Смена вех в Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе

|

Новым главой Русской архиепископии Константинопольского Патриархата избран архимандрит Иов (Геча). 5 декабря состоялась его архиерейская хиротония. Что это за человек и какое будущее ожидает Архиепископию?

Архиепископ Иов (Геча)

Ещё не отзвучала «Вечная память», пропетая в сороковой день кончины епископа Гавриила Команского (де Вильдера), как 5 декабря вечером в парижском соборе святого Александра Невского на улице Дарю состоялось введение на кафедру его преемника, архиепископа Иова Тельмисского (Гечи).

«Аксиос!» — пожелаем молодому архиепископу, которому менее 40 лет, помощи Божьей, столь необходимой в духовном и административном окормлении особого церковного образования — Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе.

Обозначение «Русских» выделено у меня курсивом, так как за последние десятилетия, отчасти в силу чистой демографии, где сама эмиграция и представители её второго поколения сейчас наперечёт, отчасти в результате сознательного курса на дерусификацию.

Выборы владыки Иова состоялись 1-го ноября вечером на Внеочередной сессии Ассамблеи Архиепископии, а это — делегаты клира и мирян всех её приходов, под председательством митрополита Эммануила Галльского, экзарха Вселенского патриарха. Эти выборы и голосование, а также утверждение кандидатов состоялось в полном соответствии с Томосом Патриарха Константинопольского. Архиепископия неизменно напоминала о том, что она во всём придерживается положений и церковного Устав разработанных, Московским собором 1917–18 годов. Недавние выборы, предварительные консультации, процесс выдвижения кандидатов и само голосование прошли при полном соблюдении необходимой соборности, гласности и духа того, что принято называть церковной демократией.

На утверждение Святейшим Патриархом Варфоломеем и Священным Синодом был представлен список из трёх кандидатов: архимандрит Григорий (Папафомас), архимандрит Иов (Геча),архимандрит Симеон(Коссек). Этот список был составлен с учётом поправок, внесённых до того в Устав архиепископии. Поправки делали возможным выдвижение кандидатур монашествующих священников, не обязательно пробывших предыдущие пять лет в клире Архиепископии. На этом изменении Устава особенно настаивала Архиепископия, что и было учтено, принято и утверждено Святейшим Синодом Вселенского патриархата.

В начале Внеочередной сессии Ассамблеи митрополит Эммануил сообщил о том, что Константинополь, в полном соответствии с положениями Томоса — основного, «конституционного» документа «Дарю» — двоих кандидатов, арх. Григория (Папафомаса) и арх. Симеона (Коссека) не утвердил. А для обеспечения реальности выбора Священный Синод представил две кандидатуры: архимандрита Виссариона (Комзиаса) и иеромонаха Михаила (Онищенко).

Делегаты Общего собрания обстоятельно обсудили эти три кандидатуры и, если не единогласно, то подавляющим большинством выразили предпочтение архимандриту Иову. Одновременно был, в полном составе, переизбран прежний Совет Архиепископии. Решение Ассамблеи было утверждено Священным синодом Вселенского патриархата. 30 ноября в Константинополе состоялась торжественная хиротония, проведённая патриархом Варфоломеем.

Итак, период «междуцарствия», доработка Устава, выдвижение кандидатур, подготовка и проведение выборов, взаимодействие с Константинополем — весь этот процесс безукоризненно соответствует как духу и букве решений Собора 1917–18 гг., так и Томосу, устанавливающему канонический порядок управления архиепископией.

Прежде чем кратко сказать об уже богатом жизненном пути владыки Иова, следует напомнить о том, что Архиепископия, созданная митрополитом Евлогием как временное образование (в ожидании освобождения России и её Церкви от богоборческого режима Советов), давно отказалась от замысла своих создателей, т. е. митрополита Евлогия и эмигрантов, посвятивших себя ускорению падения этих Советов, мыслителей «парижской школы богословия». Постепенно непровозглашенной задачей и мечтой Архиепископии стало создание Поместного православия, неканонического образования, в обход существующих Поместных церквей.

