда разуму, подчинены чувства и движения плоти. Посмотрите к каким катастрофическим  последствиям могут привести телодвижения, не подчинённые духу. Тело увидело красивую женщину и пошло по призванию низменных потребностей на греховное дело. А разум говорит не в этом семейное счастье… А  тело ни с кем не советуется, оно просто хочет, идёт и делает, оно не думает о последствиях.

В Троицком листке Луга Духовного есть такой рассказ. Однажды жена узнала об измене мужа. Она плакала горькими слезами и просила Бога простить мужу его грех. И когда муж собрался на работу, жена, ничего не говоря, со слезами на глазах благословила по обыкновению мужа. И когда они прощались, супруг не выдержав, упал на колени и попросил у жены прощения, да так, что больше не возвращался к своему греху.  Это было искренним покаянием мужа. И благодаря долготерпению жены брак сохранился,  вернулось счастье и гармония в отношениях.

О, как важно подчинить тело духу, дабы избежать развала семьи. Сегодня в России больше 50 процентов разводов, каждый второй заключённый союз любящих людей разваливается. Разве это любовь? И причины здесь хотя и разные, но смысл одинаков. Мысли тянут в одно место, чувства в другое, а тело на сторону. Сегодня каждый день в России выносят вердикт внутриутробным детям, которым не дают ни малейшего шанса родиться. И таких беззащитных малышей умерщвляют более 10 тысяч каждый день! Можно ли строить счастье на детской крови? И тем не менее среди называющих себя православными есть люди, продолжающие жить с нераскаянным сердцем, продолжающих совершать грех. А сколько женщинам приходится терпеть от мужей, подчинённых страсти к алкоголю, табаку и разгульному образу жизни? Над сколькими в семьях совершаются насилия, побои?

Сегодня достаточно много семей испытывает кризисное состояние. Но, каждый в глубине души хочет семейного счастья, этой иерархичности, гармонии бытия. И чтобы достичь этого состояния, надо связать страсти благими помыслами.

Предположим семья сложилась, она полноценна и абортов не было, и муж не блудник и не пьяница,  а счастья нет – есть ли шанс еще что-то исправить?  По этому поводу вспоминается одна история.

В одном городе жила супружеская пара. Жили они долго, но всегда чувствовали, что чего-то не хватает им в отношениях. Чего они только не перепробовали и, прожив 20 лет, расстались. Расстались, чтобы соединиться в союз уже не рушимый. Оказалось, что строили они свою жизнь без фундамента, хотя и были в детстве крещены, но не воцерковлены. Очутившись в крайне несчастном состоянии, оба они пошли каждый в свой храм поставить свечку. Там им повстречались люди, которые пригласили их на  огласительные беседы. После курса катехизации они встретились, чтобы повенчаться и никогда уже не расставаться.

Конечно, если бы эти супруги с детства были бы воцерковлены, им не потребовалось бы разбивать фарфоровые сердца, чтобы собирать их в дальнейшем по осколкам. Ещё очень важно ребёнку в подростковом возрасте объяснить разницу между любовью и влюблённостью. И лучшим примером здесь будет рассказ Патриарха Кирилла.

Пришла к Владыке молодая пара просить благословение на брак, а он взглянул на них и спрашивает молодого человека: «Ты любишь свою невесту?» Тот ответил, что очень сильно её любит. Тогда владыка говорит ему: «Представляешь, вот вы сейчас едите домой, получили от меня благословение на венчание и вдруг авария и твоя возлюбленная становится инвалидом на всю жизнь. Готов ли ты тогда повторить свои слова?» И уже не надо было слов, достаточно было видеть реакцию на лице молодого жениха. Вот как сильно отличается любовь (жертвенность) от поверхностной влюблённости. Это очень важно донести до желающих иметь семейное счастье.

И последнее. Без взаимной любви и верности невозможно семейное счастье. Приведу яркий пример для меня того, как быть счастливым:
http://azbyka.ru/grozovsky/n_biografia/zinaida_grozovsky.html

С праздником, дорогие христиане!


Вы прочитали статью Семейное счастье – что это такое и где его взять? Читайте также:

Матушка Галина Соколова. «Как создать счастливую семью». Часть 1. Предаться воле Божией

Матушка Галина Соколова «Как создать счастливую семью». Часть 2. Любовь нужно подкармливать

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Тайный вред: как усыновленные в России ищут свое прошлое

Закон защищает тайну усыновления, но возводит в приемной семье стену недоверия

Чиновники против Евангелия – в чем причина?

Люди не понимают разницы между Царством Божиим и государством человеческим

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: