Школьники: Тревожные симптомы и вера в успех (онлайн-интервью с Екатериной Бурмистровой ч.1)

Отдавать ли детей-погодок в один класс? Что делать, если у ребенка проблемы с вниманием? Как быть, если школьник не хочет учиться? На эти и другие вопросы, заданные читателями ПРАВМИРа в ходе онлайн-интервью, отвечает семейный психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

Екатерина Бурмистрова.
Семейный психолог, специалист по вопросам семейного консультирования, проблемам детско-родительских отношений, возрастной психологии, автор проекта “Семья растет”: www.semya-rastet.ru Мама девятерых детей.

От Екатерины Бурмистровой: В первую очередь, хочу отметить, что возможности дистанционного консультирования не очень велики. Люди стараются хорошо и полностью излагать ситуацию, однако в любом вопросе информации будет недостаточно. Поэтому эти ответы нельзя рассматривать как жизненное руководство. Совещательный голос нельзя переоценивать. Я не прозорливец и не гадалка.

Второй момент. Если спрашивают духовника и получают ответ, то другого ответа искать уже не нужно. Мнение духовника – окончательное, если духовное руководство такого типа. Если есть желание узнать мнение психолога, нужно сначала узнать мнение психолога и с этим мнением идти к духовнику, а не наоборот. Иначе психолог попадает в дурную ситуацию – опровергает мнение человека, облеченного саном.

Дошкольник

Здравствуйте! Планируем отдать дочь в школу с 6,5 лет. Девочка развитая, в детском саду мы перескочили из младшей группы сразу в старшую, минуя среднюю, по советам воспитателей и психолога. В этом году пойдем в подготовительную и будем посещать подготовительные занятия в школе. Остаться в саду еще на один год у родителей нет возможности, а у ребенка желания… Как психологически подготовить ребенка к школе? Спасибо.

Екатерина Бурмистрова

Если бы речь шла о мальчике, то с уверенностью более 70% я бы не рекомендовала отдавать его в школу в этом возрасте, потому что это может стать колоссальной ошибкой, которая скажется и на уровне первого, и на уровне 4-5 классов, и на уровне окончания школы. Тут дело не столько в интеллектуальном развитии, сколько в волевой и эмоциональной зрелости.

Общее правило таково: лучше позже, чем раньше. Потому что нежелание учиться в начальной школе труднопреодолимо. Маленькие дети быстро наигрываются в учебу, и бывает, что с этим ничего нельзя поделать.

Здравствуйте!

Мой сын идет в 1-й класс. 7 лет исполняется в конце ноября. В школу хочет. Мальчик спокойный, по характеру – философ-наблюдатель, интересуется животными, пока собирается стать биологом. Наша проблема – невнимательность. Делает ошибки в тестах, даже когда знает, как правильно. То же на улице и дома: может витать в облаках и не слышит, когда просят что-то сделать (со слухом проблем нет). Как нам победить невнимательность? Спасибо!

Вполне вероятно, что невнимательность пройдет сама по себе. Между семью и восемью годами созревают определенные зоны головного мозга, формируется произвольное внимание. Но если к октябрю-ноябрю проблема не исчезнет, то могут быть рекомендованы специальные занятия с психологом или с педагогом.

Очень важно за такие вещи ребенка не ругать, понимая, что он не дурака валяет или не увиливает от занятий – у него сложности на уровне нейрофизиологии.

Фото: SnoopyDen, photosight.ru

Сейчас есть много упражнений на внимание. Но не нужно покупать их в магазине бездумно. Лучше, если упражнения будут индивидуально подобраны. Сейчас во всех городах (не только в Москве) существуют бесплатные центры коррекции внимания. Небольшой толчок в виде занятий может помочь ребенку, потому что в противном случае у ребенка может сформироваться неуспешность. Для мальчиков это очень важно.

Здравствуйте, Екатерина. В этом году идет в первый класс наш старший сын, а в следующем году – дочка. Как Вы думаете, больше хорошего или плохого будет, если записать дочку в класс к старшему брату? Читает она у нас с двух лет, неплохо рисует, разговаривают обо всем на свете целыми часами. Если дочка пойдет в первый класс, то они с братом будут учиться в разные смены, т.е. видеться будут совсем мало… Тут нужно еще добавить, что у этой парочки есть еще двое младшеньких и, конечно, маме будет проще, если старшие будут в одной связке. Что посоветуете? Екатерина из Перми.

В таких ситуациях я не рекомендую отдавать детей в один класс, даже если это удобнее родителям. Это усиливает и без того сложную и сильную связку погодков и, возможно, немного снижает уровень старшего ребенка. Получается, что младший подтягивается и ведет себя как более развитый, а старший ориентируется не на свой возраст, а на возраст младшего.

