Слухи о радикализации российского религиоведения сильно преувеличены

|

17 декабря 2013 года состоялось подведение итогов конкурса «Вера и религия в современной России»,  который с июня по ноябрь проводила некоммерческая исследовательская служба «Среда». Подводя итоги  конкурса, организаторы рассказали целях, которые ставили перед собой, и тенденциях в современном  религиоведении, которые выявило это научное мероприятие.

Алина Багрина, основатель и координатор исследовательской службы «Среда»:

Мы предприняли первую  попытку научного конкурса работ в области религиоведения в современной России. Нашей главной целью  была поддержка талантливых молодых учёных, создание и развитие научной среды. К сожалению, ситуация  в современной науке такова, что многие молодые люди, заинтересовавшиеся наукой в студенческие годы,  в дальнейшем не смогут продолжать свои исследования по причине недофинансирования. Мы посчитали  важным дать им возможность высказаться.

itogi_konkursa_039

Кроме того, нам самим было интересно посмотреть на то, какие же методы исследования используют  современные религиоведы — конкурсные работы дали нам такую возможность. Конкурс получился  междисциплинарный. Нередко филологи, культурологи, социологи, антропологи, представители других  специальностей работают с одними и теми же материалами, изучая их каждый под своим углом. Мы посчитали  интересным дать этим учёным встретиться в рамках одного проекта.

Конкурс активно продвигался как в светских, так и в духовных учебных заведениях, так как мы планировали  сопоставить светский и научный подходы в работах. К сожалению, студенты духовных семинарий и вузов  на призыв поучаствовать в конкурсе почти не откликнулись.

В ходе анализа полученных работ мы выдвигали несколько рабочих гипотез; некоторые из них подтвердились,  другие — нет. Прежде всего, нас заинтересовало, существует ли в современной науке «секулярная цензура» — когда работы верующих исследователей менее активно продвигаются к защите, отбрасываются в ВАКовских  журналах и тому подобное. Оказалось, подобного ценза нет, зато очень активно работает «научный фильтр». К сожалению, нередко работы верующих оказываются объективно слабее трудов их секулярных коллег,  именно поэтому они отбрасываются. В нашем конкурсе многие работы православных исследователей также  не попали в итоговый сборник.

Ещё одна проблема российских молодых исследователей религии — слабая интегрированность в мировую  науку: зачастую в работах не было цитат даже из работ наиболее известных исследователей. Но зато  и впечатления карликов, которые пытаются перегнать других, влезая на плечи гигантов, конкурс не оставил. Оргкомитет также очень боялся, что работы придут, в основном, из двух столиц. К счастью, и эти опасения  не оправдались — география конкурса — широчайшая.

Мы также намеренно разрешали участникам работать в жанре «предстатьи». Увы, язык наших научных  журналов очень сух. Хотелось, чтобы участники нашли такой стиль, в котором научность сочеталась бы  с живостью изложения. В итоге среди работ были даже такие, жанр которых можно определить как  «литературное эссе».

Ещё очень боялись агрессивных работ. Их не было. Так что, можно сказать, что слухе о растущем радикализме  и фундаментализме религиозных исследований в России сильно преувеличены.

Мы также хотели бы посвятить прошедший конкурс памяти нашей коллеги Юлии Юрьевны Синелиной,  погибшей весной этого года.

itogi_konkursa_003

Ксения Медведева, куратор конкурса:

Ксения Медведева

Ксения Медведева

В мае, когда было принято решение о проведении конкурса, мы начали его продвижение — обзвонили кафедры в вузах, запустили рекламу на религиоведческих ресурсах и в соцсетях. Правда, по ходу участники заставили  нас поволноваться — абсолютное большинство работ было сдано в самые последние дни его проведения. В цифрах итоги конкурса выглядят следующим образом:

— было прислано 173 работы 181 автора;

— возраст исследователей — 19-25 лет, больше всего было авторов 20-22 лет;

— в конкурсе приняли участие исследователи из шестидесяти городов сорока семи субъектов Российской Федерации.

