Школьный вопрос: «Мой особенный!..» Как не проглядеть талант?

Моему сыну три года. Моя мама постоянно говорит, что его срочно нужно отдать в «продвинутый» садик, где он будет «как следует» развиваться, и уже искать ему хорошую школу, потому что «он очень способный мальчик»; а мне кажется, что у него прекрасные музыкальные способности, поэтому уже пора серьезно заняться музыкой, а также спортом и рисованием… Все мои приятельницы с детьми постоянно говорят об интеллектуальных достижениях своих малышей и обсуждают, в какую школу «для одаренных» пойти. Я, естественно, заражаюсь этим, тоже думаю про школу для одаренных детей… Но, может, все это только родительские амбиции? А с другой стороны, если таланты есть, надо же их начать развивать как можно раньше? Екатерина

 Разные снежинки

Мой интеллектуал

Мой интеллектуал

«Я, конечно, понимаю, что все родители считают своих детей особенными, но мой-то — действительно особенный! Посмотрите, как он считает до десяти (читает, решает примеры, поет, ставит кубики, улыбается — нужное подчеркнуть). Наверное, мне его надо отдать на курсы, чтобы потом отдать в хорошую школу, чтобы потом…» Именно такие монологи от заботливых родителей приходилось выслушивать каждому педагогу дошкольного учреждения или начальной школы. Те же из родителей, кто таких монологов не произносит, — все равно так думают. Да что там — я сам так думаю про своих детей.

И я прав. Как правы и остальные родители. Ученые утверждают, что за все время существования Земли на ее поверхность не упало двух одинаковых снежинок. Что уж говорить про людей, таких сложноустроенных. Наши дети действительно уникальны и неповторимы. Каждый. Все.

Но почему-то, признавая, что их ребенок уникален, родители тут же стремятся запихнуть его в рамки того или иного типажа: «Он у меня спортсмен» или «Он у меня маленький ученый». Подождите! Ребенок еще не вырос. Давайте сначала разберемся, в чем его талант и что с ним делать, а потом уже будем вешать ярлыки и загонять в прокрустово ложе той или иной школы.

Где прячется талант?

Ребенок наследует вашу внешность, особенности и свойства личности, но все это только основа, из которой Господь создает совершенно уникальную личность. Создание души, думается мне, процесс творческий, а значит, непредсказуемый и неочевидный. Так в далекой деревне Холмогоры рождаются будущие светила науки, а в семье пианистов — экономические гении. Из этого следует, что талант ребенка — дар Божий. И дело родителей — его найти и помочь развить и применить. А не «переформатировать» под собственные мечтания или представления о том, что «сейчас такое время». Все ваши сведения о том, какое сейчас время и какие профессии будут востребованы в будущем, весьма субъективны и неочевидны. Талант же объективен, надо только его разглядеть. Так как же это сделать?

Итак, если вы готовы хотя бы на время отложить амбиции вырастить суперэкономиста или покорителя космоса, — приступим.

На вопрос о талантах вам сможет ответить психолог, проведя специализированное исследование. Но и ваши собственные наблюдения не менее важны. Прежде всего необходимо понимать, что не все таланты лежат в области усвоения знаний или памяти. Это могут быть социальные таланты: насколько ребенок легко находит язык с окружающими, сверстниками. Или наоборот: насколько долго он способен оставаться один? Как чаще выходит: он командует или им командуют? Проверьте и иные особенности характера: силу воли, усидчивость, послушание, внимание и прочие. Немалое значение имеют и физические характеристики. Причем это касается не только количества отжиманий или времени забега на стометровку. Имеют значения даже такие показатели, как восприимчивость к оттенкам цвета или вкуса. Внимательно наблюдайте за ребенком: как он проводит время, что ему нравится. И не нужно отделываться фразой «ему на диване лежать нравится». Такая формулировка говорит о том, что вы недостаточно внимательны, ведь даже лежа на диване можно делать многое.

 Мой сын никогда не будет дворником!

Важно учесть еще вот какой фактор: сравнивая ребенка с кем-то в его овладении тем или иным умением — не обманывайтесь. Вполне возможно, что группа, с которой вы сравниваете, нерепрезентативна. Например, ваш пятилетний малыш гораздо лучше читает, чем его троюродный брат первоклассник Никита. Но из этого не следует, что у вашего ребенка талант к чтению. Вполне возможно, это просто у Никиты проблемы. Не обманывайтесь, а лучше отведите ребенка в кружок любителей книги в центральной библиотеке. Там вы поймете, хорошо ли читает ваш ребенок.

А что делать, если талант ребенка открылся в той области, к которой вы совсем не готовы? У вас семейная династия, скажем, врачей или военных, а у ребенка проснулся талант повара? На мой взгляд, есть два соображения, позволяющие примирить реальность и амбиции. Первое таково: реализация таланта не обязательно должна быть связана с профессией. Так, например, ребенок может вырасти доктором, а «отрываться» дома на кухне. Да, при этом он, скорее всего, будет весьма посредственным доктором и вряд ли счастливым человеком. Но сколько у нас таких людей: несчастливых на работе, но довольных вне ее. Нормальная ли это плата за продолжение династии?

Впрочем, есть и еще одно соображение: можно попробовать найти компромисс. Например, посвятить себя здоровому питанию, совмещая обязанности повара и врача.

Детские радости

Впрочем, до этого еще далеко, ребенок еще маленький, и очень хочется, чтобы он не только нашел свое призвание, свой талант, но и попросту был счастлив. И тут, как ни странно, нет никаких противоречий. Ведь если ребенок занимается тем, для чего он был создан, он счастлив и развивается гармонично. У ребенка, нашедшего свое призвание, нет проблем с мотивацией в учебе, нет проблем с ленью и прочим. Понять, насколько точно вы определились с выбранным поприщем (ну или хотя бы направлением) легко — если вам не надо подталкивать ребенка на этом пути, а лишь приходится сопровождать и поддерживать, значит, вы все сделали правильно. Но тем не менее, даже если задалось все хорошо, не стоит расслабляться и забывать про ребенка. Не случайно в начале статьи мы говорили, что тот самый монолог про уникального ребенка обычно слышат воспитатели детского сада и начальной школы. Но стоит детям чуть подрасти — и родителей, к сожалению, уже не мучает проблема уникальности детей. Они чаще называют детей «мой оболтус» или «лентяйка», словно бы разочаровавшись. Хотя ведь именно они не разглядели в ребенке талант.

Дмитрий ТЮТТЕРИН

Задайте вопрос редакции

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Если с ребенком случилась беда, кто-то должен «сесть»

И бесправный учитель просто не поведет детей в поход

Людмила Петрановская: Мы готовим детей к позавчерашнему миру

6 вечных идей от родителей, которые никогда не пригодятся детям

Дмитрий Быков: Дети способны делать великие вещи, если им это доверить

Почему школе срочно нужны экстремальные педагоги и вузовская система

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: