Символ веры в жизни христианской Церкви

Протопресвитер Александр Шмеман – выдающийся проповедник и богослов, один из известнейших священников XX века, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке.

Когда по рассказу Евангелия, многие из тех, кто следовал за Иисусом Христом, оставили Его, отошли от Него, не выдержав высоты, трудностей, максимализма Его Учения и Его призывов, Христос обратился к тем двенадцати ученикам, которых Он избрал и спросил: «А вы, не хотите ли тоже уйти?» И на это в ответ воскликнул апостол Петр: «Господи, куда нам уйти? Ты имеешь слова жизни вечной». В этом возгласе можно услышать одновременно и желание уйти, последовать примеру тех, кто попробовал и бросил, вернулся к своей, как мы говорим, обычной жизни. Но также и невозможности так поступить. Куда идти? Ибо можно ли, услышав эти слова, узнав этого Человека, вот так просто отойти, забыть, вернуться к будним, текущим делам.

 

Этот возглас прозвучал почти две тысячи лет тому назад. Но вот, на глубине, он продолжает звучать и теперь, продолжает выражать, отображать ту глубочайшую духовную трагедию, которая вошла в мир вместе с Христом и Его Учением, и в которой, в последнем счете, решается судьба мира и судьба каждого из нас. С одной стороны, начался тогда и продолжается по сей день отход от Христа, отречение от Него. И не только отдельных миров, но и самой культуры, самого общества человеческого. Символ, опыт этого отхода, так хорошо знаком нам. Как часто, идя по улице большого современного города в шуме и грохоте машин, в суматохе вечно куда-то бегущих и озабоченных людей, мы наталкиваемся на сдавленную среди огромных новых построек маленькую, всеми забытую, всеми брошенную церковь. Люди проходят мимо нее, уже не замечая. Это какой-то осколок, чудом уцелевший какого-то давно забытого, давно как бы утонувшего мира. А ведь когда-то тут, в этой церкви было средоточие всей жизни. Тут бился пульс ее, тут, сюда несли люди свои радости, свои печали. Тут, в крещальной купели, начинался их жизненный путь. Тут колоколами и их звоном измерялся их путь. Отсюда начиналось их последнее путешествие в Вечность, к Богу, Его свету. И вот ушли, бросили, не выдержали. Людям показалось, что все то, что звучало в церкви, и о чем она свидетельствовала и о чем напоминала, только мешает жить, мешает счастью, мешает тому пресловутому прогрессу, вера в который заменила в человеческом сознании веру во Христа, в Его Учение, в Его призыв. Мир ушел от Бога и продолжает уходить от Него и поклоняться другим, им созданным, богам. И этот соблазн ухода знаком каждому из нас. Как и тогда, во дни Христа, нам кажется так трудно, иногда просто невозможно принять Его Учение. Эти страшные слова об узком пути, о любви к Богу, о постоянном усилии, о постоянной борьбе, прежде всего, с самим собой, о том, что мы призваны Бога и Его Любовь поставить превыше всего и ими жить. И кажется, настолько более легким отдаться суете жизни, жизни настоящей. Искать маленьких доступных радостей и, главное, не задумываться ни о чем. И к этому призывает нас вся современная цивилизация, которая вся целиком построена на идее чисто земного счастья, удовлетворения человеком своих земных потребностей. Люди спорят между собой о том, как достичь этого счастья, выдумывают все новые и новые теории о том, как идти к нему, но на глубине согласны между собой – Небо не нужно, оно не нужно. И вот, разве не удивительно в свете всего сказанного, что одновременно с этим отходом большинства никогда не исчезает из мира и то меньшинство, которое на все эти соблазны и сомнения могло бы ответить и отвечает словами апостола Петра: «Господи, куда уйти от Тебя? Ты имеешь слова жизни вечной».

 

Среди нас живут, по нашим улицам ходят и внешне ничем от нас не отличаются те, чьи лица, чьи глаза, если мы вглядимся в них, отображают какой-то таинственный свет, как если бы они знали и видели то, что не видно и неведомо другим, как если бы эти «слова жизни вечной» звучали для них своей самоочевидной убедительностью. Ведь вот, заметим и подчеркнем, апостол Петр не сказал Христу: мы не уйдем от Тебя, потому что у Тебя помощь в житейских невзгодах, потому что у Тебя утешение, потому что у Тебя защита от несчастий, потому что у Тебя спокойствие и безопасность. Нет, да это и не обещал и не предлагал Христос тем, кто следовал за Ним. Напротив, ничего не сулил Он ученикам своим, кроме страданий, преследований, непонимания и отвержения людьми. «В мире печальны будете». Так почему же остается Петр? Почему с каким-то почти отчаянием восклицает: «Господи, куда же нам идти?» Потому, – говорит он, – что у тебя слова,   глаголы «жизни вечной».

 

Что это за жизнь вечная? Только ли та, потусторонняя загробная жизнь, о которой, в сущности, мы ничего не знаем? Тогда как эта, земная, теперешняя, сегодняшняя, вот она тут, сейчас. И зачем же утруждать мыслями о другой, неведомой?. Конечно, нет. Эти «глаголы жизни вечной», это именно свет, льющийся из самого образа Христа, это то, что только в Нем, только у Него, эта вдруг вспыхивающая радость о том, что вот она, подлинная жизнь, вечная не только в своей бесконечности, вечная, прежде всего, своим содержанием. Тот же Петр позднее на горе, видя свет, льющийся из образа Христа, воскликнет: «Господи, хорошо нам здесь быть». И вот, узнает сердце, что невозможно уйти от этой любви, от этого света, от этой радости, что вне их, в конечном итоге, все – темнота и бессмысленность. И так будет до конца: одни будут уходить, а другие на все соблазны, на все сомнения и на голос самого Христа, говорящий им: «А вы, не хотите ли тоже уйти»? будут отвечать: «Господи, куда мы уйдем? У Тебя глаголы жизни вечной. О, если, могли бы мы быть и пребыть среди этих, верных».

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Вознестись или пресмыкаться?

«Рожденный ползать» – символ стабильности

Специальное предложение: крещение за тридцать тысяч рублей

Что делать с родителями младенцев, которые хотят всё и сразу

«Видимым же всем и невидимым»

Что такое сотворенное невидимое? Почему зрению, оптическому восприятию человека придается такое исключительное значение — и не…