Но есть много факторов, которые нельзя учесть, не зная: насколько это неудобно родителям, какие педагоги берут классы.

О том, что дети будут мало общаться между собой, переживать не нужно: им достаточно даже часа в день, а есть еще выходные и каникулы.

Школьник

Мой сын идет в 5-й класс. Оценки – 4-5, бывают текущие тройки, школа – языковая. Проблема в том, что учиться он не хочет, каждый день дома истерики, из школы приходит, первым делом – слезы, жалобы “как много нам задали”. Говорит, что учится только ради нас, а сам он лучше станет бомжем или консьержем в подъезде, что знания ему не нужны, и вообще “отстаньте все от меня!” У него проблемы с концентрацией внимания. Очень жалко, потому что парень умный и способный, но на корню губит в себе желание узнать что-то новое, портит нервы себе и всем вокруг из-за этих уроков. Я предлагала перейти в другую школу, которая, может быть, будет легче, но он категорически отказывается (боится менять обстановку). Что делать – не знаю, уже в ужасе перед наступлением 5-го класса. Что Вы посоветуете?

В подобных ситуациях нужно быть особенно аккуратными, потому что пятый класс, переход к средней школе – это очень сложный момент, особенно для мальчиков. Когда мальчики чувствуют неуспешность, у них гораздо больше шансов махнуть рукой на все. Тем более, тревожные признаки уже есть: если он говорит, что готов быть консьержем, значит, в семье, возможно, присутствует чрезмерное давление, связанное с выбором профессии. Возможно, у ребенка не складываются отношения с учителями в школе, что усиливает конфликт.

Нужно находить то, что ребенка радует: спорт или другие занятия в свободное время. Не надо думать, что если в пятом классе ребенок не рвется учиться, то так будет до конца школы. Очень важно не перенапрячь, чтобы к старшим классам желание учиться не пропало совсем. Но если он отказывается менять школу, то лучше не делать этого насильно. Для него, видимо, имеют значение не только нагрузки, но еще и отношения с ровесниками.

Добрый день, Екатерина. Моя дочка идет во второй класс Православной гимназии, у нее есть определенные трудности по первому классу. Она часто врет, выкручивается, не делает уроки, дома у нее в последнее время обнаружилась привычка перерывать все вещи вокруг и ломать, причем вполне осознанно важные чужие вещи. Ни уговоры, ни наказания не помогают, в ответ угрозы – “убегу из дома”. Хотя в церковь ходить любит и приступает к таинствам сама, без напоминания и без нажима с моей стороны. Как быть? С уважением, Татьяна.

Фото: speakeasy, photosight.ru

В вопросе неполное описание ситуации. Ломание вещей – это довольно тревожный симптом. У ребенка нервный стресс, не связанный с учебой, скорее всего, социальный. Нужно понять, что с ней происходит. Может быть, это чувство, что у нее нет того, что есть у большинства одноклассников. Возможно, каких-то предметов.

Очень важно не ругать за эти поломки (хотя обидно, когда ломают ценную вещь), а пытаться поговорить, не вставая в позицию противника: «Ты хорошая девочка, что с тобой происходит?»

Ребенок не начинает врать на пустом месте. Это следствие нажима или стресса. Надо понять, что является причиной в данном случае.

Наш сын озорной, подвижный, смышленый, не агрессивный, но с претензией на лидерство. А его друг – сильный и волевой, умный, но имеет замашки диктатора. Наш сын тянется к нему. Не раз сын приходил домой в слезах, говоря, что Егор дал ему  “последний шанс быть его другом” за какой- то проступок. Мы призывали его посмотреть на Егора с другой стороны – объективно. Как помочь сыну стать независимой личностью и не попадать под влияние других ребят?

К сожалению, не все качества возможно сформировать. К таким качествам относится и расположенность к независимости.

Видимо, у мальчика есть задатки к лидерству, но он не жесткий лидер. Я бы в такой ситуации рекомендовала искать альтернативное общение в секциях, кружках, студиях. Чтобы, кроме Егора и отношений в классе, были какие-то еще значимые для сына отношения.

Можно посмотреть фильм, в котором крутой браток был бы похож по замашкам на Егора, и где такое диктаторство высмеивается. Почитать книжку, где есть дружба без отношений типа «начальник-подчиненный», например, «Петров и Васечкин», где друзья – это просто друзья.

Важно воспринимать эту ситуацию не как травмирующую, а как обучающую для сына. Если он в таком гибком, пластичном возрасте научится справляться с трудностями в отношениях, потом ему будет просто и в старшей школе, в институте, в армии. Но при этом родителям рекомендуется держать ситуацию под контролем.

