Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца

Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца

Преподобный Сергий Радонежский, память которого мы с вами сегодня празднуем, родился в 1314 году. Он прожил 78 лет и в конце XIV века в 1392 году преставился о Господе. Сегодня – день его блаженной кончины. Нужно ли пересказывать житие преподобного, которое нам всем более или менее известно? Нужно ли говорить о его жизни, прошедшей в такое страшное для нашей Родины столетие полного разгрома и русской государственности, и русской культурной жизни, и задержки на многое время не только культуры, а и религиозной, духовной нашей жизни?

Это было очень страшное столетие… Именно в него вписалась жизнь преподобного Сергия. Мы не только слышали, читали о его жизни, о тех страшных условиях, в которых он жил, мы не только помним некоторые обстоятельства, связанные с жизнью государства, с Москвой, с освобождением от татар, с гибелью Мамая… Многие из нас даже видели кое-что о его жизни. Кто из нас с вами, например, не видел и не знает картину нашего знаменитого художника Нестерова – отрок Варфоломей, стоящий перед старцем, благословляющим его на учение грамоте, что отроку так трудно давалось?.. Повторяю: житие его нам известно. Но не так уж нам известна его святость.

Какие особенные черты были в святости преподобного Сергия, что подняло его на такую высоту?

Протоиерей Всеволод Шпиллер

Протоиерей Всеволод Шпиллер

Я хочу вам напомнить об одной черте в житии преподобного Сергия, которая, собственно говоря, и есть самое главное, самое существенное в его жизни, его подвиге и его завете нам.

Пятьсот с лишним лет тому назад жил преподобный Сергий. А вот то, чему он нас учил и что он оставил нам, как свой завет, мы, считающие себя духовными детьми преподобного Сергия, совсем забыли. Преподобный Сергий учил о том, что самое страшное зло на земле – это есть рознь, страшная рознь между людьми. Это та самая рознь, которая началась с Каина и Авеля. И он ее назвал «ненавистной рознью мира сего».

Этой самой розни подвергся и стал её жертвой сам преподобный Сергий, изгнанный из монастыря своего. И кем бы вы подумали? Прежде всего – братом своим родным! Родным братом и по монашеству, и по рождению! Эта рознь, о которой говорил преподобный Сергий – основное зло нашей жизни.

Мы просыпаемся по утрам, читаем утренние молитвы. В одной из первых молитв имеется такое прошение к Богу: мы просим сделать нас причастниками Его Божественной вечной славы. Вот что дано человеку! А во что человек превращает этот данный ему от Бога дар? Во что превратил его Каин? Во что его превращаем мы все? В следующей молитве, тоже одной из первых утренних молитв, мы признаем, что в нашей душе есть «семя тли». Именно из этого страшного семени тли и вырастают огромные деревья невероятной силы, силы той розни, которую преподобный Сергий так клеймил, ненавидел и прямо называл эту злую силу «ненавистной рознью мира сего!»

Что мы с вами делаем для того, чтобы семя тли в себе убить? Так мало… А из этого семени вырастает огромное зло, которое совершенно разрушает человека. Ведь, что такое рознь? Откуда она взялась? На чем она держится и как развивается? – Всегда на страстях, всегда из страстей! И прежде всего – из тщеславия, из честолюбия, из гордости. Именно с этими страстями – с тщеславием, честолюбием, гордостью – связаны и все остальные страсти, и все остальные грехи, и вся страшная рознь, которая родит зло в этом мире. Она делает человека нечистым. Тут всё: и прелюбодеяние, и любодеяние, и всё, всё – из этого тщеславия, из этого честолюбия, из этой гордости. И преподобный Сергий нас учил постоянно бороться с той рознью, которая вырастает из этих страстей, т.е. с этими страстями прежде всего.

Задайте вопрос сами себе и сами же и ответьте на него: как я с этим боролся, что я делаю для этого? Стараюсь ли я быть чистым, прежде всего – чистым? Куда девалось целомудрие? Мы всегда просим у Бога: целомудрие дай нам, Господи. А всегда целомудрие связано с кротостью. А куда девалась кротость?

Вот что мы должны запомнить сегодня, в день праздника нашего небесного покровителя, учителя нашего: более всего бороться с этой страшной рознью, которая происходит всегда из страстей. И главные страсти – тщеславие и честолюбие. (Ведь брат-то выгнал преподобного Сергия из его монастыря именно подчинившись этой страсти…)

Укрепляемые молитвенным заступлением преподобного Сергия, будем бороться! И мы не будем побеждены по молитвам преподобного Сергия, как и он не был побежден, а восторжествовал в конце концов. И будем бороться не унывая, не сомневаясь в том, что кроме семени тли, в нас есть и те силы, которые приведут нас к причастности Божественной вечной славе. Аминь.

08.10.83.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Троице-Сергиевой лавре (+фото)

По окончании литургии Предстоятель и архипастыри вышли крестным ходом на площадь

Дмитрий Донской. 10 факторов победы

Куликовская битва: князь, преподобный Сергий, русская дружина и Донская икона

Церковь празднует память святых Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия

Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и…