47% участников — христиане, из них 39% — православные; 4% — мусульмане; 3% — атеисты; 3% обозначили своё вероисповедание как «другое»; 30% — не ответили на вопрос о своём вероисповедании (обычно при опросах отказываются указать своё вероисповедание 5% респондентов).

Пять самых часто встречающихся специальностей среди участников:

— социология;

— религиоведение;

— история;

— психология;

— теология.

70% участников конкурса — женщины.

Михаил Аскольдович Тарусин, социолог, руководитель отдела социальных исследований Института  общественного проектирования:

Михаил Тарусин

Михаил Тарусин

Я занимаюсь социологией больше двадцати пяти лет. Сейчас в этой научной области много конкурсов,  но конкурс среди молодых исследователей проблем веры и религии я вижу впервые. Мне предложили оценить  двадцать конкурсных работ, и впечатления от них были противоречивы. Некоторая часть работ из-за своего  невысокого уровня вызвала у меня протест — другие порадовали.

Такой конкурс очень нужен. Нынешнее общество — это общество верующих (по разным данным таковыми себя называют от шестидесяти до семидесяти пяти процентов россиян, и мы вынуждены им верить — другого  мерила, кроме самоопределения человека, у социолога нет). Я очень надеюсь, что конкурс продолжится  и хочу обратиться к молодым исследователям: не бойтесь поднимать в своих работах дерзкие вопросы.

Николай Витальевич Шабуров, профессор, директор Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета:

Николай Шабуров

Николай Шабуров

На предложение стать экспертом конкурса я откликнулся со скепсисом, который быстро прошёл по мере  проверки работ. Объективно среди представленных на конкурс были работы более сильные и более слабые, но,  хочу извиниться за это, я ожидал худшего. Отрадно, что наши молодые участники уже владеют методами религиоведческих исследователей.

В отличие от предыдущего эксперта, я прекрасно помню времена, когда 90% наших исследователей религии  именовали себя атеистами. Дело исследования религий важно, так как многое в нашем обществе нельзя  предсказать наперёд.

Иеромонах Димитрий (Першин), эксперт Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата,  зампредседателя Братства Православных Следопытов:

itogi_konkursa_089

Мне очень нравится название конкурса, чётко отражающее тот факт, что «вера» и «религия» — не синонимы.  Религией у латинян называлось «восстановление связей». В этом смысле религия свойственна, наверное, всему человечеству, тогда как вера — прерогатива иудаизма и христианства. До начала нашего заседания здесь  в кулуарах говорилось, что ни одно мероприятие, к сожалению, не начинается вовремя. Ни одно —  за единственным исключением — Страшный Суд, как сказано в Писании, начнётся даже ранее своего срока. До его начала будет проведено и некоторое подобие социологического исследования — когда сделавшие добро  «одному из малых сих», будут отделены от несделавших.

При этом люди совершенно не случайно названы в Писании «братьями и сестрами». Став Сыном Девы, Бог  породнился с людьми, и теперь мы все — семья. Ещё интересно, что Царствие Божие было предназначено  человеку ещё до сотворения мира — в замысле Божием о человеке. Мы видим, как в христианстве происходит  актуализация этики — когда расстояние от человека до Бога оказывается равно расстоянию до первого  страждущего. Люди, желающие быть вне Бога, оказываются в геенне, для которой они не предназначены, но уважение Бога к человеку настолько велико, что Он помещает его даже туда, куда не собирался.

Очень часто путь человека к вере начинается с аргументов страха, но эти аргументы действенны только для  первых шагов. Как только человек выбирает путь Любви — окружающая его реальность меняется. Прошедший конкурс — это также попытка изменения реальности. Нам нужно создавать для молодых учёных научную  среду, помогать им налаживать социальные связи — этим и занимаются устроители конкурса.

