Сохрани, Пречистая, от распрей

|
10 декабря – праздник иконы «Битва суздальцев с новгородцами» («Чудо от иконы Знамение»). Быть может, эта икона и сегодня вразумит нас – давным-давно этот праздник не воспринимался так остро, как в декабре нынешнего 2014 года… Её называют Защитницей Великого Новгорода, но не только в Новгороде дело.

История этого чуда переносит нас в 1170-й год. Два мощных княжества боролись тогда за гегемонию над Русью. Это – Новгород и Суздаль. Каждое из этих княжеств располагало сильной дружиной, в каждом жили талантливые зодчие. Они возводили белокаменные храмы и терема. И в Новгороде, и в городах Суздальского княжества жили искусные мастера, ремесленники, иконописцы.

Сильные княжества не подчинялись Киеву. Правили во всех княжествах сородичи – Рюриковичи, но чувства единой страны у суздальцев и новгородцев не было.

В Новгороде власть находилась в руках народного собрания – веча. Cостоятельные бояре и торговцы управляли народным мнением, от них зависело решение веча: какого князя звать, какого прогнать… Князя воспринимали только как полководца.

Другое дело – Суздаль, Ростов и Владимир, стольные города крупнейшего княжества Залесской Руси. Там всю власть сосредоточили в своих руках князья. Бояре подчинялись им безоговорочно, а если бунтовали, их вразумляла княжеская дружина.

В Киеве княжил Мстислав Изяславич, в Новгороде – его брат Роман. Андрей Боголюбский, правитель Владимиро-Суздальского княжества, считал их врагами. В 1168-м году Киев пал к ногам боголюбского правителя. Мстислав Изяславич в панике бежал из стольного города. На Киевском престоле Андрей посадил верного человека. Но Роман продолжал править на берегах Волхова – там, где зародилась династия Рюриковичей. Он был воинственным князем: совершил набеги на Смоленскую и на Полоцкую земли.

Сын Андрея Боголюбского Мстислав, с победой вернувшись из Киева, стал собирать войско для подчинения Новгорода. Многих привлекала богатая добыча в торговой столице. И поэтому Мстислав легко нашёл союзников. Рязанский князь прислал хорошо вооружённую дружину. Со своим полком присоединился к рати князь Всеслав Полоцкий.

Правда, согласия в их рядах не было. Князья заранее принялись делить добычу: кому какая новгородская улица достанется. Мстислав попытался взять власть в свои руки, но это ему не удалось. А ведь он считался выдающимся полководцем! Год назад именно Мстислав возглавлял воинство, которое штурмом взяло Киев. Морозным декабрём 1169 года, передвигаясь по заледенелым рекам, суздальское воинство вторглось на территорию Новгородской земли.

Битва под стенами Новгорода

Битва под стенами Новгорода

Новгород защищала небольшая дружина князя Романа. Из горожан собрали ополчение. Послали гонцов за помощью к варягам. Но сил явно не хватало для сопротивления. В середине января город оказался в блокаде.

Войска Мстислава расположились у стен Новгорода и готовились к штурму. Новгородцы видели сотни костров, у которых грелись суздальские, полоцкие, муромские воины. Архиепископ Новгородский Иоанн всю ночь молился иконе Святой Богородицы, а к утру приказал закрепить икону на крепостной стене. Чтобы воины Мстислава увидели её и постыдились грабить и убивать православных братьев.

Сказано: «Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом Господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так:

«Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святой Богородицы, и вынеси ее на острог, воздвигнутый против супостатов».

И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь святой Богородице, Матери Божьей».

Но икона не остановила ратников. Ими овладело яростное желание поскорее ворваться в город. И они осыпали новгородские стены градом стрел. Стрелы попали и в икону. Легенда гласит, что икона повернулась ликом к Новгороду – и защитники города увидели, что из глаз Богородицы текут слёзы.

Икона, хранящаяся в Новгородском музее

Икона, хранящаяся в Новгородском музее

О дальнейшем новгородцы рассказывали так: Господь услыхал молитву Богородицы и обрушил гнев свой на суздальцев. Внезапно сотни дружинников потеряли зрение и разум. Они принялись драться друг с другом. Мстислав не мог остановить этого безумия. Увидев это, Роман Новгородский с отрядом лучших витязей вышел из города и напал на обезумевших врагов.

«Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен», – читаем в Сказании о битве новгородцев с суздальцами.

Сотни суздальцев попали в плен. Пленных превратили в рабов и продавали за бесценок – по две ногаты за голову. Ногата – это древнерусская денежная единица, стоимость которой равнялась примерно одной куньей шкуре.

В честь этого чуда архиепископ Иоанн и установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который доныне празднует вся Русская Православная Церковь.

Новгород недолго праздновал победу. Через год там начался голод. Государство ослабло. Новгородцы боялись нового похода суздальцев, и распрощались с князем Романом. Вскоре новгородским князем стал сын Андрея Боголюбского Юрий. Так Андрей Боголюбский простёр свою власть от Киева до Новгорода, хотя и не создал цельного, единого государства. Просто был самым сильным на этом пространстве.

Смысл этой иконы – не только в прославлении Знаменской Богоматери и молитвы к Ней. Не только в осознании милости Пресвятой Богородицы к молящимся людям. Через семьдесят лет после той братоубийственной войны Русь не устояла перед монголо-татарской волной. О единстве православной Руси и князей-родичей только мечтали летописцы. Икона напоминала: междоусобицы гибельны. К другой реальности нужно стремиться, к другой политике…

Но хмель наживы и честолюбия овладевал князьями и дружинниками. Междоусобные войны стали для них образом жизни, они не понимали бесславную суть этих походов.

И только Знаменская икона взывала к разуму и совести. Что это было – урок поклонения иконам? Или – грозное предупреждение всем нам, что нельзя вести братоубийственные войны, что нужно стремиться к единому государству, учитывая интересы разных городов, разных политических сил? Одна из заветных икон для Руси, потому что веками главной нашей ценностью было единение, братское сплочение перед захватчиками с Запада и Востока. Не всегда нашим предкам удавалось быть достойными этой миссии, но образ Богоматери напоминал об идеале. Был Знамением будущего единства Руси.

Икона в Софийском соборе Новгорода

Икона в Софийском соборе Новгорода

Понятие «братоубийственная война» в недавние времена для нас было связано только с репортажами об ирано-иракском конфликте. И вот – снова бьются суздальцы с новгородцами. Растёт взаимное ожесточение. Многие из нас уже и не представляют другой жизни, только – распри, без предела, по нарастающей.

Быть может, сегодня это самая важная икона для православных. В ней – пророчество, которым можно воспользоваться к общей пользе. Правда, куда легче от него отмахнуться.

А икона хранится в новгородском Софийском соборе.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Путешествие в домонгольскую Русь

Святой Варлаам Хутынский – это подвижник не только новгородской, но поистине всероссийской величины

Победное стояние

Действительно ли после Угры московская судьба переменилась?

Икона Божией Матери «Знамение»: история, молитвы

Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась…