Христос идет навстречу страданию, смерти и аду

|
В очередном выпуске своего шоу «Кофе с сестрой Вассой» инокиня Васса (Ларина) рассуждает о Прощеном воскресенье и о человеческой тоске по раю.

Здравствуйте!

Меня зовут сестра Васса. Я очень рада, что мы еще раз собрались в нашей студии в Вене, в Австрии за чашкой кофе! Начинается Великий пост. Мы поговорим об этом воскресенье – о Прощеном воскресенье, когда мы просим прощенья друг у друга и сами тоже прощаем всем всё и освобождаемся от обид и злопамятности.

К этому неплохо немного подготовиться. Может быть, составить список своих проблематичных взаимоотношений, прежде всего, с самыми близкими, с родными, с коллегами по работе, с друзьями и т.д. Полезно на всё это посмотреть заранее молитвенно и милосердно, то есть с пониманием нашего общего падшего человеческого состояния. Всем бывает трудно, и у всех свои слабости и недостатки. Надо посмотреть – «в чем я руководствовался самолюбием или эгоизмом, или каким-нибудь человеческим маловерным страхом?» Может быть, вы задели слабость или страх другого человека.

Затем сердечно искренне помолитесь обо всех этих людях, и всё это отпустите от сердца. Мы испрашиваем прощения у всех, особенно у близких, но, если надо, и у дальних. Например, если кого-то обидели в интернете. Таким образом мы вступаем с облегченной, очищенной совестью в первый день Великого поста, в Чистый понедельник.

В Триоди постной в это воскресенье вспоминается падение Адама и Евы и изгнание из рая Адама. Надо заметить, что песнопения Триоди особенно останавливаются на плаче Адама по раю. Вы все, наверное, знаете, что в самом начале Ветхого Завета, в 3-й главе Книги Бытия описывается, как согрешили Адам и Ева, и как они были изгнаны Богом из рая. Но почему эта история, которая многим кажется сказкой для детей, важна для нас?

Она важна, потому что многие люди читают Библию неправильно или поверхностно, или плотскими глазами, не вникая в духовную суть повествования. За это воскресенье нам предлагается вникнуть духовными глазами в эту историю и узнать нечто очень важное в себе и о себе, особенно в плаче Адама. В той глубокой скорби человека по тому, что он потерял.

У нас у всех, если мы внимательно к себе относимся, есть чувство общечеловеческой печали. Некоторые это называют «тоской». Многие из нас постоянно заняты тем, что пытаются заглушить это чувство всяческими развлечениями или иными средствами. Кто-то уходит в видеоигры, кто-то ни на минуту не может быть наедине с собой, постоянно как зомби сидя у своего компьютера, кто-то утешается алкоголем или наркотиком. Но мы призваны обратить внимание на эту дырку в нашем сердце и узнать настоящую печаль по райскому блаженству, которое создано для нас, для которого мы созданы.

В чем заключалось блаженство, по которому мы все тоскуем? В раю Адам и Ева наслаждались близким общением с Богом, а также полноценным общением и гармонией общения друг с другом и со всей тварью. Именно это утерянное единство общения, которое мы призваны вспомнить в это воскресенье, перед началом поста, именно эти единство и гармонию восстановил и открыл нам Христос, Который в Себе соединил Божество и человечество и взял на себя всю нашу тоску, нашу смерть и даже наш ад, чтобы нас оттуда вывести.

Мы почитаем сейчас немного из Книги Бытия об изгнании Адама из рая.

После грехопадения, то есть после того, что Адам и Ева «ели от дерева познания добра и зла», потому что змей сказал им, что они не умрут, как сказал Бог, а наоборот, будут «как боги», Бог приходит и спрашивает Адама и Еву о случившемся и высказывает им, а также змею-искусителю их наказание. Об этом вы можете сами прочитать в 3-й главе Книги Бытия, а я сейчас прочитаю только самый конец этой главы (Быт. 3:22-24):

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Заметим, дорогие, слова Бога «вот Адам стал, как один из Нас, зная добро и зло». Человек захотел стать кем-то, и именно богом, но без Бога, вне единства с Богом. Человек хотел, по сути дела, измениться и быть лучше, но сам по себе, пренебрегая Богом, и человек действительно изменился, потому что ему Бог дал такую богоподобную свободу принимать решения и даже меняться в определенном смысле, но на самом деле «быть» или «стать» чем-либо человек, как тварь, не может. Только Творец – Сам Бог может небывшее приводить в бытие. Он есть само Бытие. Это очень важно понять.

«Аз есмь Сущий» (Исх. 3:14), – говорит Бог Моисею.

То, что предлагает змий, то есть дьявол, приносит «не-бытие». Дьявол не может творить, создавать бытие и помогать нам расти в нашем Богоподобии, для которого мы созданы. Так что человек может и должен расти и изменяться к лучшему, потому что Бог и создал время, как особый дар нам, чтобы мы изменялись. Но изменялись не без творческой силы и содействия Его, Бога.

Когда мы, как Адам и Ева, устремляемся к самоулучшению в какой-либо форме вне Бога, то такое решение нас ломает, так как мы лишаемся источника нашей целостности, то есть нашей жизни, потому что от нашей целостности зависит жизнь, то есть соединение нашей души с телом, а смерть есть разделение и, в конечном итоге, отделение души от тела. Начало смерти – это наша внутренняя разломленность и раздробленность. Это происходит от нашего вольного отторжения от Бога. Нас также ломает и приводит к смерти грех, в том смысле, что мы отделяемся друг от друга, создаем дистанцию и нарушаем гармонию среди всей твари. Это тоже происходит от нашего греха и исходящей от греха смерти.

Но Бог не оставил нас в таком состоянии и стал (именно стал, потому что только Он может стать тем, кем не был и привести в бытие не бывшее прежде) одним из нас, когда Единородный Сын Божий стал человеком. Через Него, через общение со Христом, Который называется новым Адамом, нам дается новое Дерево Жизни – Его спасительный Крест.

Почему Христос умер на Кресте и прошел всё самое страшное: наше страдание, нашу смерть и даже наш ад? Он взял на Себя все последствия нашего греха, нашего неправильного саморазрушительного выбора и понес всё это на своих плечах, потому что только Он мог победить всё это.

Заметьте, что Христос не побеждает всё это путем избежания, Он идет навстречу этому, проходит через всё и, таким образом, это попирает. Вот что значит «Смертию смерть поправ». Так и мы не будем избегать Крестного пути, а последуем за Христом, Который нам предлагает и дает расти и становиться такими, какими мы призваны быть по Его образу и подобию в полноценном общении с Ним и друг с другом. Начнем Великий пост с углубления в светоносные тайны Спасения, чтобы, начав с плача Адама, подготовиться к Празднику праздников – Пасхе, победе Христа над нашей тоской и над нашей смертью.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Боль – признак того, что вы живы

Священник Сергий Круглов о клинической смерти и возвращении

Для чего умер Христос

«И запомните: всё, что вы делаете, вы делаете неправильно»

Великий Пяток. Цена свободы от греха

Подлинное, настоящее добро в падшем мире не может привести никуда, кроме Голгофы