Архиепископ Иов (Геча)

Владыка Иов (Игорь Владимирович Геча) родился в канадско-украинской семье в 1974 году. Рукоположен диаконом в Канаде в 1996 году. Монашеский постриг — в Виннипеге в 1996 году.

Степень доктора богословия была ему совместно присвоена Свято-Сергиевским институтом и Католическим институтом в Париже.

С 2003 до 2008 он священствует в Париже, член совета Архиепископии. В 2005–2007 — декан Свято-Сергиевкого богословского института. Начиная с 2009 и до сих пор преподаёт литургику и догматическое богословие в Институте при Православном центре Вселенского патриархата в Шамбези (Швейцария). В 2009–2010 годах читает курс канонического права в университете им. Петра Могилы в Киеве. С 2012 года — приглашённый профессор Фрибургского университета. Свободно владеет русским, украинским, французским, английским и греческими языками.

Если судить по биографии, владыка Иов — преемник покойного владыки Сергия (Коновалова), занимавшего парижскую кафедру с 1993 по 2003 годы.

Архиепископ Иов (Геча)В своём первом пастырском послании от 1 ноября 2013 новый Архиепископ Телмисский говорит:

«Сегодня наш долг — быть верными этому наследию и продолжать служить единству православной диаспоры. Находясь в юрисдикции Вселенского Патриархата, мы должны, в духе постановлений IV-го Всеправославного Предсоборного Совещания, самым тесным образом сотрудничать в этом пастырском служении с другими епархиями в Западной Европе в рамках Ассамблей православных епископов».

Казалось бы, положение само собой разумеющееся, настолько естественное, что напоминание о нём может показаться странным. Однако это на первый взгляд нейтральное напоминание оказалось остро необходимым на фоне полных нестроений церковной действительности, доставшихся в наследство владыке Иову.

Знатоки истории архиепископии, — как не подумать о Николае Россе,- со временем обобщённо и полно обрисуют десятилетие правления покойного владыки Гавриила (Команского). Да и его ли лично это было правление?

Католический монах, фламандец, перешедший в православие, научившийся со временем церковнославянскому, но никак не разговорному русскому, мало понимающий эмиграцию, не говоря о России и её Церкви, он нуждался в помощи и в советах. А после того, как начал проявляться тяжелейший недуг (рак головного мозга), степень самостоятельности совсем съёжилась… Насколько могу себе представить владыку Гавриила, он не был одержим тщеславием или любовью к почестям. Наоборот, он хотел лучшего для своего церковного удела, а потому несколько поспешно провёл большое количество рукоположений коренных европейцев, призвание которых не состояло в том, чтобы числиться в Архиепископии «русских» православных церквей… И речь тут не о «филетизме», а о соблюдении традиции.

Само избрание владыки Гавриила состоялось после исторического предложения покойного патриарха Алексия II, содержащегося в его послании от первого апреля 2003 года: воссоединиться с Матерью Церковью и под её омофором создать независимую административно, кадрово, бюджетно, и проч. Митрополию русских православных церквей в Западной Европе. После сердечного сближения епископа Сергея (Коновалова), близкого к нему священства (из его окружения) с Русской Церковью и её предстоятелем, при уже начавшихся конкретных переговорах 1998–99 по объединению — письмо Святейшего было как нельзя ко времени.

Отношения с РПЦ получили новый импульс в 90-х годах прошлого века: встречи на разных уровнях и совместные служения увенчались сослужением правящего архиепископа Сергея (Коновалова) с Патриархом Алексием II в. Успенском соборе Кремля (1995 г.). Начались переговоры о возможном воссоединении с Церковью-Матерью, тема обсуждалась в феврале 2001 года во время визита во Францию митрополита Кирилла, когда он предложил предоставить экзархату, в случае его воссоединения с Московским патриархатом, статус автономии, подобный статусу Украинской церкви, с присоединением к нему приходов Западной Европы, находящихся в ведении Российской церкви.