Екатерина, один из “трендов” нынешнего среднего образования – переход на дистанционное обучение, экстернат. Как Вы относитесь к такой практике, и с точки зрения психолога, и с точки зрения мамы? Для кого она может быть полезна, а кому – вредна? Виктор Судариков.

Отношение к экстернату у меня неоднозначное. Есть дети, которым это подходит (например, интравертированные дети), есть и такие, которым это не подходит. Общительному ребенку экстернат перенести будет сложно, если нет интенсивного общения с ровесниками на занятиях другого рода.

Экстернат – это другая нагрузка для ребенка, другая степень ответственности для родителей. Случаев, когда экстернат действительно подходит и ребенку, и семье – не так уж много. Бесконечно расширять эту практику мне кажется совершенно нецелесообразным.

Здравствуйте Екатерина! Мы живем в Германии, через год у дочки начинаются так называемые уроки полового просвещения. Мы решили писать отказ. Но мы будем единственные в школе, кто это делает. А дочка у меня очень стеснительная и у нее проблемы в общении с одноклассниками, социофобия. Правильно ли мы решили, и как можно поддержать ребенка? Спасибо.

Можно понять желание родителей написать отказ, но нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения дочери. Ставить ребенка в положение изгоя – значит обречь его на очень большое испытание.

Я бы рекомендовала родителям подробно проанализировать программу сексуального просвещения. Они бывают довольно пуританские, составленные на основе католических разработок, не травмирующих ребенка. А бывают, действительно, очень вредные. Родителям надо оценить «степень токсичности» программы перед тем, как принимать решение.

Если вы решите, что возможность участвовать в этой программе есть, то я бы рекомендовала предварить рассказ, который ребенок услышит на уроках, рассказом родителей – в том целомудренном ключе, который семье ближе.

Этот год для моих детей будет трудным. В конце октября мне предстоит рожать четвертого малыша. И это при том, что мы приняли решение жить вдали от папы горячо всеми любимого и всех родных. Папа нас навещает регулярно, и на время его приездов в семье воцаряется мир и спокойствие, но жить вместе у нас пока не получится (из-за жилищного вопроса).

Вопросов же много. Первые два касаются старшего сына-третьеклассника. Он вполне самостоятелен во многих вопросах, но не в приготовлении домашнего задания. Без напоминания и контроля с моей стороны домашняя работа забывается или делается крайне небрежно. Как ему помочь – ведь я просто не смогу его контролировать?

И второй вопрос – можно ли научить аккуратности в тетрадях, если ребенок просто не понимает зачем это нужно? Он умный мальчик и много знает, но пишет небрежно и со множеством исправлений.

А еще один вопрос про дочку-второклассницу – она просто не принимает критики в свой адрес относительно учебы и чрезвычайно расстраивается, когда что-нибудь не получается. А еще во всем себя сравнивает с братом – и гордится тем, что сравнение в ее пользу. Первый класс она закончила на отлично, но боюсь, что второй таким легким не будет. Как ей объяснить, что неудачи в учебе вполне допустимы?

Заранее благодарна! Татьяна.

Я противник разлучения семьи в кризисный момент (а рождение следующего ребенка – это хороший, нормативный, но – кризис). Если есть хотя бы малейшая возможность воссоединить семью – надо это сделать. Этот школьный конфликт с перегруженной мамой приведет к тому, что она станет строже относиться к старшим детям. Если не получается воссоединиться, то, может быть, имеет смысл отдавать старших детей бабушке.

Про аккуратность ответ скорее отрицательный, потому что неаккуратность – один из наиболее сложных моментов в начальной школе для мальчишек. Тут важно не на аккуратность напирать, а сохранить в ребенке веру в свои успехи. Я бы дала совет поощрять удачи. Если аккуратность все-таки присутствует, хоть и минимально, то не стоит заставлять переписывать.

Фото: Арина Сорокина, photosight.ru

Про неуспешность девочки можно и нужно разговаривать, рассказывая ей истории из жизни родителей, друзей, когда им ставили не пятерки, а тройки, рассказывать пословицы о том, что «тяжело в учении – легко в бою», кто не ошибается – тот не выигрывает, говорить, что ошибка более ценна, чем успех. Смотреть с ней детские фильмы на эту же тему, читать детские рассказы. Но самое важное – это рассказы из жизни. Чтобы ребенок понял: ошибка не есть провал.

А противопоставление брату я бы постаралась оттормаживать. Нужно четко говорить, что девочкам в начальной школе легче, но когда брат будет в восьмом классе понимать хорошо физику, то как бы не пришла его очередь задаваться. У всех разные дары.