Среди причин, почему не прислали свои работы студенты духовных семинарий, мне видятся следующие:

1) В сегодняшних семинариях нет стимула к научной работе. Это катастрофа, так как в целом православие —  религия разума и слова. Однако не стоит забывать. Что первое поколение выпускников духовных учебных  заведений осталось у нас практически не востребовано. Вероятно, нынешние студенты просто учитывают  их опыт.

2) Проект «Среда» в целом вызывает настороженность семинаристов — он негосударственный, независимый.  Его надо продвигать.

3) Нынешние семинаристы находятся вне пространства научных исследований. Значит нужно и далее  развивать конкурс и активнее доносить информацию о нём до духовных учебных заведений.

В финале встречи были объявлены победители конкурса. Ими стали

Первое место

Варакина Евдокия Раифовна, Москва, старший преподаватель филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Роль Церкви в жизни современного  человека: взгляд современной русской литературы».

Сережко Татьяна Алексеевна, Белгород, старший преподаватель кафедры социальной работы и психологии  Белгородского университета экономики, кооперации и права. «Репрезентация „сакрального“ в повседневных  практиках крестьянства».

Хазов Никита Константинович, Санкт-Петербург, студент философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, специальность «Религиоведение». «„Культ святых“ как форма  мусульманской народной религиозности».

Второе место

Белькова Анастасия Анатольевна, Улан-Удэ, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН «Сделка с Богом: культурный код религии в постсоветской Бурятии».

Войник Анна Александровна, Санкт-Петербург, магистрант факультета социологии Санкт-Петербургского  государственного университета. «Особенности этнорелигиозной и гражданской идентичности адептов  корейских протестантских организаций Санкт-Петербурга».

Комарова Вера Андреевна, Москва, аспирант историко-филологического факультета Российского  государственного гуманитарного университета. «Конфессиональные стереотипы как способ  самоидентификации (старообрядцы и протестанты в восприятии современных крестьян Архангельской  области)».

Худякова Екатерина Сергеевна, Пермь, доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания Пермского  государственного национального исследовательского университета. «Православная идентичность в современной России: текстовый анализ интервью о вере».

Шевкунов Дмитрий Владимирович, Ижевск, магистрант факультета социологии и философии Удмуртского  государственного университета, кафедра философии и социологии культуры. «Конструирование религиозной идентичности в пространстве религиозной организации „Церковь Последнего Завета“».

Было вручено также несколько специальных призов.

itogi_konkursa_004 itogi_konkursa_006 itogi_konkursa_005 itogi_konkursa_011

itogi_konkursa_012 itogi_konkursa_013itogi_konkursa_016itogi_konkursa_018 itogi_konkursa_020 itogi_konkursa_019

itogi_konkursa_023 itogi_konkursa_026 itogi_konkursa_025 itogi_konkursa_024itogi_konkursa_030 itogi_konkursa_031itogi_konkursa_037 itogi_konkursa_038

 

itogi_konkursa_056 itogi_konkursa_062 itogi_konkursa_065 itogi_konkursa_064 itogi_konkursa_063itogi_konkursa_071itogi_konkursa_076 itogi_konkursa_077itogi_konkursa_090 itogi_konkursa_093 itogi_konkursa_092 itogi_konkursa_091itogi_konkursa_105 itogi_konkursa_107 itogi_konkursa_106itogi_konkursa_112itogi_konkursa_116itogi_konkursa_124 itogi_konkursa_126 itogi_konkursa_125itogi_konkursa_139itogi_konkursa_146 itogi_konkursa_149 itogi_konkursa_148 itogi_konkursa_147 itogi_konkursa_150Фото Владимира Горбунова

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
10 фактов о космосе и вере

Гагарин не говорил, что не видел Бога

Увидеть в доисторических бизонах «заговор попов»

Как атеизм мешал науке и чем помогла религия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!