Воссоединение в результате состоялось в 2007 году, но без Архиепископии, а с РПЦЗ, изначально стоявшей на позициях куда более далёких от РПЦ, чем Дарю.

А тогда, в 2003 г., Совет Архиепископии начисто отверг предложение Святейшего Патриарха Алексия и добился в мае того же года избрания владыки Гавриила. Был распущен, чтобы не сказать разогнан, «Евлогианский кружок», объединявший духовенство, стоящее за сближение с РПЦ. Брутальный отказ в рассмотрении предложения Святейшего практически обсёк все живые контакты с РПЦ и её Корсунской епархией с центром в Париже. После этого диалог с Московской патриархией сошёл на нет, а Архиепископия разделилась на два противоборствующих лагеря: сторонников идеи поместной церкви русской традиции, готовых принять предложение патриарха Алексия, и сторонников идеи французского православия.

С 2003 года, началась демонстративная череда недружественных действий по отношению к Московской патриархии. Вот лишь несколько примеров: Патриарх Алексий II, прибывший во Францию в 2007 году, был первым православным патриархом, который, находясь во французской столице с государственным визитом, не был приглашён служить на «рю Дарю».

Это не помешало авторам официального некролога о владыке Гаврииле отметить, что он в крипте кладбищенской церкви в Сент Женевьев де Буа обменялся с Алексием II несколькими фразами по-немецки… Смешно, кабы не грустно.

Эпизод «протокольно» ещё более коробящий: находящийся в Париже митрополит Иларион, председатель ОВЦС, был приглашён служить на «Дарю». Но накануне телефонным звонком предложение было отменено! Вскоре после этого ему пришлось сообщить о выходе из состава редколлегии журнала «Вестник РХД», (главный редактор — Н. С. Струве) — журнала, в 60–70 годы столь активно помогшего верующим в бывшем СССР.

Эти печальные факты, стали оформлением трагической размолвки, произошедшей по инициативе парижской группы левых интеллигентов, считающих себя элитой, единственными хранителями и владельцами «парижской школы богословия». Горделивое отстранение от суетной жизни не помешало этой группе довести здания и территорию Свято-Сергиевского института до аварийного состояния, а недавно — чуть не искалечить фрески великого Стеллецкого.

В ноябре 2006 года Правительство Российской Федерации подало иск во французский суд по восстановлению его единственным законным собственником Свято-Николаевского собора в Ницце. Юридическое объяснение ситуации было бы слишком громоздким, об этом много написано. В результате процессов, занявших целые семь лет, суд был выигран. Одновременно с подачей иска тогдашний посол России А. А. Авдеев лично предложил владыке Гавриилу совместно определить условия продолжения пребывания Архиепископии в храме. Последовал категорический отказ от каких-либо переговоров. А культовая ассоциация Ниццы (АСОР) по ходу процесса не пренебрегала ничем в своих кампаниях по очернению РПЦ.

За время семилетнего процесса в Ниццком Соборе по инициативе протоиерея Иона Гейта квази-административно была отлучена от причастия старейший секретарь культовой приходской ассоциации — Лидия Федоровна Плас. Лишь за то, что она помогла найти архивные документы, подтверждающие собственность России. Несчастная женщина скончалась без исповеди и соборования. Так владыка Гавриил и его окружение изыскали на Лазурном берегу нового Толстого…

Вот уже более года, как храм возвращён России, передан в пользование Корсунской епархии. Он оказался в таком прискорбном состоянии, что России пришлось ассигновать 20 миллионов долларов на его архитектурное спасение.

А замечательный собор в Биаррице (там тоже верующие безуспешно обращались в местный суд с просьбой вернуться в Русскую церковь), возведённый Россией в XIX веке, находится на грани административного закрытия: его посетителям угрожает камнепад… Архиепископия и тут отклонила любые контакты с РПЦ, но зато ввела плату за вход, как это было в Ницце.

В самой России, где процесс церковного строительства продолжает вызывать страстные споры и противостояния, ситуация во Франции, наверное, — не первая забота православных СМИ. Тем интереснее отметить, что отец Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского института, неоднократно бывавший в Париже, священник, знающий и любящий «парижскую школу богословия», говорит о том, что для Архиепископии самый естественный путь — воссоединиться с освободившейся Матерью Церковью.