Старшеклассник

Уважаемая Екатерина! Моя дочь Настя с 1 по 8 класс замечательно училась, была добрым, веселым, отзывчивым ребенком. Но пришла беда. Школу ликвидировали, а в это здание въехал “крутой” лицей. Директор сразу заняла позицию, что обычным детям в лицее не место. И потихоньку один за другим прежние знакомые дочки стали уходить. Настя осталась. Коллектив на 80% новый. К середине года учеба ухудшилась, ребенок стал агрессивный, разговаривать ни с кем не хочет. Прогуливает.

В мае я в спешном порядке перевела дочь в другую школу, в которой уже учились несколько бывших ее одноклассниц. Настя обещала, что будет хорошо учиться. Но чуда не произошло. Ребенок стал вялым, приходит из школы и ложится спать до вечера. Отношения с отцом у нее испортились окончательно. В этом году Насте будет 16. Она снова идет в новую школу, так как в старой мы тоже уже не могли оставаться…

Она хочет замуж! Это в неполные-то 16! Мы с ужасом ждем, что будет в этом  учебном году. Помогите, пожалуйста, советом, как нам наставить нашу доченьку на путь истинный и не потерять ее? Сетченкова Анна.

Ситуация описана очень емко, но повторяю, что возможности дистанционного консультирования очень ограничены.

Никакая информация в этой ситуации от родителей к ребенку не пойдет. Если родители хотят что-то до своей дочери донести, нужно делать косвенно: через подруг матери, через крестных. Можно рассказать историю жизни девушки, которая оказалась в такой ситуации. Важно при этом не обращать ее к бою. Видимо, тут было очень яркое гормональное созревание, на которое наложилась ситуация в школе.

Я думаю, что самое важное в этой ситуации – сохранить остатки контакта и ни в чем на ребенка не давить. Чем больше родители будут на нее давить, тем больше она будет закрываться, и тогда ситуация может стать абсолютно неуправляемой.

Здесь рекомендовано консультирование и родителей, и ребенка, может быть, раздельно. В Москве есть центр «Перекресток, в котором проводят бесплатные консультации для родителей.

Здравствуйте, Екатерина! Мой вопрос такой: как определить мне, маме, наклонности моего слепого сына, кем бы он смог стать, учитывая его непростую особенность. Мы много занимаемся, хорошо учимся, на следующий год заканчиваем школу. Казалось бы, выбор должен быть уже сделан, но… Много вопросов, все-таки ситуация сложная: человек никогда не видел. Пока стоим на профессии “переводчик”, так как давно успешно изучаем иностранный язык, но не потеряется ли интерес к этому делу со временем? Заранее благодарна за совет. Ксения

Нужно оценить вклад мамы, потому что в нашей стране воспитать ребенка-инвалида – это огромный труд. То, что это удалось – большое достижение.

Прогнозировать – потеряется интерес к профессии или нет – нельзя. Если вы живете в Москве, то я бы рекомендовала обратиться в Центр Лечебной педагогики на ул. Строителей. Там работают грамотные специалисты с большим опытом социальной адаптации инвалидов в России.

Мой сын идет в 9 класс. Тройки и четверки. Больше тянется к гуманитарным предметам. Читает с удовольствием даже классику. Обсуждает дома исторические события, политику, вполне по-взрослому, грамотно. Фантазер, артистичный мальчик. Однако мотивация к учебе все это время была невысокой… Хотя с учителями он в основном ладит. Хочет после окончания 9 класса уехать в другой город учиться. Понимает, что для этого надо приложить массу усилий, надеется, что у него получится, и с оптимизмом смотрит на предстоящий год. Но вот от некоторых учителей мы услышали, что его считают никчемным учеником, “школьным браком”, говорят, что он не сдаст экзамены… Сын услышал это и приуныл. Как ему помочь? Как поддержать, не дать отступить? А если он и вправду не справится с ГИА? Как не допустить срыва?

Мальчик хочет сменить город и школу – это очень ценное стремление, которое нужно всячески поддержать. Может быть, за счет возможностей семьи или наемных преподавателей, особенно, если специалистов в школе не хватает. Нужно не осаживать, а вдохновлять, говорить ребенку, что вы в него сильно верите. Но при этом спокойно рассматривать обходные пути.

Продолжение следует!

Подготовила Мария Абушкина

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Что говорить детям перед ЕГЭ?

Как детям и родителям справиться со стрессом перед экзаменами

Клан Фалиных – семья с бесконечным расширением

Девочка со шрамами, мальчик-африканец и другие дети «неудобной» семьи

Директор детдома: Если хочешь усыновить, не жди весны и окончания ремонта

Как стать папой для 500 детей и научить сирот заботиться друг о друге

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: