Отвергает ли Христос католиков?

|
Среди отзывов на совместное заявление Патриарха и Папы были и такие, которые выражали недоумение самим его тоном – ну почему было не сказать прямо, что католики – еретики, совершенно чуждые спасения, и не призвать их покинуть их гибнущий корабль и перебраться к нам?

Отчасти такую жесткую позицию можно понять как реакцию на популярнейшую современную ересь – «неважно, как веровать, важно быть хорошим человеком». Евангелие говорит, что веровать очень важно – в лице Иисуса Христа мы встречаем самого Бога, и наше решение отозваться на Его слова покаянием и верой или закоснеть в неверии и противлении – определяет нашу вечную участь.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

А для человека, который поверил, что Иисус подлинно есть тот, Кем Он Себя называл – Господь и Спаситель – очень важно быть ревностно послушным Ему, и во всех отношениях следовать Его воле. Поэтому всё в вере важно; ни на что нельзя просто махнуть рукой.

Однако не всё важно одинаково. Всякое заблуждение прискорбно, не все заблуждения одинаково пагубны. Есть разница в том, заблуждается ли человек относительно личности и деяний Спасителя или заблуждается он относительно полномочий Папы Римского.

Незамечание этой разницы и зачисление всех, кто не разделяет православие во всей полноте, в погибшие еретики, ведет к явно разрушительным последствиям.

Жесткий конфессионализм, вера в то, что за пределами нашего вероисповедания сразу же наступает ад, ведет к расколам. Он не укрепляет приверженность к Православной Церкви, а, напротив, подрывает ее.

Поясню, о чем идет речь. Вот был такой московский католик, Фридрих Гааз. Немец, врач, прекрасно устроенный в жизни человек с хорошими связями, который употребил все свои силы и влияние на то, чтобы облегчить участь заключенных. То есть человек верил во Христа как в Бога и Спасителя, возлагал на Него надежду спасения, проявил свою преданность Ему в усердных делах милосердия.

Теперь я читаю, что он вместе с прочими католиками должен быть лишен спасения – поскольку об этом есть соответствующий набор цитат из святых. То есть я должен себе представить, как предстал Фридрих Гааз перед Христом, а тот ему и говорит – «Я был голоден и ты дал Мне есть; наг, и ты одел Меня; был болен и в темнице – и ты пришел ко Мне; но как ты имел неправильное мнение о примате римского епископа, то и отойди от Меня, проклятый, в огонь неугасимый, уготованный диаволу и ангелам его».

В Евангелии сказано, что надо веровать, хранить заповеди, приступать к таинствам. Но, оказывается, к обетованиям Христа прилагается некий мелкий шрифт: даже если человек делал всё это со всем возможным усердием, но имеет ошибочное мнение в каких-то вопросах церковного устроения и принадлежит через это к неправильной общине, он всё равно отправляется к диаволу и ангелам его.

Но стоит нам исповедать эту «доктрину мелкого шрифта», как наша собственная церковная принадлежность оказывается предметом сомнений. Потому что тут же являются какие-нибудь суровые раскольники из числа каких-нибудь «истинных православных» и говорят, что Русская Православная Церковь и даже мировое православие удалилось от канонов и погрязло в грехах, так что уже является безблагодатным сборищем, истинные же таинства совершаются только в немногих «уцелевших» среди «всеобщей апостасии» «истинных» общинах.

При этом раскольники такого рода обычно прекрасно подкованы в чтении мелкого шрифта, и все нужные цитаты знают наизусть – так что неготового к подобным словесным битвам прихожанина Русской Православной Церкви Московского Патриархата быстро приведут в молчание.

Поэтому одно дело сказать «мнение о примате Рима ошибочно, и нам не следует его придерживаться», другое – «католики чужды Христа и лишены спасения».

Фото: stylepinner.com

Фото: stylepinner.com

Допустим, миллионы людей, исповедующих Иисуса Христом, Богом и Спасителем сообразно вере апостолов и Вселенских Соборов, ревностно служащих Ему, на самом деле отвержены из-за того, что имеют ошибочные мнения по некоторым вопросам. Но что тогда можно ответить раскольнику, который скажет, что католики, конечно, пропащие безблагодатные еретики, но и РПЦ МП не лучше?

Я знаю, что отвечу – Христос не отвергает тех, кто уповает на Него и служит Ему.

Но я-то не верю в мелкий шрифт – потому что если верить, то да, выходит, Христос как раз отвергает тех, кто верит, и уповает, и служит, если они принадлежат к неправильной общине. А какая община неправильная? Так это вам сейчас начитанные в Отцах и канонах раскольники в деталях разъяснят.

Таким образом происходит явление, которое Сергей Сергеевич Аверинцев называл «экклезиологической паникой», когда человек всюду видит сплошное отпадение и бегает между разными фундаменталистскими расколами в поисках самого «истинного», где хоть какую-то надежду на спасение можно питать.

Кроме того – и мы это наблюдаем воочию – и изнутри Церкви обвинения во «всеереси экуменизма» очень быстро начинают раздаваться в адрес священноначалия, люди уверяют себя в том, что они остались среди немногих носителей истины среди общего отступления – что ведет к расколу вроде того, который пытался учинить несчастный бывший епископ Диомид.

Поэтому одно дело констатировать разногласия. В том числе разногласия, препятствующие церковному общению. Другое дело – говорить, что эти, по нашему глубокому и обоснованному убеждению, ошибочные, воззрения отторгают людей от Искупления, делают их совершенно чуждыми Христу.

Одно дело сказать «брат, ты не прав», другое – «не брат ты мне».


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Через Пассию – к Пасхе

Сказать «Христос воскресе!» всегда и правильно, и радостно

Антихрист все спишет, или О сидении в землянке

Нам следует радоваться, что голос предстоятеля нашей Церкви слышен на мировой арене

Есть ли благодать у католиков?

Люди, которые отрицают надежду для католиков, отрицают надежду и для себя