Все эти годы по нарастающей шла кампания, направленная против РПЦ и нынешней России. Член Совета Михаил Соллогуб разместил несколько статей во французской «Фигаро» (о ненадобности, например, строительства православного собора РПЦ в Париже!). Вестник РХД, сайт РСХД, ряд блогов в социальных сетях по-стахановски соревновались в хуле на РПЦ и её предстоятеля.

В 2013 году покойный владыка Гавриил и Совет Архиепископии провели ряд церковно-политических, процессов с полным нарушением Положения о церковном суде. Пять старейших прихожан Дарю были отлучены! Их вина в том, что они говорили правду. Среди них — Василий фон Тизенхаузен, многолетний секретарь епархии при владыке Сергии (Коновалове) и, в недавнем прошлом, секретарь Ассамблеи православных епископов Франции.

За прошедшие 10 лет правления Совета Архиепископии стало очевидным, что её приходы не сумели (возможно, не захотели по соображениям, близким к кастовым), принять массу приехавших из СНГ и других православных стран людей и помочь им. Не нашли общего языка и с огромным количеством молодых православных специалистов разных профилей, живущих в Европейском союзе. Большинство из них молится в приходах русской церкви, которых просто не хватает, а стены их не раздвинешь. Именно исходя из этого осуществляется масштабная программа строительства новых культовых зданий: большой собор в Париже (скоро будет заложен первый камень), Мадрид, Рим, Барселона, Страсбург, Берлин… — по всей Европе.

И ещё социально-религиозный фактор: в 60–70 годы — отчасти от неприятия решений Второго Ватиканского собора, отчасти из-за духовно-идеологического кризиса, достигшего апогея в 1968 году, приток коренных европейцев, обращающихся в православие, стал огромным. Они пополнили приходы Архиепископии. В наше время их поток иссяк, но приходы РПЦ продолжают вести активную миссионерскую деятельность.

Мы с Ксенией присутствовали в соборе святого Александра Невского на ул. Дарю, на службе «столования» владыки Иова. В переполненном храме доля моих сверстников (80 лет и более) нас поразила, молодых — единицы!

Мы услышали обращение-напутствие митрополита Эммануила Галльского, в храм пришёл кардинал Парижский Андре Вэнт Труа, представители всех православных церквей. Особо надо отметить участие в службе епископа Корсунского Нестора. Тем более значимо это участие, что в своём слове новый архиепископ буквально привёл тот отрывок из своего первого пастырского послания, который мной выделен в начале этого текста: «необходимость крепить братские отношения с другими православными церквами, более интенсивно взаимодействовать в рамках Ассамблеи епископов».

Владыка Иов настойчиво напомнил о том, что его «выборы проходили в полном соответствии с традициями Архиепископии — положением Собора 1917 года и патриаршим Томосом». Закончил он «надеждой на начало новой главы, которая будет писаться именно соборно в истории столь дорогого нам церковного образования появившегося в Европе в результате победы большевистского путча в России».

Пожелаем владыке Иову помощи Божьей! О, как она ему нужна! Пожелаем сил и терпения в осуществлении задуманного обновления духа в Архиепископии. Нужна Божья помощь и в деле, не побоимся слова, спасения Свято-Сергиевского института (владыка Иов и об этом говорил, он к институту очень привязан), и в очень многом другом.

Аксиос!

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Французская семья передала вдове погибшего Героя России Орден Почетного легиона

Старший лейтенант Александр Прохоренко погиб в Сирии, попав в окружение и вызвав огонь на себя

Свято-Сергиевский институт – мост для диалога с инославными

Какое место в западном мире занимает институт и насколько необходимо его существование для Русской Православной Церкви…

Монахи-бенедиктинцы о главной заповеди и том, как стать счастливыми

Лучше падать и двигаться, чем оставаться на месте и самодовольно говорить: «Я ничего не сделал и…