Скажи “стоп” первый

О том, как прощать, даже когда все в тебе противится этому — священник Федор Людоговский.

Прощение должно идти отчасти от ума, отчасти — от сердца. Что касается сердца — здесь можно очень долго рассуждать, но правил и указаний, таких, чтобы подходили абсолютно всем, все равно не придумаешь. Но, может быть, не так уж плохо идти в прощении и от ума.

Фото Анны Гальпериной

Фото Анны Гальпериной

Если мы не хотим простить кого-то — это значит, мы отделяем его от себя, противопоставляем себя этому человеку. Если вспомнить Евангелие, Христос отождествляет себя с другими людьми и призывает нас видеть в наших ближних — Его. Получается, что когда мы враждуем против человека, тем самым мы враждуем еще и против Христа.

И как же мы тогда в день по нескольку раз произносим слова молитвы, оставленной нам Господом: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»? Здесь вспоминается известная история, рассказанная митрополитом Антонием Сурожским о том, как он, будучи подростком, не мог простить товарища, и все время спотыкался на этих словах. И, в конце концов, с помощью священника именно через эту молитву понял, что все его обиды — пустяки…

Если человек умом хочет простить, решил, что должен простить, но внутренне не сразу получается — это вполне понятно. Когда мы кого-то не можем простить, несмотря даже на все усилия, значит, мы одержимы страстью. Гнев, обида, гордость… А за одно мгновение ни сами страсти, ни какие-то их последствия не уйдут.

Сам я не могу похвалиться, что отношусь к людям, которые с легкостью прощают обиды.

Суметь простить сразу, в одночасье — непросто, и далеко не у всех получается. Понимая это, мы должны пытаться учиться прощать, не задерживаясь и не рефлексируя по этому поводу. Если мы стараемся двигаться в нужном направлении, это уже хорошо.

В Евангелии нам прямо сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Матф. 5:44–45). И действительно, это помогает, когда начинаешь молиться за людей, которые, как тебе кажется, обидели тебя. То есть если мы сами не можем сблизиться с обидчиком непосредственно, у нас есть возможность приблизиться к нему через Бога.

Если мы не пытаемся преодолеть обиду, не можем простить, она, как любая страсть, начинает разрушать нас изнутри. Мне довелось стать свидетелем конфликта моих знакомых. Как бывает в подобных ситуациях, правых уже не было, потому что слишком много резкостей сказали люди в адрес друг друга. Конфликт тянулся, тянулся, пока один из его участников не нашел в себе силы остановиться и сказать: «Простите, если чем-то обидел вас». Причем сразу реакции не последовало, и тогда он еще раз попросил прощения, возможно, уже более искренне. И тогда конфликт прекратился.

То есть даже когда кажется, что человек прав, и он действительно прав по фактам, все равно нужно остановить череду обид. Ведь что важнее — изо всех сил доказывать свою правоту и при этом, в свою очередь, обижать другого, или первому сказать «стоп» разрушительности обид?

Читайте также:

Прот. Сергий Правдолюбов: Прощать — это элементарная техника безопасности

Желать ли врагам здоровья-успехов-в-работе-личной жизни?

Иеросхимонах Валентин (Гуревич): О пустоте, несчастии и иссякающей молитве (+Видео)

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Не человек

Как соболезновать женщине легкого поведения или заключенному

Просто убьет, и всё

Если Бог нас так любит, почему столько всего запрещает

Однажды со мной перестала разговаривать прихожанка…

Многие согласны жить в системе запретов, лишь бы не учиться любить